Смекни!
smekni.com

Рекомендации для членов семьи и друзей 215 10. Кто может помочь и как? 242 (стр. 65 из 72)

В сентябре 1984 года SEN перебралась в Институт трансперсональной психологии, находившийся в Менло-Парк, в Калифорнии. В то время наш проект слишком разросся, чтобы с ним можно было справиться с помощью нашего старого компьютера, небольшого штата добровольцев и крохотного бюджета. Рита решила продолжать работу, но наше расписание поездок вынуждало нас участвовать в ней все меньше и меньше. В это время умер Дик Прайс, наш основной источник поддержки в Эсалене. Когда Институт трансперсональной психологии предложил приютить SEN, мы с радостью согласились. Администратор Института Сьюзен Дэвайла стала нашим адвокатом, а Чарльз Лонсдейл и затем Меган Нолан, Николб Кестер и Жанин Прево стали координаторами сети.

С того времени мы оказывали работе SEN второстепенную помощь в качестве консультантов и авторов ее печатных материалов. Сотрудники сети расширили и развили многие из идей, зарождавшихся в Эсалене, и добавили к ним новые услуги. Они продолжили работу над картотекой и поддерживают телефонную связь более чем с тысячей помощников, в число которых входят представители самых разных профессий и слоев общества — психологи, психиатры, работники служб социального обесечения, психотерапевты, врачи, священники и многие другие. SEN расширила свою образовательную программу, включив в нее регулярные семинары и лекции по темам, связанным с духовным кризисом, а также распространение соответствующих статей, библиографий, аудио- и видеозаписей.

Перcонал SEN провел ряд открытых конференций для тех, кто связан с этой областью, и провел большую работу по привлечению внимания специалистов путем организации дискуссионных групп, обучающих семинаров и исследовательских проектов. Помимо регулярного распространения информационного бюллетеня начал издаваться специальный журнал.

Вся эта деятельность проводится в крохотном офисе в помещении института небольшим штатным персоналом и впечатляющим числом добровольцев. Едва сводя концы с концами с помощью бюджета, состоящего из эпизодических пожертвований и членских взносов, преданные своему делу сотрудники справляются с большим количеством телефонных звонков и с множеством других задач, которые связаны с деятельностью меж­дународной информационной сети. Из-за того, что область духовного кризиса так нова, SEN было трудно получить официальные гранты, для которых часто требуется обоснование с помощью исследовательских проектов.

В настоящее время сотрудники SEN собирают клинические данные и материалы о случаях кризиса у людей, обращающихся к ним за помощью, и надеются создать подобные центры и в других странах. Несмотря на постоянно растущий запас информации, им пока не удалось организовать активные исследования из-за финансовых ограничений. Мы надеемся, что планы на будущее помогут разрешить эту проблему.

Кроме того, SEN надеется увеличить свой персонал, чтобы проводить тренинги для профессионалов, полу­профессионалов* и всех тех людей, которые захотят участвовать в работе центров круглосуточной помощи. Чтобы становиться все более доступной для широкой общественности, SEN также планирует готовить команды для оказания помощи переживающим духовный кризис и их семьям на дому. Здесь тоже открывается много возможностей для дальнейших исследований.

Сотрудники SEN надеются выступать в роли консультантов для различных сообществ, заинтересованых в том, чтобы научиться справляться с духовными кризисами. Кроме того, они собираются сосредоточиться на использовании искусства как средства интеграции преобразующих переживаний в повседневную жизнь, а также разработать программу, для растущего числа молодых людей, которые без достаточной поддержки подвергаются духовным ритуалам перехода**.

За первые годы своего существования SEN сделала очень много. Она достигла важного прогресса в формализации понятия духовного самораскрытия/кризиса на языке современной науки о душевном здоровье. Она способствовала пониманию того, что люди могут переживать мощный преобразующий процесс, который, хотя и может быть драматичным, однако не является патологическим. Посредством обучения она помогла специалистам и другим людям научиться отличать таких людей от тех, кто нуждается в медицинском лечении, и создала растущую сеть поддержки. Предстоит сделать еще очень многое, и все, кто участвует в деятельности SEN, как и мы сами, полагают, что их работа только начинается.

Приложение 2

Каким нам видится
круглосуточный центр
поддержки

Все годы, когда мы путешествовали и рассказывали о кризисах преобразования личности, на наших лекциях чаще всего можно было слышать вопрос о том, есть ли какие-то места, где клиентам предоставляется возможность проходить через подобные переживания без традиционного психиатрического вмешательства и под наблюдением тех, кто понимает сущность происходящего процесса.

Хотя некоторые заведения с такими целями уже открывались в прошлом (к примеру, центр «Диабазис», созданный Джоном Перри в Сан-Франциско), все они, в конечном счете, закрылись из-за финансовых проблем. Эти трудности отражают отсутствие в нашей культуре понимания важности преобразующего путешествия. Хотя услуги центра «Диабазис» стоили гораздо меньше, чем традиционная психиатрическая госпитализация, ни одна страховая компания не хотела оплачивать счета за предоставлявшийся там уход, поскольку это альтернативное лечение не было признано профессионалами как приемлемое и законное.

За время, прошедшее с тех пор, очень многое изменилось. Глобальный кризис, быстрый рост стоимости психи­­­атрического лечения, возрождение интереса к духовности и одновременное увеличение числа случаев духовного кризиса привели нас к такому этапу, когда такие приюты для тех, кто переживает духовный кризис, могут оказаться вполне жиз­неспособными. С возрастанием спроса на новое понимание и заботу о людях, переживающих духовный кризис, не могут не появиться новые возможности для создания подобных центров лечения.

Мы верим, что центры по работе с духовными кризисами можно организовать так, чтобы они были приемлемыми для медицинского истэблишмента и страховых компаний в качестве эффективной альтернативы традиционному психиатрическому лечению. Такие центры легко могли бы возникнуть точно так же, как в свое время под нажимом общественного мнения и в ответ на потребность в более человечном и естественном подходе к рождению и смерти возникли центры подготовки к родам и центры для умирающих. Рождение, смерть и духовное преобразование — это такие врожденные и важные аспекты на­шей жизни, что для каждого из них представляется необходимым создавать специальную поддерживающую обстановку.

Далее мы расскажем, каким, на наш взгляд, должен быть круглосуточный стационар для людей, переживающих духовный кризис. Поскольку эта область относительно нова, некоторые аспекты этой модели необходимо проверить, дополнить или изменить. Наше описание носит лишь самый общий характер. Конкретные детали придется разрабатывать в соответствии со спецификой каждой отдельной ситуации.

Общая идея. Концепция стационарного приюта для людей, переживающих духовный кризис, основана на понимании того, что к преобразующему процессу следует подходить с доверием и поддержкой, а не пытаться его подавлять или контролировать. Клиенты не считаются пациентами, а сотрудники персонала не называются специалистами по ле­чению. Скорее, каждый человек рассматривается просто как участник определенного этапа эволюционного путешествия. Кто-то имеет больше знаний, опыта и навыков, чем другие, но со временем это может меняться. Персонал обязан создавать такой контекст, в котором процесс сможет идти своим естественным путем.

Место. В идеале такое убежище должно располагаться в природной среде, так как во время духовного кризиса люди зачастую очень восприимчивы и чувствительны к окружающему миру. Если это невозможно, то клиенты и персонал должны хоть как-то соприкасаться с травой, деревьями, пляжами, горами, солнечным светом, садом или другими аспектами природы. Центр должен находиться на достаточном удалении от соседних зданий, чтобы эмоциональная экспрессия, столь часто сопровождающая кризис, не беспокоила других людей.

Строение (или строения) центра должны иметь уютный домашний вид с покрытыми коврами общими помещениями для групповой деятельности и собраний, спальнями и кухней. Необходимо иметь одну или две комнаты почти или совсем без мебели, и со стенами и полом, покрытыми подушками для тех, кому нужно безопасное место во время критических стадий процесса. Для тех, кто находит комфорт и исцеление в воде, следует предусмотреть горячие ванны или джакузи.

Вся окружающая обстановка должна быть эстетически приятной и не похожей на больницу. Дом надо покрасить так же, как обычно красят жилые дома, и в нем должно быть много комнатных растений и свежих цветов на столах. Для трапезы следует готовить и подавать питательную и здоровую пищу, очень внимательно подходя к ее качеству и внешнему виду. На столах всегда должны стоять вазы со свежими фруктами.

Возле дома должен быть красивый ухоженный сад, где выращиваются цветы и овощи, чтобы клиенты могли проводить там время за копанием грядок и уходом за растениями для уравновешивания своих сложных внутренних переживаний. В идеале, хорошо иметь и плавательный бассейн, где люди смогли бы активно выражать и выводить наружу непрошенные энергии, возникающие по ходу процесса. Для той же цели можно использовать бег трусцой в соседнем парке или другую энергичную деятельность.