Смекни!
smekni.com

Рекомендации для членов семьи и друзей 215 10. Кто может помочь и как? 242 (стр. 63 из 72)

Часто люди впервые ощущают свою прямую личную связь с этим источником во время духовного кризиса. В непосредственных переживаниях они выходят далеко за пределы того, о чем раньше могли думать или говорить. Они соприкасаются с чем-то большим, чем все, что позволяли им представить их обычные средства. Этот источник дает знание и вдохновение, руководство и силу, защиту и помощь. После разрешения кризиса эта связь остается более или менее постоянной, и людям нередко кажется, что их Высшая Сила неведомейшим образом провела их через все испытания и проблемы их кризисного процесса.

Их Бог стал близким и всегда доступным внутри них, и это становится важной и необходимой частью их повседневной жизни. Они даже могут начать воспринимать весь процесс жизни как чудесную космическую драму, которой внимательно управляет божественная творческая сила. Им также может казаться, что все в окружающем мире — это изысканная демонстрация творений Бога.

Одна из наших любимых историй иллюстрирует важность подлинного переживания Божественного. Репортер из журнала «Тайм» брал интервью у знаменитого швейцарского психиатра К.Г.Юнга в последние годы его жизни. В какой-то момент журналист спросил, верит ли Юнг в Бога. Тот ответил: «Я не могу сказать, что я верю. Я знаю! У меня было переживание, в котором мной овладело нечто более сильное, чем я сам, то, что люди называют Богом».

В результате открытия направляющей их мудрой силы, многие люди обретают доверие к развертыванию самого процесса жизни. Они все очевиднее испытывают глубокую веру в то, что их существование развивается должным образом, возможно, как часть некого большего плана. Нередко они прекращают попытки бороться со стремительным течением жизни, понимая, что сопротивление его динамике обычно приносит ненужные страдания. Они обнаруживают, что все происходит гораздо лучшим образом, если они отказываются от потребности управлять своей ситуацией, вверяя себя руководству более глубокой мудрости.

Когда в жизни людей открывается духовное измерение, они понимают, что их жизнь без него была бесполезной и обедненной. Возможно, раньше они справлялись вполне адекватно, но не были счастливы, не зная о тех, по-видимому, бесконечных областях, которые с тех пор необычайно обогатили их существование. Они открыли для себя, что духовность — это необходимый элемент, который повышает качество их жизни и их чувство благополучия.

Такие люди часто начинают проявлять интерес к активному развитию своей духовной природы. После того как они открыли свою Высшую Сущность, их благополучие могло улучшиться в настолько многих отношениях, что им хочется и дальше развивать это измерение в своей жизни. Они могут чувствовать потребность заниматься регулярной, ежедневной духовной практикой, чтобы усилить контакт со своей глубинной природой, привнося ее в повседневную деятельность. Эти люди узнают, что могут соединяться с духовным источником во время прогулок на природе или с помощью медитации, молитвы, либо иной религиозной практики, и что они могут полагаться на его мудрость и благосклонность. В свои лучшие мгновения они могут чувствовать, что все, что они делают в течение дня, является формой медитации, подношением Богу или Высшей Силе.

Приближаясь к концу этой книги, давайте оглянемся на наше путешествие. Мы рассмотрели потенциальные возможности духовного самораскрытия, сосредоточиваясь на тех случаях, когда это совершенно естественное развитие становится кризисом. У некоторых из нас этот кризис приобретает весьма драматичный и разрушительный характер чрезвычайной ситуации; у других это не так. Стоят ли эти проблемы и испытания, драма и разрушение,высоты и глубины того, чтобы их пережить? Мы полагаем, что да, и так думают многие другие, вкусившие благ этого приключения.

Но что означает подобное преобразование для нашей жизни? Ответ на этот вопрос прекрасно передает знаменитая история об ученике дзен и его наставнике. Ученик спросил мастера: «Что ты делал до своего просветления?» Учитель ответил: «Я рубил дрова и носил воду». «А что ты делал после просветления?» На что мастер ответил: «Я рубил дрова и носил воду».

Во время духовного кризиса меняется многое, возможно даже все. Путь нередко бывает неровным и труднопроходимым, но он, в конце концов, приводит к покою и внутренней свободе. Вернувшись домой, вы можете все так же рубить свои дрова и носить свою воду, но делать это совершенно по-новому. И хотя вы прекрасно знаете, что еще не достигли просветления, на вашем пути становится все больше света.

Эпилог

Духовный кризис
и современный
глобальный кризис

Единственный дьявол, который есть в мире, находится в нашем собственном сердце. Там должна быть выиграна битва.

Махатма Ганди

Если есть праведность в сердце,

то будет хороший характер.

Если есть хороший характер,

то будет гармония в доме.

Если есть гармония в доме,

то будет порядок в народе.

Если будет порядок в народе,

то будет мир на земле.

Конфуций,
«Великое учение»

Двадцатый век — время беспрецедентного триумфа человеческой расы. Современная наука открыла атомную энергию, создала сложные космические ракеты, которые могут доставить астронавтов на Луну и да­же покинуть пределы Солнечной системы, расшифровала код ДНК и начала эксперименты в области генетической инженерии. Электрон­ные информационные сети — радио, телефон, телевидение, спутниковая связь и компьютеры — быстро превращают фрагментарную мозаику отдельных сообществ человечества в общую «глобальную деревню».

Однако в не меньшей степени поражает темная сторона истории ХХ столетия. Невообразимые суммы денег были потрачены на безумие гонки вооружений, и даже самая малая часть накопленных ядерных арсеналов могла бы уничтожить всю жизнь на Земле. Десятки миллионов человек были зверски замучены и убиты в нацистском Холокосте, в чистках и лагерях сталинской России и в тюрьмах других тоталитарных ре­­­­жимов по всему миру. Еще многие миллионы погибли в двух мировых войнах и в бесчисленных других вооруженных конфликтах.

Человечество живет в постоянном страхе атомной войны, которая означала бы полное истребление жизни на нашей планете. Уже неумолимо развертывается ряд других сценариев мировой катастрофы: промышленное загрязнение земли, воды и воздуха; угроза ядерных аварий и отходов; разрушение озонового слоя; парниковый эффект; возможность утраты планетарных запасов кислорода из-за безрассудного уничтожения лесов и отравления океанского планктона; опасность ядовитых пищевых добавок.

В то время как промышленно развитые страны осуществляют мечты о неограниченном росте, сотни миллионов людей в других регионах мира живут в нищете, умирают от голода или от болезней, от которых существуют известные лекарства. Наряду со все большим на­­коплением богатств в промышленно развитых странах наблюдаются быстрый рост преступности, увеличение числа эмоциональных расстройств и самоубийств.

Эту ситуацию можно без преувеличения назвать глобальным кризисом; такое опасное направление развития угрожает не только виду homo sapiens — если в подобных обстоятельствах мы все еще заслуживаем названия «человек разумный», — но также всем другим биологическим видам. Сейчас вопрос жизни и смерти — правильно определить причины этой опасной ситуации и найти эффективные средства для ее исправления.

С учетом существующих ресурсов и прогресса науки проблемы голода, нищеты и большинства смертей от болезни не являются не­избежными. Помимо того что войны абсурдны с психологической точки зрения, статистика ясно показывает, что ни одно современное государство не становилось богаче в результате войн: как правило, их следствием становятся бессмысленное уничтожение экономического потенциала и гибель людей. Нет никакой реальной необходимости в расхищении невозобновляемых ресурсов и загрязнении источников поддержания жизни. У человечества достаточно средств и технологических возможностей, чтобы прокормить население всей планеты, обеспечить приемлемый уровень жизни для всех, победить большинство болезней, перевести про­мышленность на неистощаемые источники энергии и предотвратить загрязнение окружающей среды.

Дипломатические переговоры, административные и правовые меры, эко­но­мические и социальные воздействия и другие аналогичные усилия имели чрезвычайно малый эффект, и становится все более ясно, почему они оказались неудачными. Сегодня многие люди осознают, что проблемы, с которыми мы сталкиваемся, в действительности имеют политический, военный, технологический или экономический характер. Все эти подходы являются продолжениями тех же позиций и стратегий, которые и породили глобальный кризис.

Хотя проблемы современного мира имеют много различных форм, все они являются всего лишь симптомами одного основного фактора — эмоционального, морального и духовного состояния современного человечества. В конечном счете, они представляют собой коллективный результат современного уровня сознания отдельных человеческих существ. Единственным эффективным и долговременным разрешением этих проблем может быть радикальное внутреннее преобразование человечества в массовом масштабе и его последующий подъем на более высокий уровень осознания и зрелости.

Задача создания совершенно иного набора ценностей и тенденций для человечества может показаться слишком фан­тастической и утопичной, чтобы возлагать на нее какие-либо надежды. Что могло бы преобразовать современное человечество в новый вид разумных существ, способных к мирному сосуществованию со своими собратьями, независимо от цвета кожи, языка или политических убеждений, не говоря уже о других биологических видах? Как могло бы человечество обрести более совершенные этические ценности, чуткость к потребностям других и осознание требований экологии? Подобная задача выглядит слишком фантастичной даже для научно-фантастического романа.