Смекни!
smekni.com

Рекомендации для членов семьи и друзей 215 10. Кто может помочь и как? 242 (стр. 57 из 72)

Не всегда легко узнать, откуда лучше начать поиски хорошего терапевта или духовного учителя. Вы не найдете этих сведений в телефонном справочнике или в местной газете, хотя по мере роста признания важности духовного кризиса эта ситуация может измениться.

Источником такой информации и услуг для людей, которые в них нуждаются, может служить Сеть поддержки в духовном кризисе (Spiritual Emergence Network, SEN). Адрес и телефон SEN даны в Приложении 1. Если вы ищете терапевта, вы также можете связаться с Ассоциацией трансперсональной психологии в Стэнфорде, Калифорния*, либо с теми учебными заведениями, где есть курс трансперсональной психологии. Там вы можете узнать о практикующих психотерапевтах трансперсональной ориентации*.

Те кто прошли подготовку, связанную с методом холотропного дыхания, обладают и опытом, и теоретическим пониманием, которые необходимы для такой работы. Список сертифицированных ведущих можно получить в Международной ассоциации холотропного дыхания (Holotropic BreathworkTM International, 4286 Redwood Hwy., Ste. A 550, San Rafael, CA, 94903, USA, tel.(415) 479-4703)**. Полезным может быть и юнгианский аналитик, имеющий опыт работы с сильными эмоциями и физическими проявлениями. В целом, юнгианский подход, несмотря на тенденцию к излишней интеллектуальности, исходит из широкого понимания человеческого опыта, которое включает в себя и духовное измерение. Свяжитесь с местными представителями юнгианской школы и объясните им, что вам нужно. Если вы посещаете группу самопомощи, расспросите у других участников, знают ли они какого-нибудь достаточно непредвзятого аналитика, который с пониманием относится к требованиям преобразующего процесса.

В любой школе психотерапии всегда есть отдельные специалисты не похожие на других. Одна женщина, переживавшая кризис, который, как потом выяснилось, был вызван пробуждением Кундалини, нашла фрейдистски ориентированного психотерапевта. Он честно сказал ей: «Я не понимаю, что с вами происходит, и не знаю, куда это вас ведет, но готов поддерживать вас во всем, что вам потребуется делать». Благодаря его готовности идти на риск и его подержке она смогла завершить трудный период преобразующего процесса и обрести более разумное отношение к самой себе и к миру.

Нередко эффективность психотерапии определяется личными качествами терапевта; поэтому не ограничивайтесь какой-то определенной психотерапевтической школой и не исключайте возможность найти помощь в самых неожиданных местах. Например, один специалист по методу ребефинга, признавая реальность памяти о процессе рождения, может полностью отрицать возможность духовных переживаний, в то время как другой специалист той же школы может быть готов активно поддерживать клиентов, в каком бы направлении ни пошел их процесс.

И еще несколько разумных советов в отношении тех, кто может оказаться в роли помощников — членах семьи или друзьях, которые не готовы довольствоваться одним лишь содействием процессу, имеющему собственную динамику. Хороший способ отделить тех, кто действительно хочет сопровождать человека в его духовном путешествии, от тех, кто для этого не годится — посмотреть на то, какова мотивация этих людей. Как мы уже отмечали выше, те, кто предлагают свои услуги — будь то специалисты, друзья или члены семьи, — должны делать это лишь по причине подлинной заботы о человеке, переживающем кризис, веры в целительный потенциал этого процесса и желания помочь. Если же они делают это из чистого любопытства, из-за потребности манипулировать кем-то или представлять себя в выгодном свете, либо из собственного страстного желания быть нужными, то их присутствие, скорее всего, будет ограничивающим или докучливым.

Есть определенные виды неблагоприятной окружающей среды. Если это возможно, избегайте стерильной больничной обстановки, подчеркивающей факт болезни, а также догматической и негибкой атмосферы, характерной для некоторых семей, колледжей, религиозных организаций и общин. Избегайте любого окружения, от которого исходят осуждение, гнев и высокомерие вместо любви, поддержки и внимания. Если подобные условия — все, что вам доступно (скажем, вы оказались в больнице), постарайтесь найти среди персонала таких людей, которые в своей работе отступают от традиционного подхода и способны с сочувствием относиться к вашим нуждам.

Возвращение
домой

Нежный мир вокруг меня сияет и сверкает.

Спасибо за мое возвращение в мой чудесный дом!

Его милые стены

Приветствуют меня, согревают меня,

Обнимают меня как добрые руки любящей матери.

Как давно в этом знакомом доме начиналось мое путешествие!

Теперь здесь все другое и в то же время такое же, как прежде.

Слова, написанные после переживания
духовного кризиса

В предыдущих главах говорилось о том, что делать во время преобразующего процесса, и предлагались советы тем, кто проходит через этот опыт, равно как и окружающим их людям. Но вот наступило время, когда человек возвращается к повседневной жизни — либо после относительно мягкого духовного пробуждения, либо после всепоглощающего кризиса. Чего можно ожидать от этого переходного этапа? Каковы блага и проблемы этого периода? Как вы можете участвовать в дальнейшей интеграции переживаний, меняющих всю вашу жизнь? И каких долговременных изменений можно ожидать в будущем?

Этот период можно назвать возвращением домой. На этой стадии люди нередко ощущают в себе новый дом — внутренний источник спокойствия и силы. Кроме того, они часто открывают или переоткрывают для себя значимые элементы в окружающем мире, которые становятся для них источником поддержки, например: отношения с близкими людьми, знакомую обстановку или привычные виды деятельности. Однако поскольку в результате духовного кризиса многое в жизни человека может измениться, этот период также не лишен своих трудностей.

Некоторые из наиболее общих изменений включают в себя устранение многих сложных личных проблем, появление в жизни новых положительных сторон, сдвиг в системе ценностей и повышение значимости духовного измерения. Это те награды, которые приносит людям преобразующий процесс. Им может казаться, что они родились заново или омолодились; они чувствуют себя совсем не так, как в начале путешествия, так как обрели более здоровые взаимоотношения с собой и с миром.

Чувство обновления может появиться сразу, и тогда некоторые люди переживают внезапное разрешение кризиса и быстрый, легкий переход к новому и эффективному образу жизни. Однако у большинства бывает переходный период, во время которого они испытывают некоторую неуверенность в себе и в своем месте в мире.

В целом, ничто из тех разнообразных и порой драматических переживаний, которые мы описывали, не имеет никакой ценности, если только человек не приносит их с собой в обычную реальность и не применяет в своем поведении и деятельности в повседневной жизни. Многие духовные традиции предостерегают, что трансцендентные сферы способны зачаровывать и что у нас может возникнуть искушение отказаться ради них от мира повседневности.

Возможно, некоторым людям подходит уход от мира во имя исключительных поисков духа. К этой категории относятся серьезные кандидаты на жизнь в ашрамах или монастырях. Однако большинство из нас находят свое подлинное призвание в работе, в отношениях с другими людьми и в повседневных делах. Переживаемое преобразование личности позволяет нам открывать глубокий мистический смысл в простых обыденных вещах. И мы можем начать понимать, что любое значительное духовное достижение начинается с нашего отношения к ближнему.

Возвращение к повседневной жизни не подразумевает отказа от чего бы то ни было. Напротив, оно предполагает привнесение всего, что мы обрели во время своего путешествия в областях бессознательного, в тот мир, где мы живем двадцать четыре часа в сутки. Тем самым мы соединяем эти два мира и обнаруживаем, что импульс Божественного присутствует всюду. Мы учимся искать и находить его во всем вокруг нас, в каждом действии, которое мы совершаем, и в каждом человеке, с которым мы встречаемся.

В своей книге «Герой с тысячью лиц» Джозеф Кэмпбелл мастерски описал проблемы, возникающие при таком новом вступлении в жизнь. Как мы уже говорили в шестой главе, элементы мифа о путешествии героя отражают внутренние переживания человека в ходе преобразующего процесса. Герой оставляет свой дом, безопасное место в знакомой ему реальности и предпринимает путешествие, которое уводит его в страну тайны и приключений. Здесь его ждут многие испытания и посвящения. Когда завершается последнее испытание, герой возвращается туда, откуда он начал свое путешествие. Обстановка и действующие лица там могут быть все теми же, но сам герой сильно изменился. Теперь он наделен мудростью и пониманием, обретенными в ходе многочисленных испытаний, с которыми он сталкивался на своем пути. Но герою, полному новых прозрений, трудно приспосабливаться к старому миру. В своем описании возвращения героя Кэмпбелл подмечает и некоторые из переживаний, с которыми сталкиваются люди, возвращающиеся к повседневной жизни после духовного кризиса:

«Первая проблема возвращающегося героя — как после переживания тешащих душу видений самоосуществления принять реальность преходящих радостей и страданий банальностей и кричащих непристойностей жизни? Зачем возвращаться в подобный мир?.. Для завершения своего путешествия, возвращающийся герой теперь должен пережить столкновение с миром».

Например, человек, возвращающийся в привычную ситуацию, может обнаружить, что культура и отдельные люди не воспринимают его новых качеств. Рождающийся заново герой должен входить в

«...ту, на долгое время забытую атмосферу, в которой люди, являющиеся частями, воображают себя целыми. Ему приходится противостоять обществу своим разрушающим эго и спасающим жизнь знанием и получать в ответ разумные сомнения, жестокие обиды и растерянность хороших людей, не способных его понять.»