Россия, при всей скудности имеющихся финансовых и промышленных ресурсов, способна найти целый ряд изощренных технических и военно-организационных решений, призванных обеспечить убедительность, надежность нашей системы ядерного сдерживания.
5. СИСТЕМА “ПРЕДЪЯДЕРНОГО СДЕРЖИВАНИЯ”
ДЛЯ РОССИИ
Многие специалисты и политические деятели давно уже подвергли сомнению ценность “понижения ядерного порога”, небезосновательно считая, что по мере его понижения все менее убедительным становится угроза применения ядерных средств, пусть даже сугубо выборочным порядком, не по реальным целям, а где-нибудь в пустыне, лишь для “демонстрации решимости” к его применению и т.п.
Проблема убедительности сдерживания при понижении “ядерного порога” как во взаимоотношениях с ядерными, так и безъядерными государствами, требует рассмотрения и других, дополнительных мер по повышению убедительности ядерного сдерживания и, соответственно, его эффективности.
Такие возможности лежат в том числе в сфере возможного применения высокоточного дальнобойного оружия различных видов и типов с обычными боеприпасами, в том числе повышенной мощности, с использованием, прежде всего в качестве платформ, как подводных, так и надводных боевых кораблей, а также бомбардировочной авиации большой дальности.
Еще в начале 1980-х годов Маршал Советского Союза Н.В.Огарков и ряд других специалистов отмечали, что обычные боеприпасы по своей мощности приближаются к ядерному оружию малой мощности. С повышением точности наведения, которая постоянно возрастает в последние 15-20 лет, возможности боеприпасов в обычном снаряжении для поражения широкого спектра военных и экономических целей еще больше увеличиваются. При этом применение обычных боеприпасов даже самой большой мощности не сопровождается эффектами, которые неизбежно присутствуют при использовании любых видов ядерных боеприпасов, даже “мини-ньюков” (проникающая радиация, радиоактивное заражение почвы, воды и др.)
Убедительная угроза применения высокоточного дальнобойного носителя с боезарядом в обычном оснащении могла бы стать основой системы “предъядерного сдерживания”, дополняющей систему ядерного сдерживания. Потенциальной агрессор должен при этом иметь в виду, что он может рассчитывать на нанесение удара не только по его силам и средствам, непосредственно развернутым и задействованным против России, но и по ряду других объектов.
Использование такого оружия должно быть обставлено соответствующим образом политически – как акт “последнего предупреждения” в ходе военных действий перед селективным применением сравнительно маломощных ядерных боеприпасов.
При применении такого оружия речь должна идти, прежде всего, об объектах высокой стоимости, сложных системах обеспечения национальной безопасности, сравнительно удаленных от густонаселенных районов. К таким объектам, в частности, относятся наземные центры радиоэлектронной разведки, крупные корабли аналогичного назначения.
На более высоких стадиях эскалации, но все еще в рамках “предъядерной” стадии, речь могла бы идти и об аналогичных объектах гражданского назначения, прежде всего об объектах инфраструктуры, сравнительно удаленных от крупных городских агломераций в целях минимизации потерь для мирного населения, но нанесения агрессору ощутимого экономического ущерба.
Научно-технический уровень нашей страны вполне позволяет иметь такого рода средства “предъядерного сдерживания” и развивать их в соответствующем направлении. При этом необходимо иметь в виду, что система “предъядерного сдерживания” в еще большей мере, чем система ядерного сдерживания, зависит от развития соответствующей информационной инфраструктуры – средств разведки, целеуказания, навигации (в том числе космической навигации). Значительная часть этой инфраструктуры – это средства двойного назначения, которые необходимо и развиваться соответствующим образом.
Как писал российский историк и идеолог развития военно-морского флота П.И, Белавенец постоянную “готовность нападений на территорию врага удержит его от нападения на наши земли”. Этот неоправданно забытый автор справедливо подчеркивал , что “эта истина верна была всегда и будет верна, пока будет существовать война и войска как на суше так и на море”.
Перечень сокращений
БР - баллистическая ракета
БРПЛ - баллистические ракеты подводных лодок
БРСД - баллистическая ракета средней дальности
ВВП - валовый внутренний продукт
ВВТ - вооружение и военная техника
ВМС - военно-морские силы
ВТО - высокоточное оружие
ГЧ - головная часть
ДВЗЯИ - Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных
испытаний
ИСЗ - искусственный спутник Земли
КНШ - Комитет начальников штабов
КР - крылатая ракета
МБР - межконтинентальная баллистическая ракета
НПРО - национальная противоракетная оборона
КРМБ - крылатая ракета морского базирования
НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы
ОМП - оружие массового поражения
ПГРК - подвижный грунтовый ракетный комплекс
ПЛ - подводная лодка
ПЛАРБ - атомная подводная лодка с баллистическими ракетами
ПРО - противоракетная оборона
РВСН - Ракетные войска стратегического назначения
РГЧ ИН - разделяющиеся головные части индивидуального
наведения
СККП - система контроля космического пространства
СНВ - стратегические наступательные вооружения
СОИ - стратегическая оборонная инициатива
СПРН - система предупреждения о ракетном нападении
СЯС - стратегические ядерные силы
ТВД - театр военных действий
ТЯО - тактическое ядерное оружие
ШПУ - шахтная пусковая установка
ЯБЧ - ядерная боевая часть
* Следует оговориться, что если для Югославии “косовский вопрос”, безусловно внутреннее дело, то в случае с оккупацией Ираком Кувейта юридически ситуация выглядит иначе, хотя Багдад и рассматривает его как часть своей территории, искусственно отделенную британскими стратегами при разделе “оттоманского наследства”. В данном случае для анализа важна не столько международно-правовая, сколько военно-политическая составляющая.
* В 60-е годы группа специалистов по системному анализу, работавших в аппарате министра обороны США Р.Макнамары, определила в качестве “неприемлемого” ущерб, наносимый взрывом примерно 400 боеголовок в одномегатонном тротиловом эквиваленте каждая. Эта оценка стала той точкой отсчета, вокруг которой колебались и от которой отталкивались другие аналогичные критерии, исходящие из формирующегося “порога насыщения”. Под этим порогом понимается уровень, выше которого даже при весьма значительном приращении количества боеприпасов, доставляемых до цели, приращение эффекта уничтожения промышленности и населения подвергшейся нападению стороны становится минимальным.
* Бывший министр обороны США Р.Макнамара и бывший командующий Стратегическим авиационным командованием (САК) США генерал Р.Батлер в конце 80-х годов стали активно пропагандировать идеи сокращения числа боезарядов на стратегических носителях для СССР и США до уровня 1000 ед., считая, что в отсутствие ПРО каждая сторона все равно будет обладать, с учетом особенно вторичных и третичных последствий ядерных взрывов, способностью к гарантированному уничтожению другой стороны как современной цивилизации.
* Время от времени в Англии возникает сильное движение за отказ от ядерного статуса, от собственных средств сдерживания. Это, прежде всего, связано с тем, что значительная часть британского общества не видит смысла иметь собственные СЯС при такой тесной связке британской военной, в том числе ядерной, политики с США.
** По аналогичному пути пошел и Китай, еще до политического и идеологического конфликта с Москвой начав создание собственного независимого ядерного потенциала с особым подходом к ядерной политике, к проблеме сдерживания.
* Создав собственное ядерное оружие, де Голль вышел из военной организации НАТО, не порвав при этом отношения с Североатлантическим альянсом по политической линии. Такой политический курс сохраняется и до настоящего времени, несмотря на то, что не раз возникало впечатление, что он вот-вот будет свернут и французам придется довольствоваться той же ролью, что и Великобритании.
* Ее дальность полета в настоящее время составляет 300 км, при модернизации может быть увеличена до 500. Хранимый запас составляет 60 ракет.
** Аналогичный консенсус в отношении ядерного оружия сложился в Индии, а по ряду данных – и в Пакистане.
* Эта проблема имеет сих пор особое значение для завершения процесса объединения государства, ее решение является едва ли не главным приоритетом китайской внешнеполитической и военно-политической стратегии.
** Как отмечают многие специалисты китайцы на протяжении более чем 20 лет испытывали большие трудности в отработке технологий запуска баллистических ракет из подводного положения. Эти проблемы по многим оценкам, в решительной мере были преодолены в 2000-2001 г.г.
*** Иногда данный тип относят к МБР ограниченной дальности.
** В 1990-е годы в западной печати не раз появлялись скандальные публикации об утечке в КНР из США важнейших технологий создания ядерных боеприпасов и средств их доставки, По этим фактам проводились разного рода расследования, вводились некоторые санкции.
** Между Китаем и США явно существует геополитическое соперничество, несмотря на сотрудничество во многих сферах и растущую взаимозависимость в экономике (только торговый оборот между США и Китаем в 2000 г., по ряду оценок, превысил 120 млрд.долл.). Есть немало российских и зарубежных экспертов, которые считают, что в США имеются влиятельные силы, которые в условиях “ядерного пата” с КНР основную ставку реально делают на дестабилизацию обстановки в этой стране, на ее развал наподобие того, что произошло с СССР – куда более крупной ядерной державы