Смекни!
smekni.com

П. Е. Эссер Посвящается маме и дочери (стр. 17 из 44)

Долгое время я занимался планированием работы транспорта для филармонии. Объем работы был большой, в филармонии работало много коллективов, но я справлялся, нареканий в мой адрес не было. Жили мы с семьей в гостинице «Актер». Комнаты там небольшие. Маркович разрешил нам занять весь холл. Помню маленькую кроватку дочери. В дальнейшем решили вопрос с квартирой.

Спроси меня сейчас: что же ты столько мест работы сменил? Боюсь, что не смогу искренне ответить. Метался. Бегал от самого себя. Не было во мне этого стержня. Да и рядом не было духовно сильного, и жена не была этим стержнем. Думаю, что зона родителей, мое спецпоселение, наложило на меня клеймо. Да и неврастеник я, наверное. Брат мамы, дядя Марк, тоже много мотался, хотя у него никто не сидел в зоне. В крови это, наверное. Хотя в любом случае это лучше, чем прожить травоядную жизнь. Тут хоть на старости лет есть что вспомнить.

Приход к вере дал мне возможность глубже понять мир и себя, свое место в этом мире.

Памятно мне еще партсобрание, когда с меня снимали выговор, который я заработал на Украине. Выговор с занесением в учетную карточку. Вот ведь система была. Даже это взяли с религии. Только Бог — КПСС, а учетная карточка — это досье твоих взаимоотношений с Богом — КПСС. КПСС была религия, генсек — бог на земле, политбюро — апостолы. КГБ мы должны были бояться, как ада. КПСС любить, как Бога. И мы действительно, боялись и любили, как это было задумано. Это мы сейчас стали такими говорунами.

Россия не хуже, чем другие страны. Я очень хочу, чтобы люди в ней были свободны не на словах, а на деле. И этой свободой могла цивилизованно, по-Божьи правильно пользоваться. Но боюсь, что я утопист, и ничего больше.

Свердловскоий театр музыкальной комедии

Период работы в театре оперетты я вспоминаю очень тепло и светло. Театр того времени я, безусловно, любил. Я работал главным администратором. Заместителем директора был П.И. Левит, и я почитаю его, как своего духовного наставника. Он говорил: «Актеры все сволочи (он, правда, еще грубее говорил), они тебя в глаза будут хвалить, а за глаза ругать и продавать. А ты их все равно люби». Чем не духовное наставление?

Мы, люди, распяли Иисуса Христа, а Бог нас все равно любит. Хотя мы заслуживаем одного — смерти вечной. Верите, прошли уже более десяти лет, как я вернулся из Петербурга домой, но ни разу не зашел в театр, хотя там много друзей. „Вся жизнь театр, а люди в нём актеры“. Мне, нынешнему, театр не нужен. Тот театр я любил, этот - уже другой . Человек два раза в одну и ту же реку не входит. Это, наверное, как женщину, которую боготворил в молодости, вдруг увидеть старой, некрасивой и никчемной.

Помню В. Валенту, М. Викс, И. Крапман, А. Виноградову. Помню В. Курочкина, который спрашивал: «Ну, как тебе, Павел, под мудрым сталинским руководством Левита?» Помню воспитательную сцену. Как-то на спектакль пришел пьяный директор завода. Его за что-то наказали, он расстроился (как он выразился, «нужно было промолчать, а он гавкнул»), напился, ну и не совсем этично себя повел. Я ему в том же ключе ответил. Левит меня стал ругать. Я сказал ему: «Я не лакей, Павел Иосифович». Смотрите, как он ответил: «А мы с тобой и есть лакеи, только высшей квалификации». Часто приходил Я. Г. Лев, корифей. Я потом узнал его трагедию: в Одессе во время войны у него на глазах фашисты разбомбили пароход, на котором находилась вся его семья

П.И. Левит часто внимательно на меня смотрел и говорил: «Из тебя получится что-то очень большое или вообще ничего не получится». Смотрю как бы со стороны на себя и думаю: что получилось? Большое, маленькое, ничего? Однозначно не ответишь.

Я много раз вспоминаю Левита, это он пригласил меня работать в театр, и, безусловно, он был администратором с большой буквы.

Вспоминаю А. Маренича, М. Емельянову. В памяти диалоги Емельяновой с Левитом. Я не знаю другого такого мастера крепкого «художественного слова», как Левит, — куда там Жириновскому! А Маренича я запомнил, как само обаяние, когда он выходил на сцену, но в реальной жизни он был страшно мрачным. Покойный Нодев Арвид Освальдович рассказывал мне, что когда он писал книгу об отце, который был руководящим сотрудником в органах и в 1937 году был репрессирован и расстрелян, его допустили к архиву, и он видел бумагу о том, что А.Г. Маренич числился капитаном в органах.

Не судьи мы тому времени. Тогда общество делилось на тех, кто закладывал, и тех, кого закладывали. Сейчас — на тех, кто нарушает Божьи заповеди, и на тех, кто старается не нарушать. Причем те, кто нарушает, внешне живут гораздо благополучнее, чем те, что не нарушает. То есть ничто не меняется в этом мире.

Вера — это такое глубинное состояние. Это земными нашими мозгами не понять. И не зря Священное писание гласит, что Царство Божие не на земле.

Ну, о театре. Какие были спектакли тогда, о Боже! «Черный дракон», «Белая ночь», «Анютины глазки», «Бородатые мальчики», «Мисс Полония», «Сильва», «Принцесса цирка». А какие артисты: С. Духовный, Н. Бадьев, Ю. Чернов, В Пимеенок, В. Суворов. Я не говорю, что сейчас плохой театр, но он другой, и я другой. Пусть это всё будет в моем прошлом.

Помню банкетный зал в поздние времена, где вино лилось рекой. Конечно, таким, как Кадочников, есть что терять, он в те годы был первым секретарем Кировского райкома партии, сейчас первый секретарь горкома КПРФ Он был частым гостем на банкетах. Гостем? Я не правильно выразился — хозяином. Однопартийная система — это страшно. Нет конкуренции. Но сейчас с таким же самозабвением в России строится однорелигиозная система. Она не получится в реальности, и это правильно. Иначе обернется трагедией и для православия, и для народа.

Как-то Антонина Дмитриевна Фролова, главный бухгалтер театра сказала: «Хотите, Павел Евгеньевич, я вам предскажу ваше будущее? Вы будете директором этого театра и, состарившись, умрете здесь в театральном кресле». Как я, этот человек, далек от того, бывшего. Какой там директор, и какой театр? Это в прошлом. От того человека до меня нынешнего, как от Екатеринбурга в России до Ораниенбурга в Германии. Даже еще дальше.

Чудесными путями ведет Господь! Но одно хочу сказать. Если бы не было того Эссера, не было бы и этого. Низкий поклон театру оперетты , но это все прошлое.

Управление культуры Свердловского облисполкома

Недавно закончилась всероссийская перепись населения. В новостях сказали, что переписчиков в единичных случаях заставляли самих заполнять переписные листы. Это, я думаю, для того, чтобы потом можно было рапортовать, что все сто процентов переписаны. А это поощрения, в том числе и материальные для людей, занятых переписью. А то, что это «липа» - это уже не так важно.

Вспомнил свой промежуток работы в Управлении культуры в качестве старшего инспектора по кадрам. Проработал я там где-то в течение двух лет. Потом решил уволиться, и мы всей семьей уехали на Сахалин. Но за тот промежуток я познал ответственность и важность работы с бумагами. Признателен начальнику Управления культуры Тимофееву Юрию Николаевичу, у которого я был„чиновником по особым поручениям“. Он говорил: «Павлик, тебе это пригодится в жизни». Не любил я возиться с бумагами и сейчас не люблю, но в то же время понимаю, что за каждой бумагой — человеческая судьба. Помню, как-то мне пришлось составлять отчет о том, сколько и каких категорий военнообязанных в системе Министерства культуры в области, а это более пятидесяти отделов культуры. Как водится, заготовил текст, отправил бланк по какой форме и к какому-то сроку нужно составлять и прислать отчет. К вышеуказанному сроку отчет прислали буквально единицы, потом в результате множества телефонных звонков с моей стороны поступили еще отчеты, но общую картину я так и не смог составить. Потом Обл.стат.управление начало меня торопить, пожаловалось начальнику Управления культуры на меня, нерадивого работника. Тимофеев сказал: не мучься, отправь им бланк отчета прошлого года, перепиши только год. Я так и сделал. И сразу стал хорошим. А то, что эти цифры взяты с потолка и плод фантазии, это уже дело десятое. Вот так может быть и с переписью населения, всероссийской акцией. Так и со многими отчетами в нашем государстве.

Сегодня караулю слесарей, которые недавно заменяли старые трубы на стояке. Трубы заменили, но кое-где капает, сказали, что придут доделать. Позвонил председателю. Он сказал, что они придут, но сегодня, убирают старые трубы, но уже на другом стояке. Я ждал, обещали ведь. Все то же, что с переписью. Чем больше сделают, тем больше заработают, и им, и начальству лучше. А то, что тем, для кого это все создано, хуже, как и в случае, статистикой, так и здесь, это уже «дело десятое». А совесть пусть лучше спит, без нее легче жить.

Вот и получается, что все это звенья одной цепи. Нет этого: начало мудрости - боязнь Господа. А тут рядом деньги, радости жизни и т. п. А понимания того и боязни, что будешь наказан, нет.

Часто общаюсь с людьми, слушаю их рассуждения. Каждый хочет дать своему ребенку высшее образование и не понимает, что без духовного образования своего чада - это пустой номер. Мама и папа в лучшем случае готовят себе тяжелую старость. Это в лучшем, а в худшем - детей - врагов, но зато с высшим образованием.

В период работы в Управлении культуры мне пришлось заниматься наградными делами. Как-то наша область получила орден Ленина. Затем из Москвы прислали в обком разнарядку. Я уже не помню, сколько орденов, медалей, героев соцтруда, грамот президиума и т. п. Потом этот документ спустили на низ, то есть на ниву культуры области — нам. Потом Ф.И.О. автобиографии и т. д. И все это ходит по всем инстанциям. Подчастую выбирая не самых талантливых, а самых покорных.

Как-то хорошо выразилась актриса Фаина Раневская: «Многие получают награды не по способности, а по потребности». Я люблю русскую песню, люблю уральский русский народный хор, какое-то время в жизни занимался им в качестве директора.