Смекни!
smekni.com

Рекомендации для членов семьи и друзей 215 10. Кто может помочь и как? 242 (стр. 66 из 72)

Персонал. Персонал может состоять из специалистов в обла­сти душевного здоровья, технических работников и других людей, готовых предложить свою помощь. Все члены персонала должны быть лично преданы идее поощрения, а не подавления выражения внутренних переживаний. Конкретный состав персонала зависит от требований, которые предъявляет каждая отдельная ситуация. Однако в любом случае важно иметь обученных помощников, готовых поддерживать и сопровождать других людей в ходе духовного кризиса.

Общим требованием для всех сотрудников центра — поваров, администраторов, консультантов, врачей, психотерапевтов и помощников — является наличие теоретической и эмпирической подготовки. Подготовка может быть результатом их собственного духовного кризиса, какого-либо эмпирического метода, вроде холотропного дыхания, либо того или иного вида духовной практики, которая включает в себя состояния, аналогичные тем, что встречаются при духовном кризисе. Собственный опыт сотрудников наряду с хорошей теоретической подготовкой должен позволять им распознавать и понимать изнутри те процессы, которые они наблюдают у других. В результате, они будут способны общаться с клиентами без напряжения, угадывать их потребности и оказывать им адекватную поддержку. В идеале, все члены персонала должны регулярно заниматься той или иной духовной практикой.

Еще одним необходимым компонентом должен быть знающий и доброжелательный медицинский персонал, поскольку с духовным кризисом нередко бывают связаны физические симптомы, которые могут правильно оценить только специалисты. Такие проблемы, как обезвоживание организма или недостаточное питание, требуют наблюдения врача. Изредка могут понадобиться слабые транквилизаторы, но не в качестве подавляющего лечения, а чтобы помочь людям отдохнуть после длительных периодов напряженной активности.

Точные роли членов персонала зависят от структуры центра. Поскольку процесс духовного кризиса может быть очень интенсивным, сотрудникам и целесообразно, и полезно ограничить свои контакты с клиентами разумными промежутками времени. Во избежание переутомления лучше отказаться от постоянного пребывания персонала на территории центра и использовать посменные дежурства. В состав персонала могут в качестве временных помощников входить люди, в данный момент проходящие обучение работе с духовными кризисами. Дополнительную помощь и знания можно получить от тех, кто работает с проблемами алкоголизма и наркомании.

Услуги. Общая программа основана на гибкости, заботе о клиентах и готовности к участию в любых приключениях. Хотя в центре могут быть доступны различные виды услуг, ни один клиент не проходит четко определенного курса лечения. Поскольку у преобразующего процесса свои мудрость, динамика и временной распорядок, его ход невозможно предсказать заранее. Однако общее понимание его природы и возможностей предоставляет широкое поле для творчества. На определенных стадиях клиенты могут проходить через интенсивные периоды, когда им нужно, чтобы кто-нибудь активно работал с ними, помогая им справляться с трудными переживаниями. Необходимая поддержка может иметь разные формы — от глубокой эмпирической психотерапии до простого физического контакта и возможности продолжительных бесед с понимающим человеком. Иногда клиенты могут нуждаться в одиночестве и покое, творческом самовыражении, занятиях простыми повседневными делами или напряженными физическими упражнениями.

По мере того как внимание клиентов снова обращается к внешнему миру, они начинают задумываться о том, что с ними происходило, и нуждаются в объяснении и утешении. А когда приходит время возвращаться домой, им нужно помогать снова войти в обычный мир и взаимодействовать с людьми в ходе их повседневной жизни. Многие из этих стадий уже обсуждались в данной книге; изложенные в ней идеи можно расширить в процессе разработки конкретной программы лечения.

Помимо круглосуточного дежурства обученных помощников, в число специальных услуг центра помощи при духовном кризисе могут входить регулярное психологическое консультирование, конфиденциальные беседы с членами персонала, игра в песке по методу Доры Калфф (подробнее см. Приложение 3), сеансы эмпирической психотерапии, телесная работа, акупунктура, живопись и лепка из глины. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность регулярных физических упражнений и работы в саду. В распоряжении клиентов и персонала должны быть достаточно богатая библиотека книг по искусству, мифологии, религии и символизму, а также большая подборка фотографий и рисунков, которые могут давать некоторые ключи к содержанию переживаний клиента. Весьма полезным будет и хороший выбор видеокассет по родственным темам.

Сотрудникам персонала центра следует не только оказывать клиентам первую помощь во время нахождения в стационаре, но и помогать им при возвращении домой. У них должны быть адреса нескольких убежищ для тех, кому нужно провести еще некоторое в защищенной обстановке. Убежища комплектуются людьми, готовыми поддерживать и ободрять клиентов в процессе их возвращения к прежним взаимоотношениям, работе и миру социальных норм. Там клиенты имеют возможность жить рядом с людьми, которые проходят через тот же процесс, и находить поддержку в опыте других. Некоторые принципы организации таких убежищ можно почерпнуть из опыта подобных заведений, успешно действующих в области преодоления химической зависимости.

Кроме того, центр помощи в духовном кризисе должен предлагать своим клиентам программы реабилитации в форме регулярно действующих еженедельных групп поддержки, индивидуального консультирования, эмпирической психотерапии и различных видов духовной практики. Вдобавок, клиенты могут поддерживать контакт с теми, кто ранее проходили лечение в центре, а затем вернулись туда для добровольной работы в качестве консультантов, садовников или помощников на кухне. Таким образом у них будет возможность встречаться и беседовать с другими людьми, прошедшими такой же путь и успешно интегрировавшими многие из своих переживаний в повседневную жизнь. Такого рода контакты могут быть весьма обнадеживающими для тех, кто все еще пребывает в шатком и неуверенном состоянии.

Персонал центра также должен предусматривать регулярные программы для членов семей и друзей тех, кто переживает духовный кризис. Как в период пребывания клиента в стационаре, так и после его возвращения домой, членов семьи и друзей следует информировать и консультировать в отношении динамики преобразующего процесса, который мог войти в их жизнь совершенно неожиданно. Благодаря этому они, в конечном счете, будут способны в большей степени понимать и поддерживать близкого им человека при его возвращении в повседневный мир, а также заботиться о себе.

Эта мечта далеко не совершенна. Возможно, всеобъемлющее представление о том, каким должен быть центр помощи при духовном кризисе, сложится только в процесе реального планирования и открытия подобного заведения, которое затем будет служить образцом для других. И мы надеемся, что в скором времени целая сеть таких центров, а также промежуточных убежищ и групп поддержки будет предлагать помощь и понимание, в которых крайне нуждаются столь многие люди.

Приложение 3

Духовный кризис
и профессионалы
в области
душевного здоровья

Когда мы писали книгу «Неистовый поиск себя», мы пыталиcь сделать ее идею понятной для широкого круга читателей. В этом Приложении мы хотели бы добавить некоторую информацию, которая может представлять интерес для тех, кто получил подготовку в области психиатрии, психологии и других смежных дисциплин, связанных с душевным здоровьем. Мы выбирали темы для обсуждения таким образом, чтобы они охватывали круг вопросов, которые нам чаще всего приходилось слышать от профессионалов во время наших лекций и семинаров.

Духовный кризис
и современная наука

Многим профессионалам, даже если они, в общем, с симпатией относятся к трансперсональной психологии и концепции духовного кризиса, оказывается трудно примирить эти понятия со своей традиционной подготовкой. Система мышления, которая сознательно отбрасывает все, что не может быть взвешено и измерено, не оставляет никакого места для признания твор­ческого космического разума, духовных реалий или таких вещей, как надличностные переживания или коллективное бессознательное. В научных кругах весьма распространено представление о трансперсональной точке зрения, как о чем-то не только научно не обоснованном, но и фундаментально несовместимом со строгим научным мышлением. Поэтому нам представляется важным дать краткий обзор недавних революционных достижений западной науки и показать, что те понятия, которые мы здесь обсуждаем, отнюдь не являются «ненаучными» или «иррациональными». Хотя они явно несовместимы с традиционным ньютоно-картезианским мышлением*, они хорошо согласуются с теми революционными достижениями в различных областях современной науки, которые часто называют «новой парадигмой».

Давайте сначала посмотрим на традиционную парадигму западной науки, основанную на идеях ньютоновской физики и ее исходных представлениях о природе реальности и человеческих существ.

Мировоззрение ньютоно-картезианской науки

Традиционная доэйнштейновская физика была основана на твердом убеждении, что Вселенная имеет материальную природу и состоит из плотных и неразрушимых элементарных кирпичиков-атомов. Подчиняясь определенным неизменнным законам, атомы движутся в трехмерном пространстве и во времени, которое считается равномерно текущим из прошлого через настоящее в будущее. Ньютоновская наука рассматривала существование Вселенной как историю эволюционирующей материи, а сам космос — как гигантскую сверхмашину, действие которой полностью детерминировано. С этой точки зрения, если бы мы могли выявить и измерить все факторы, действующие в мире в настоящий момент, то, в принципе, были бы способны точно восстановить любую ситуацию из прошлого, а также предсказать все, что произойдет в будущем. Это не­воз­можно сделать на практике по причине сложности мира, которая не позволяет нам установить и измерить все факторы, действующие в мироздании.