Смекни!
smekni.com

Рекомендации для членов семьи и друзей 215 10. Кто может помочь и как? 242 (стр. 59 из 72)

В более мягкой форме могут возвращаться и такие физические ощущения, как дрожь, телесный жар или различные боли. Либо что-нибудь увиденное в течение дня может напомнить вам какие-то моменты ваших переживаний или даже вызвать краткое видение. Возможно, в самый неожиданный момент к вам придет некое глубокое откровение, уводящее вас от повседневных дел и снова пробуждающее вас к вашим глубинам.

Эти вспышки эмоций и переживаний не обязательно означают, что вы снова погрузитесь в глубины своего бессознательного. Это, скорее, остаточные явления вашего преобразующего процесса, которые будут исчезать по мере дальнейшего исцеления. Когда они происходят, вы можете работать с ними, используя те же стратегии, которые помогали вам во время духовного кризиса. Хорошим методом работы с этими остаточными явлениями может быть эмпирическая психотерапия, практика медитации, физические движения или творческое самовыражение.

Ради сохранения отношений с близкими людьми, равно как и ради собственного здоровья, учитесь следить за появлением этих остатков и не смешивать их со своей внешней жизнью. Старайтесь не проецировать эти эмоции на других людей и не винить жизненные обстоятельства в своих неразрешенных внутренних переживаниях. Например, у вас может возникнуть соблазн проецировать волны остаточного гнева на ничем не заслуживших этого коллег или супруга, находя в качестве оправдания своих эмоций что-либо не устраивающее вас в вашей работе или в браке. Хороший психотерапевт, духовный учитель или группа поддержки могут помочь вам и направить вас в нужную сторону.

Вы можете испытывать неуверенность в отношении того, что говорить другим людям или как себя вести. Выйдя из духовного кризиса, вы можете спрашивать себя — так что же произошло? И возможно, пройдет какое-то время, прежде чем вы будете способны удовлетворительно ответить на этот вопрос. Очень часто переживания людей опережают их интеллектуальное понимание. Логическое объяснение опыта приходит медленно, по мере чтения книг и общения с духовными учителями или другими людьми, прошедшими по такому же пути. На время вы можете оказаться в своего рода подвешенном состоянии, даже не зная, как объяснить самому себе, что произошло.

Бывает и так, что вы настолько воодушевлены новыми перспективами, что готовы обсуждать их с каждым, кто захочет вас выслушать. Быть может, вы даже надеетесь, что ваша новая мудрость поможет другим людям. Наверняка вокруг вас есть любопытные люди, которые наблюдали за вами и помогали вам во время вашего преобразования. У них, скорее всего, есть собственные вопросы. Теперь вашей проблемой становится то, как рассказать о чем-то, чего вы, возможно, не понимаете сами.

Прибавьте к этому то, что вы все еще привыкаете к своему новому «я», чувствуя себя уязвимым и неуверенным в отношении собственных границ. Вы можете испытывать некоторые сомнения насчет того, как вам себя вести, и чувствовать смущение и неловкость в присутствии других людей. Возможно, вам кажется, что они критически относятся к вам из-за ваших странных переживаний или подозревают, что вы будете продолжать вести себя необычным образом. Некоторые семьи или друзья, успокоившись, что драматическая фаза самораскрытия миновала, могут требовать, чтобы теперь жизнь всех, кого это коснулось, «вернулась к норме». А вы, со своей стороны, можете чувствовать, что только начали духовное путешествие длиною в жизнь.

Как правило, другие люди не отдают себе отчет в значимости ваших переживаний. Если они придерживаются материалистического мировоззре­ния, ваша новая перспектива может даже показаться им угрожа­ющей. С другой стороны, вы чувствуете, что вышли из своего духовного кризиса с глубокими прозрениями или творческими способностями, кото­рые можно использовать для помощи другим людям. Джозеф Кэмпбелл в своей книге «Герой с тысячью лиц» прекрасно описал это чувство:

«Как учить снова... тому, чему нас учили верно, а мы заучивали неверно тысячи и тысячи раз на протяжении тысячелетий человеческой благоразумной глупости. В этом трудная предельная задача героя... Как передать людям, настаивающим на исключительности свидетельств своих чувств, послание всепорождающей пустоты?»

Как вам обсуждать свою новую точку зрения с людьми, все еще ограниченными своими собственными идеями о жизни? Очень осторожно. Проблема общения — один из самых коварных аспектов возвращения после духовного кризиса. Мы встречали слишком многих людей, пытавшихся рассказывать о своих переживаниях и прозрениях другим, которые не были готовы слушать такие вещи — которые никогда не соприкасались с этими сферами и, вероятно, стремились защитить привычный им способ понимания себя и мира.

Чтобы вы ни говорили таким людям, они пропускают это мимо ушей. Они просто не могут или не будут слушать. Или они могут реагировать так, что это принесет вам вред. Работодатели, коллеги, друзья и члены семьи могут ощущать в ваших рассказах угрозу и уклоняться от общения или оказывать активное противодействие. Специалисты с ограниченным пониманием вашего процесса могут ставить вам патологический диагноз и рекомендовать лечение, неблагоприятное для вашего дальнейшего развития.

Есть хороший способ различать тех, кто может реагировать отрицательно, и тех, кого серьезно интересует ваше преобразование. Весьма возможно, что даже если вы не будете ни о чем рассказывать, люди заметят в вас какую-либо внешнюю перемену. Ваши глаза могут выглядеть ясными и блестящими, лицо — сиящим, и вы можете быть полны новым возбуждением или покоем. Кто-нибудь может воскликнуть: «Ты выглядишь просто великолепно!» и спросить: «Что с тобой произошло?» Прежде чем сразу рассказывать этому человеку о своих глубинных переживаниях, спросите его, готов ли он уделить некоторое время тому, чтобы поговорить об этом.

Этот простой вопрос позволяет выделить тех, кто испытывает подлинный интерес. Если в ответ на ваш вопрос человек отвечает: «Да, конечно», и быстро переходит на какую-нибудь другую тему, вы можете не сомневаться в том, что его интерес носит поверхностный характер. С другой стороны, если ваш знакомый отвечает: «Да, когда мы можем это сделать? Я хочу знать все», то он, скорее всего, настроен серьезно. И даже тогда вам нужно, рассказывая свою историю, учиться быть чутким к собеседнику и сообщать ему только о тех подробностях и прозрениях, которые он хочет узнать. Вы всегда можете рассказать больше в последующих беседах

В духовных традициях существуют разные точки зрения на то, следует ли людям рассказывать о своем внутреннем путешест­вии. Некоторые школы считают, что сила переживаний уменьшается, когда о них рассказывают, и что такие обсуждения могут вести к развитию таких нежелательных черт, как гордыня и самодовольство. Многие из состояний, в любом случае, невыразимы, и даже самым красноречивым мистикам было трудно облечь их в слова. Вероятно, вы обнаружите, что совершенно невозможно удовлетворительно передать что-то столь неуловимое и преходящее, как ошеломляющий опыт смерти или ощущения растворения в бесконечности космоса.

Другие традиции поощряют выражение, хотя и ограниченное, как способ интеграции внутренних состояний в повседневную жизнь. Разговаривая о своих переживаниях с людьми, которые вас понимают, вы сможете сами лучше разобраться в том, что с вами происходило. Кроме того, вы научитесь тому, как применять свои новые открытия и знания во внешнем мире.

Вам потребуется избрать себе собственную стратегию, в то же время оставаясь готовым изменять ее с течением времени. Возможно, вы захотите некоторое время хранить молчание, прежде чем рассказывать о своих переживаниях другим людям. А может вам, наоборот, будет хотеться поскорее обсудить с кем-то свои переживания, чтобы самому их лучше понять. Обязательно выбирайте для этого восприимчивых людей — тех, кто сами прошли через подобный процесс, — знающего психотерапевта, духовного учителя или группу поддержки.

Вы можете попытаться выразить свои переживания с помощью живописи, прозы, поэзии, танца или пения. Метафоры этих видов творчества близки к символическому языку вашего внутреннего мира. Наша культура вообще более терпима к откровениям, переложенным на язык искусства, нежели к тем, что выражаются непосредственно.

Но что бы вы ни делали, не совершайте ошибку и не навязывайте свои откровения людям, которые не хотят их слушать. Некоторые из нас с таким энтузиазмом относятся к переменам, которые они видят в себе, что считают необходимым говорить о них со всеми подряд. Они даже могут пытаться обращать других людей в свою веру. Это, как првило, вызывает неудобства и межличностные проблемы. Все мы находимся на разных стадиях своего внутреннего развития, и каждый заслуживает уважения за то, кто он и где он находится в любой данный момент времени. У каждого из нас свое собственное путешествие, и их маршруты могут быть разными.

Хотя поначалу вы можете этого не чувствовать, ваш опыт не означает, что вы какой-то особенный или в чем-то превосходите других людей. Если вам открылись трансцендентные сферы или устройство и высшие законы космоса, помните, что этот опыт потенциально доступен каждому. В противном случае у вас могут легко развиться чувства духовной гордыни и величия — очень соблазнительные, но потенциально вредные отклонения, хорошо известные в духовных традициях. Будьте осторожны, если вы вдруг обнаруживаете, что верите, будто у вас есть ответы на все вопросы и ваша особая миссия — нести свое послание миру. Ответы, которые кажутся важными вам, могут не подходить для кого-то другого. Скромность — одна из самых важных характеристик действительно духовно развитого человека.

Вы можете чувствовать смущение, самоосуждение или вину по отношению к своему поведению во время духовного кризиса. Это в особенности относится к тем, кто прошел через крайнюю форму духовного кризиса с красочными переживаниями, необычными телодвижениями и эмоциональной экспрессией. Вы можете не помнить всего, что вы говорили или делали. Начиная выходить из своего кризиса, вы вдруг можете задуматься: «Что же я делал? Кто был при этом? И что они подумали?»