Смекни!
smekni.com

П. Е. Эссер Посвящается маме и дочери (стр. 25 из 44)

Надежда Петровна Штоколова

Родилась 1.09 1929, умерла 27.04.1999.

Поскольку я - плод цивилизации, то люблю вечерами посидеть с книгой в теплой ванной. У меня есть ряд книг для чтения в ванной. Для ванного чтения подходят книги Зощенко, Ильфа и Петрова, Жванецкого и т. п. Часто читаю Зощенко. Но Зощенко - это для меня не просто М. Зощенко. Его рассказы, написанные в начале 20-го века, актуальны и сейчас, ни на грамм люди не изменились. Но для меня самое главное, что он похоронен недалеко от Надежды Петровны Штоколовой на кладбище в Сестрорецке. У него надгробье, он из бронзы вылит в натуральную величину. Но разговор не о нем, о нем и так много написано. Я хочу написать о Надежде Петровне. Она родом из Старой Утки Шалинского района Свердловской области.

Штоколов часто произносил фразу: «Если б не было Нади, не было б и меня». И это сущая, правда. Есть ситуации, которые лучше не вспоминать. Часто повторяю, что мой долг звать людей к Богу и избавлять от войны в них самих. Не судьи мы друг другу, но, наверное, должен сказать, что Надежда Петровна зря растворилась в Борисе Тимофеевиче, потому что он этого не оценил. Но Надежда Петровна была личностью даже более основательной, чем Борис Тимофеевич. Как о Штоколове сказал Горковенко, руководитель оркестра Ленинградского радио и телевидения, «он - глыба гранита, которую не обойдешь, не объедешь». Вот Надежда Петровна с этой глыбой и прожила всю жизнь. Родила от него двух детей - Сашу и Тиму. По стопам отца никто из них не пошел. Трагедия Надежды Петровны, наверное, в том, что она посвятила свою жизнь «великому человеку», а он на самом деле таковым не являлся.

Я считаю, что я вправе рассказать о семье, с которой был в течение десятка лет близко знаком. А для Штоколова был и слугой, и хозяином, лакеем и нянькой, подчиненным и начальником.

Дома с ним возилась его жена, Надежда Петровна, на гастролях - я. Она всегда охлаждала его пылкую, часто непоследовательную натуру. Я любил Бориса Тимофеевича за его божественный голос, не всё в нем было равнозначно, но голос действительно божественный. Он постоянно над ним работал, но все-таки, наверное, можно сказать, что он любил не искусство в себе, как сказал К.С. Станиславский, а себя в искусстве, и это его губило. Но еще можно сказать, что исполнители подобного уровня не имеют права торговать Божьим даром, а он стал.

Не так давно я встречался с сыном Штоколовых Сашей, он меня свозил на могилу к Надежде Петровне и рассказал о последних днях ее жизни. Сейчас я, как священник, рассуждая, могу представить, что у Надежды Петровны было нелегко на душе: закоренелый эгоист муж, ожесточившиеся дети. Ушла Надежда Петровна из жизни, связующее звено семьи Штоколовых, семья развалилась. Борис Тимофеевич в основе своей строил жизнь по плоти. Поэтому в семье больше были плотские отношения, чем духовные. И в этом трагедия этой семьи.

Помню, когда погиб Резников, я сказал о трагедии Борису Тимофеевичу и Надежде Петровне. Борис Тимофеевич очень грубо сказал: «Так ему и нужно». Надежда Петровна пристыдила: «Боренька, что ты говоришь?» На следующий день Бориса Тимофеевича разбил микроинсульт.

Помню его в реанимации. Помню его, говорящего: «То весь мир покорял, стремился всех удивить, но все мои устремления на этой койке, и ничего мне больше не нужно».

Часто встречаю семьи, где основа материальная. Пустое. В могилу с собой ничего человек не берет. Когда ты начинаешь понимать, что душа не умирает, а только тело, тебе становится жалко людей, которые лепят свою жизнь только по плоти. Вот такая была семья Штоколовых, и Надежда Петровна была основным духовным связующим центром.

В Риге растет внук Штоколовых - тоже Борис Тимофеевич. Помню, Надежда Петровна о нем рассказывала, как об одаренном ребенке. Так что, может, эта семья и даст миру второго Шаляпина.

Как-то я нашему уральскому скульптору К. Грюнбергу сказал: «Как бы хорошо было, если бы ты понимал, что это не твой дар, а дар Божий». Он ответил: «Нет, это мой дар». Но в этом трагедия больших творческих личностей, что они не понимают: то, что им дано, не их, а Божье. И только Бог может этим распоряжаться. Бог дал Борису Тимофеевичу дар - жену-друга Надежду Петровну.

Я счастлив, что мне в течение долгого времени посчастливилось общаться с этой замечательной женщиной, у которой на надгробии написано: «Гори, гори, моя звезда». К сожалению, очень быстро звезда догорела.

Пускай земля ей будет пухом.

Храни ее душу Господь!

Композитор Виктор Резников

9 мая 2002 года Виктору Михайловичу Резникову исполнилось бы 50 лет. Нельзя сказать, что мы с ним были близкими друзьями, но он меня считал своим директором, и это ко многому обязывает. Мне нравилось быть импресарио у Виктора Михайловича. Штоколов как-то сказал: «Наступит время, и тебе, Павлик, придется выбирать между мной и Резниковым». Судьба распорядилась по-другому. Резников погиб. С Борисом Тимофеевичем развел нас мой отъезд в Екатеринбург. И наступили времена, когда стало невыгодно мотаться с гастролями по стране.

Прежде всего, я скажу для тех, кто не знает Виктора Михайловича Резникова. Он был композитором и исполнителем песен, автором музыки к фильму «Как стать звездой» об Алле Пугачевой. Песни его были популярны в народе, особенно среди молодежи; вышло несколько дисков с его произведениями. Он был секретарем ленинградского отделения Союза концертных деятелей России. Кроме того, Резников любил спорт, входил в состав футбольной сборной Санкт-Петербурга.

Виктор Михайлович разбился на машине «Жигули», когда вез дочурку к своей маме. Ехал на приличной скорости во втором ряду. Увидел маму, выходящую из дома, и перестроился в первый ряд. Сзади шла «Волга», которая врезалась в переднюю дверцу. Дочь не пострадала, а Виктор получил не совместимые с жизнью травмы. Он жил еще какое-то время, но, несмотря на старания врачей, спасти его не удалось. Погиб он практически на глазах у матери.

Молодежь его любила, и хоронил его весь Питер. Гроб с телом стоял в помещении Союза концертных деятелей (здание бывшей Государственной Думы). Я, как и многие коллеги Виктора Михайловича, постоял в почетном карауле. Полдня не прекращался поток людей, желавших проститься с Резниковым. У нас так хоронят политических деятелей. Но там часто заставляют, а здесь люди шли по велению души проститься с интересной творческой личностью, композитором, певцом, спортсменом. Запомнился момент: когда выносили из здания гроб с телом, директор Ленинградского государственного концертного объединения А. Арестов шагнул под гроб, как бы тоже вынося его, и сразу отошел. Он для протокола и телевидения себя запечатлел. Он выносил «Его».

Могу вспомнить много ситуации, связанных с Виктором Михайловичем. Но хочу другом. В Библии написано: «И прилепится муж и жена друг к другу, и будут как единая плоть». Когда наши дети вырастают, мы по Божьим Законам обязаны отдать сына другой женщине — его жене, дочь — другому мужчине, ее мужу. Но сплошь и рядом закон этот не исполняется, и возникает трагическая ситуация для родителей и детей.

В моей жизни Резников сыграл немаловажную роль. Не без его помощи я смог организовать празднование шестидесятилетнего юбилея народного артиста СССР Б. Штоколова на центральной площадке Питера — в концертном зале «Октябрьский». Штоколов, к сожалению, его помощь не оценил.

Резников придумал совмещать концертную деятельность и спорт; и после его смерти эта идея жила долгие годы. Днем футбольная команда артистов играет с местной сборной, а вечером они же участвуют в концерте. После Питера в разных городах стали проводить такие мероприятия с участием ведущих артистов России.

Виктор Михайлович Резников прожил короткую, но содержательную жизнь. Сенека сказал: «Как басня, так и жизнь ценит не за длину, а за содержание». Наверное, его дети, дочь и сын, постараются продолжить то, что не успел отец. Людмила, жена Резникова, тоже посвятила этому жизнь. Лилия Ефимовна создала фонд Виктора Резникова, и написала книгу о сыне.

Мир его праху!

Храни его род Господь!

Жан Татлян

Жан Татлян — певец, композитор. Кумир молодежи 60-х. Мой кумир. Я тогда был молод. Помню маг «Яуза-12». Кассеты с записью его голоса, его произведений. В 60-е Жан был выслан из России. Основную часть в эмиграции он провел в Париже, где пел в ресторане «Распутин». Жан Татлян по рождению армянин. Но он до мозга костей не армянин, а француз. Он рассказывал, что армяне пробовали с ним заговаривать и обижались, когда он им не мог ответить на армянском языке.

Жан Татлян для меня очень много значит. Сейчас включил кассету с его записями. Вспоминаю юность его, поющий голос, домик на 8-е марта в Карпинске. На душе становится тепло, мягко, комфортно. Для меня, нынешнего, слушать его голос равнозначно тому, если бы я услышал голос бабушки Христины Ивановны, воспитавшей меня. Но Жан не просто певец, композитор. Мне симпатичен человек Жан Татлян. Я вижу в нем личность. Первое мое знакомство с Жаном состоялось в киноконцертном зале «Октябрьский» - лучшей концертной площадке - Санкт-Петербурга. Я тогда с ними сотрудничал. Не помню, кто нас с Жаном познакомил. По-моему, Геннадий Шагаев - режиссер Октябрьского зала. Ему нужен был импресарио, а я был этим импресарио, я тогда уже сотрудничал с Борисом Тимофеевичем Штоколовым и Виктором Михайловичем Резниковым. Конечно, я с ним гораздо меньше поездил, чем со Штоколовым, но, тем не менее, погастролировали.

Давно не общался с Жаном. Он меня звал Павел. Несколько лет назад он звонил, и я ему звонил. Хотели организовать его 55-летие в Екатеринбурге. Но его здесь не принимали на тех условиях, каковые он ставил. Так все и заглохло.