Смекни!
smekni.com

Методика и дидактика ga 294 Курс лекций, прочитанный 21. VIII ix 1919 г для преподавателей Свободной вальдорфской школ «Парсифаль» (стр. 25 из 33)

Такие эксперименты проводились в униветситетах. Эксперимент, который я сейчас описал, проводился на самом деле, и при этом выяснилось: при аудитории примерно в тридцать человек в лучшем случае 4 или 5 из них описывают произошедшее правильно! Это можно уверенно констатировать, потому что ведь до этого все было точно обговорено и выполнено в соответствии с уговором. Таким образом, едва ли десятая часть зрителей описывает произошедшее правильно. Большинство пишет совершенно несуразные вещи, потому что событие застает их врасплох. Сегодня, когда эксперименты в большом ходу, такие вещи делают очень охотно и из них извлекают тот важный научный вывод, что свидетели, которые предстают перед судом, не заслуживают доверия. Потому что если даже образованные люди из числа слушателей – это ведь всё образованные люди – подходят к произошедшему так, что только десятая часть из них записывает более-менее верно, другие допускают ошибки, а некоторые пишут совершенно несуразные вещи, то как же можно требовать от свидетелей при разборе дела в суде, чтобы они правильно описали как процесс нечто, что они, возможно, видели недели или месяцы назад? Человеческий здравый смысл знает такие вещи по жизненному опыту. Потому что в конце концов и в жизни каждому из нас люди рассказывают вещи, которые они видели, по большей части неверно и очень редко – правильно. Нужно иметь нюх на то, верно ли рассказывают что-либо или нет. Едва ли десятая доля из того, что люди на каждом шагу говорят в том строгом смысле, что это пересказ действительно произошедшего, будет верна. Но вдобавок ко всему люди делают все только наполовину; они формируют ту половину, которую, собственно, если действительно обратиться к человеческому здравому смыслу, можно было бы опустить, потому что другая половина более важна. Следовало бы позаботиться о том, чтобы наша культура развивалась так, чтобы можно было больше полагаться на свидетелей и чтобы люди говорили больше правды. Но, чтобы этого добиться, нужно начинать уже с детского возраста. И поэтому важно, чтобы ребенок рассказывал об увиденном и пережитом в большей степени, чем занимался сочинениями на свободную тему. Тогда у детей разовьется привычка ничего не придумывать в жизни, а в случае чего и перед судом рассказывать правду о произошедшем. Также и в этой области волевое следует учитывать больше, чем интеллектуальное. Когда в вышеупомянутой аудитории заранее обговорили происшествие и затем сопоставили высказывания зрителей, целью было узнать, насколько люди лгут. Это нечто такое, что понятно в интеллектуально настроенную эпоху, каковой является наша. Но мы должны вернуть интеллектуально строенную эпоху к волевому началу. Поэтому мы должны в педагогике обращать внимание на такие частности: чтобы дети, когда они уже научились писать, и особенно после двенадцати лет, составляли рассказы о действительно увиденном, чтобы мы не занимались много сочинением на свободную тему, которое, собственно, еще не подходит и для общеобразовательной школы.

И особенно важно, также то, чтобы на занятиях иностранным языком мы с учениками постепенно пришли к умению передавать увиденное и услышанное в форме короткого рассказа. Но тогда необходимо заниматься в особенности той стороной языка, которая связана с рефлексивными движениями, то есть проговорить с детьми как можно больше приказов типа "Сделай это, сделай то" – и затем пусть они их выполняют так, чтобы в классе за сказанным учителем следовало не столько обдумывание этого сказанного или медленный ответ, сколько действие. Таким образом на занятиях языком культивируется также волевое, связанное с движением. Это всё вещи, которые вы должны хорошо обдумать и усвоить и которые вы должны учитывать тогда, когда проводите занятия иностранным языком. Дело всегда в том, чтобы мы смогли правильным образом связать волевое начало с интеллектом.

Теперь важно, чтобы мы, занимаясь наглядным обучением, не превращали его в банальность. У ребенка никогда не должно возникать ощущение, что наглядные занятия являются, собственно, чем-то само собой разумеющимся. «Я показываю кусок мела». – «Какого цвета мёл?» – «Он жёлтый». – «Каков верхний конец?» – «Он обломан». Иногда наглядные занятия проводятся по такому типу. Отвратительно. Само собой разумеющиеся вещи не следовало бы подавать как наглядные занятия. Наглядные занятия следовало бы вообще поднять в более высокую сферу. Погружением в наглядные занятия ребенок уведен в более высокую сферу своей душевной жизни. Вы сможете сделать это особенно хорошо, если свяжете наглядные занятия с геометрией.

Геометрия дает вам исключительно хороший пример того, как можно связать наглядные занятия с материалом при помощи самой симметрии. Например, вы сначала рисуете прямоугольный равнобедренный треугольник. Снизу вы можете приставить к этому треугольнику квадрат, так что с прямоугольным равнобедренным треугольником будет граничить квадрат (см. рис. 12-1). Теперь вы даете ребенку, если вы еще не научили его этому, понятие о том, что в прямоугольном треугольнике стороны "а" и "b" называются катетами, а "с" – гипотенузой. На гипотенузе вы построили квадрат. Само собой разумеется, что все это верно только для равнобедренного треугольника. Теперь вы разделяете квадрат по диагонали. Одну часть вы закрашиваете красным (сверху и снизу), а другую – желтым (справа). Теперь вы говорите ребенку: "Я вырежу желтую часть и помещу ее рядом» (см. рис. 12-2). А теперь вы еще и красную часть переносите к этой желтой части. Вы построили квадрат катета, но этот квадрат составлен из красного куска и из желтого куска. Поэтому то, что я начертил рядом (см. рис. 12-2), как раз такой же величины, как и то, что на рис. 1 дают красный и желтый куски, вместе взятые, и что является половиной квадрата гипотенузы. Я беру синий мел и проделываю то же самое с другой стороны, так что у меня опять получается равнобедренный прямоугольный треугольник рис. 12-3). Я опять получаю квадрат, построенный на катете.

Рисунок 12

синий красный жёлтый

Шопенгауэр в свое время безумно сердился из-за того, что в школах теорему Пифагора учат по-другому, и он выразил это в своей книге "Мир как воля и представление", говоря в своей несколько грубой манере: "Насколько глупа школа, если она не учит таким вещам посредством простого наложения, объясняя теорему Пифагора исходя из созерцания". В первоначальной форме такой метод подходит только для равнобедренного треугольника, но его можно точно так же распространить и на неравнобедренный прямоугольный треугольник. Это и есть наглядное обучение. Вы можете дать геометрию через наглядные занятия. Для наглядной иллюстрации теоремы Пифагора, для объяснения ее детям старше девяти лет, – и я сам часто пробовал это на практике, – действительно важно, чтобы вы составили теорему Пифагора из отдельных фрагментов квадрата гипотенузы. И если вы, как учитель, осознаете эту задачу, то вы можете за 7 или самое большее за 8 часов сообщить ребенку все то, что нужно в геометрии, чтобы на занятиях дойти до теоремы Пифагора, этого знаменитого ключа ко многим задачам. Вы будете работать невероятно экономно, если будете подобным образом наглядно подавать первые начала геометрии. Вы сбережете много времени, и, кроме того, вы сохраните нечто важное, – что во время обычных занятий легко разрушается: работая так, вы не заставляете ребенка излагать абстрактные мысли, чтобы понять теорему Пифагора, но работаете конкретно и идете от простого к сложному. Сначала следовало бы, как это показано на рисунке для равнобедренного треугольника, доказывать теорему Пифагора разрезанием и составлением и лишь затем переходить к неравнобедренному треугольнику. Даже там, где это сегодня делается наглядно – это ведь уже происходит, - это не делают в общем случае теоремы Пифагора. Между тем важно, чтобы это совершенно осознанным образом включили целевую установку занятий геометрией. Итак, наглядность, различные цвета – вот на что я вас прошу обратить внимание, Раскраска отдельных кусков и затем наложение. Большинству из вас нечто подобное уже знакомо, но не в таком виде.

1. До девяти лет

Музыка — живопись — рисунок

Письмо — чтение

Иностранные языки. Несколько позднее — арифметика.

II. До двенадцати лет

Грамматика, учение о частях речи

Естествознание, животный и растительный мир

Иностранные языки

Геометрия

Физические понятия

III. До конца неполной средней школы

Синтаксис

Минералы

Физика и химия

Иностранные языки

История

География

ЛЕКЦИЯ ОДИННАДЦАТАЯ

Штутгарт, 2 сентября 1919 года

Я сказал вам, что занятия географией впервые могут появиться на второй школьной ступени. Мы вполне можем начать занятия географией в 9 лет. Мы только должны правильным образом построить их. Вообще, в общеобразовательной школе будущего – да и в полной средней – мы должны обратить внимание на то, чтобы занятия географией включали в себя много больше того, что они включают в настоящее время. География сегодня слишком сильно отходит на задний план, с ней обращаются как с падчерицей. Собственно, в географии должны были бы соединиться как бы в одно целое достижения других предметов. И если я даже и сказал вам, что занятия минералогией появляются только на третьей ступени, примерно около двенадцати лет, то ведь также наглядно, описательно и рассмотрение минералов можно вплести в географию уже на более ранней ступени. Между девятью и двенадцатью годами ребенок может исключительно много усвоить из географии, если мы только будем правильно преподавать ее. Как раз в географии мы должны исходить из того, что ребенок уже каким-либо образом знает о земной поверхности и о том, что происходит на ней. Сначала мы попытаемся дать своего рода художественное представление о всех соотношениях между возвышенностями и реками, а также об иных соотношениях окружающего мира. Мы действительно разрабатываем с ребенком элементарную карту того ближайшего окружения, в котором он растет, которое он знает. Мы попытаемся познакомить его с тем, как происходит превращение знакомой местности в карту. пытаемся объяснить ребенку, как по этой местности протекают реки, мы наносим на карту – в которую мы постепенно превращаем привычный вид местности – систему рек и ручьев. Мы также отмечаем этой карте возвышенности. Хорошо, если мы работаем с цветом. если реки мы рисуем голубым, если горы мы рисуем коричневым мелком. Но затем мы наносим на эту карту и все прочие связанные с жизненными условиями человека вещи. Мы помечаем различные объекты местности, обращая внимание ребенка на следующее: «Посмотри-ка, известная часть местности засажена фруктовыми деревьями», и отмечаем фруктовые деревья (см. рис. 13).