Смекни!
smekni.com

П. Е. Эссер Посвящается маме и дочери (стр. 24 из 44)

Да, за эти несколько дней с 13 по 16 июля 2003 года я обрел еще один близкий мне город. Представляю, как там жили мои родные. Представляю, как был выслан из Владикавказа дедушка, как он увлекся красавицей бабушкой. Он был двухметрового роста, бабушка говорила - королевский гвардеец. Бабушка же была махонькая. Представляю, как их венчал в лютеранской кирхе Тобольска возглавлявший приход с 1911 по 1923 годы пастор Арвет Эсте Баргауз, как это явствует из свидетельства о венчании, передававшегося из поколения в поколение. Архивы, как и здание кирхи, не сохранились. Не смог я найти даже фотографию кирхи. ( Но позднее мне её переслали. )

Я привез из Тобольска ксерокопию интересного документа со сведениями. Первой всеобщей переписи населения Российской империи от 5 июня 1895 года. Мамин прадед Цыгель Мовша Залманович, прабабка Цыгель Эстер Иссаевна. Они - тобольские мещане, родом из города Белостока Гродненской губернии. Тогда Польша входила в состав России, сейчас это территория Польши. Дед мамы Школлер Меер Шмулевич родом из местечка Красилов Волынской губернии, бабушка Школлер Рива Моисеевна родилась в Тобольске, как и мамина мама Ноак Фаина Мироновна.

Кроме Тобольского Кремля, большое впечатление произвела на меня тюрьма с ее карцером и одиночными камерами. На территории тюрьмы, которая сейчас является музеем, как-то очень хорошо представляешь, сколько там было человеческих страданий. Не буду перечислять известных всей стране и всему миру людей, прошедших через нее. Тобольск - это родина Менделеева, Ершова. И это родина моей прабабушки и бабушки, и этим все сказано.

На обратном пути, 16 июля, мы заехали в Камышлов. Побывали на кладбище, где похоронены сестра бабушки, моя тетя Лия и ее муж. Побывали у дома, где жили они, а также одно время жили моя мама, ее сестра Лиза и бабушка. Тетя Лия их приютила и чем могла, помогала.

Дальше наш путь лежал в Каменск-Уральский, где у моего родственника, двоюродного брата мамы, отбывает срок сын за наркотики. Поговорили с его сыном «за жизнь». Впечатление от всего увиденного и услышанного сложное.

Когда ехали по трассе, нашего водителя, любителя быстрой езды, останавливали гаишники и штрафовали. Хоть и нельзя брать мзду на месте, но по взаимному согласию это делают. Водителю тоже так выгоднее, чем потом стоять в сбербанке в очереди, чтобы оплатить штраф. Здесь три заинтересованные стороны: водитель, гаишник и государство. Государство при этом остается «с носом». У нас как-то странно получается. Система должны быть выстроена так, чтобы человеку было выгодно быть честным, а у нас человеку выгоднее быть мошенником.

Как всегда, меня заносит: начал с Тобольска, а заканчиваю ГАИ.

Нет, без Бога внутри нас мы выстроим в очередной раз не райскую, а адскую жизнь. И самое главное, все от этого страдаем - и богатые, и бедные, и плохие и хорошие, и верующие и неверующие.

Но у верующих более правильное восприятие.

Эту тему заканчиваю заявлением о том, что Тобольск стал для меня еще одним близким и родным городом. И он мне очень нравится.

СУДЬБЫ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИСКУССТВА

Борис Тимофеевич Штоколов

Штоколов Борис Тимофеевич (р. 19.03.1930, Кузнецк) — сов. Певец (бас). Нар арт. СССР (1966). В 1954 окончил Уральскую консерваторию в Свердловске. С 1951 стажер, с 1954 солист Свердловского т-ра оперы и балета. Ш. — один из ведущих сов. Вокалистов. Его голос отличается выразительностью, мягкостью, красотой тембра, исполнит. Манера благородна и сдержанна. Сценич. образы Ш. отмечены психологич. глубиной и совершенством вок. воплощения. Партии: Мельник, Сусанин, Руслан, Борис Годунов, Досифей, Демон, Мефистофель; Дон Базилио («Севильский цирюльник»); Андрей Соколов («Судьба человека» Дзержинского) и др. Ведет конц. деятельность. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. РСФСР (1976), Гос. пр. СССР (1981).

(БСЭ. Музыкальная энциклопедия)

Написал эти три слова - фамилию, имя, отчество - и долго смотрел на еще белый лист бумаги. У меня очень непростое отношение к этому человеку. Но могу однозначно сказать: я его хорошо знаю и неплохо понимаю. Когда люди в течение десятка лет часто рядом, они знают даже привычки друг друга. Также неплохо понимаю, что произошло и происходит в их семье. Моя задача убедить тебя мой дорогой читатель не жить в жизни, так как Борис Тимофеевич, и как жил я. Естественно, на примере Бориса Тимофеевича это получится наверно, хотя бы потому, что он известный стране человек. И я к этой, безусловно, талантливой личности отношусь с большим уважением, с большой степенью жалости, но в то же время очень требовательно. Кому много дано, с того и много спросится.

На мой взгляд, Борис Тимофеевич до конца не состоялся. Как-то слышал высказывание, что Лев Николаевич Толстой тоже не состоялся. Он был нам на землю спущен как пророк, но не состоялся. Насколько я имею право судить об этом, считаю, что это так. Я не провожу аналогий. Но Борис Тимофеевич - явление в мире искусства и, безусловно, тоже до конца не состоявшееся. Почему?

Последний раз, в 2001 году, когда я был на сессии в теологической семинарии под Санкт-Петербургом, набрал номер Штоколовых. Чужой женский голос отвечал: «Сейчас нас нет дома, перезвоните или оставьте сообщение». Для меня на этом телефоне была одна хозяйка, она и остается. Я не имею никакого права быть судьей. Бог нам всем судья. Но зачем он женился? От одиночества. Было связующее звено в этой семье, Надежда Петровна - она умерла. И не стало семьи Штоколовых. Почему? Потому что многое было выстроено не по духу, а по плоти. Саша (ныне покойный) сын Штоколова, говорил: «Я с детства слышал в нашей семье разговоры о духовности, а духовности у нас и близко не было». Не имею права сказать, что дети у Бориса Тимофеевича и Надежды Петровны плохие люди, нет. Это я покривлю душой. Но имею право сказать, что духовной близости между этими родными людьми - Борисом Тимофеевичем, Александром Борисовичем, Тимофеем Борисовичем - нет. И это искренне жаль, и в этом трагедия этой семьи. Но в нашей реальной земной жизни это сплошь и рядом, что люди, родные по плоти, чужие - это еще в лучшем случае, а в худшем - враги по духу, иногда и по плоти и по духу.

Зачем и я пишу эту книгу «От импресарио до священника»... А импресарио я прежде всего был у Бориса Тимофеевича. Можно ответить самому себе, а также и тебе, дорогой читатель, так. Семья - основа общества. Всё общество состоит из семей. Много негатива нашего общества, прежде всего из семьи.

У меня над кроватью висят фотографии: мама, папа, я - все счастливые. Жена, дочь, я - все счастливые, дочь, зять, внучка - все счастливые.

Родители развалили потом мы, потом мы. Мечтал и хочу делать все возможное, чтобы на нас этот развал семей закончился. Не дай Бог, чтобы это коснулось дочери, внучат. Понять - это значит простить, повторяюсь, но... Вот и стараюсь на примере таких одарённых людей, с кем меня свела судьба, также рассуждать на эту тему.

Тема у нас Штоколов Борис Тимофеевич. Вернемся к Борису Тимофеевичу.

У него Божий дар. Божьим даром торговать нельзя. Он стал им торговать. Где же грань? Одна, чтобы человеку было на что жить. А за гранью уже то, за что Господь наказывает. Торговля Божьим даром наказывается. Наказания за земные законы можно избежать, за духовные - нет. Заслужил - получай. Хорошо, если ты будешь наказан, а если твои дети?

Внутренний монолог Бориса Тимофеевича:»1 « Я же для вас мои дети, моя жена старался ». Сильно они оценили. Лучше бы победнее, да душой поближе друг к другу.

Низкий Вам поклон и спасибо, Борис Тимофеевич, за то, что через Вас я пришел к Богу, сам бы я, наверное, тоже пришел, но позднее. Мы мотались с Вами по стране с программой «Шедевры музыки русской православной церкви». Помните, мы ходили зимой в гости, домой к Владыке Пимену архиепископу Саратовскому и Волгоградскому. А помните, Вы меня просили в Старом Осколе встретиться с баптистом, у которого были древние псалмы. Мы с ним попали под дождь, а он работал «в миру» водителем грузовой машины, и два часа просидели в кабине под проливным дождем. Я человек много и бестолку читающий, следящий за тем, что происходит в театре, кино, стране. Я говорю: «Вы видели?», „Вы читали?», а он говорит: «А зачем? В Библии все написано». Но какая у него семья, дети, жена! А он, читая всю жизнь одну книгу - оказался намного более счастливым, чем мы. Даже сейчас я более чем уверен: у него все в порядке, потому что он верующий. Мне тоже захотелось им стать. И я пришел к Богу, он меня эти годы чистил, учил. Я три года проучился в теологической семинарии, и я восполнил свой пробел в духовном образовании.

Как-то, года два назад, когда вы были в Екатеринбурге, вы спросили: «Ты что ли попом стал, Павел?»

Сейчас в главе о Вас Вам отвечаю. Я рукоположен в проповедники, но настоящим священнослужащим так и не стал. Повторяюсь, в какой-то главе написал уже, что настоящего священника подготовить сложнее, чем губернатора. Священник имеет дело с душой. Это гораздо сложнее, чем с плотью. Настоящим священнослужителям Господь смотрит в сердце.

Ваши поклонники совсем не этого от меня ждут, и я мог бы им дать то, что они от меня ждут. Но мой долг говорить о том, чего ждет от нас Господь!

Только с Ним, молясь Ему, соблюдая Его заповеди, мы можем не существовать, а жить.

Господи! Молю тебя, помоги семье Штоколовых выстроить правильные отношения вместе с Тобой, а затем и друг с другом.

Господи! Охрани тело и душу Штоколова Бориса Тимофеевича. Господи! Охрани тело и душу Штоколова Александра Борисовича.

Господи! Охрани тело и душу Штоколова Тимофея Борисовича. Господи! Охрани весь их род. Аминь.