Человек, как и корабль, обрастает за жизнь. Нужно стараться с себя сбросить этот лишний груз. Кораблю чистят днище и трюмы, человек должен постоянно чистить душу, и следить за своей плотской оболочкой, то есть следить за своим телом, которое все равно тленно. Принципиально и главное, чтобы душа была сильнее тела. На это человек не способен. Но Бог, вера в Него, молитва Ему могут дать человеку эту силу. Когда падает самолет, после него остается шлейф дыма. Таков и имидж человека. Дым, и ничего больше. Есть народное выражение: дыма без огня не бывает. Я сколько раз убеждался, что репутация, имидж человека - одно, а человек - другое. Люди рядом со мной могут думать обо мне одно, а я из себя могу представлять - совсем другое. В основе это так и есть. Мои мысли о себе и людей обо мне - это разное. И, наверное, можно выразиться так: только Господь знает, что человек есть на самом деле, а все остальное - дым, то есть то, что видят люди. Дым, мираж — суть одна и та же. За жизнь мне суждено было провожать в иной мир многих — и близких и чужих людей. Пока человек жив в моем воображении, следовательно, он жив. «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал», - сказал поэт. И этим он и сейчас жив. Кости его давно истлели, а дух, душа осталась. Часто думаю о том, а о чем были последние мысли близких мне людей - отца, бабушки, дедушки, тети Иры, брата Сережи Чешницкого, брата Жени Блока.
Уже давно нет рядом кошки Дашеньки. У нее долгое время на брюшке рос нарост. Хирург-ветеринар сделал ей операцию. Врач сказал, что это злокачественное образование и что покажи ее чуть-чуть позже, она бы погибла. Через полмесяца врач снял у нее швы. Когда он захотел ее погладить, она бросилась на него. А на следующий день выпрыгнула с балкона второго этажа. Она не разбилась, но, несмотря на все наши старания найти ее не удалось. Соседка сказала, что животное чувствует приближение смерти и уходит от людей. Она - кошка, но даже у нее есть выбор. Балкон был открыт всегда, а убежала она, когда сочла нужным. Сейчас где-то тлеет ее оболочка, а все, что с ней связано, живо в моей памяти.
«Человек является ездовым животным или Бога или сатаны», — очень правильно сказал профессор Хильденбрант. Самолет при гибели испускает черный шлейф дыма. Когда уходит человек, после него остается белый или черный шлейф. Это в зависимости от того, кто на нем ездил: Бог или сатана. Если Бог, то белый шлейф, если сатана, то черный». А потом проходит время, дым рассасывается. Где-то в земле тлеет груда металла — плоть самолета. Плоть человека — на кладбище. А если самолет не упал, его просто спишут и разберут на запчасти. Мы, люди, и тут не теряемся, берём нужные части тела у умерших.
Мне врезалась в память сцена из фильма века «Титаник». Помните, мачта, священнослужитель, вцепившийся в мачту и поющий псалмы, и группа людей, вцепившихся в него и мачту, и также поющая псалмы. «Титаник» переворачивается, но вы представьте, насколько им легче умирать, чем тем, которые объяты ужасом и бросаются в одиночку в море, хотя обречены и те, и другие. Человек смертен и обречен. Но с мачтой - Господом - он не смертен, а вечен.
Художники рисуют смерть всегда с косой и рядом с человеком, а Господа - судьей на небесах. Тему смерти я хочу закончить высказыванием из радиопередачи. У земли - земные законы, у неба - небесные. Другое дело, что мы на земле должны жить законами, данными нам свыше, но это уже удел очень немногих.
Мы должны, прежде всего, беспокоиться о нашей жемчужине, которую не видно, - душе, которую Господь к себе заберет. А тело пусть остается этой «с косой». Оно и нужно было при жизни, прежде всего, чтобы было место, где произрастала душа.
Религия моих предков, моя религия — лютеранство
Россия, 2003 год. Мои рассуждения могут строиться на том, что я - верующий христианин лютеранского вероисповедания, проучившийся три года (заочно) в теологической семинарии и рукоположенный в проповедники, член консистории Восточной епархии Евангелическо-лютеранской церкви России в 2001–2003 году.
Как-то в речи нашего епископа Фолькера Зайлера об одном потенциальном сотруднике из Германии прозвучал текст: «На западных условиях нет возможности трудоустроить, а на русских - как он будет жить?»
Я решил порассуждать на эту тему. Христиан священнослужителей лютеранского вероисповедания в России можно классифицировать. Во-первых, это священнослужители-немцы из Германии, далеко не всегда лучшие. Сейчас в ходу слово «евроремонт», «евро» означает лучшее, соответственно Азия — худшее; назовем их условно «Евро» и «Евро-Азиаты». Во-вторых, священнослужители-немцы из Германии, но прежде проживавшие в России. В-третьих, священнослужители-немцы из России, российские немцы. В-четвертых, священнослужители других национальностей, преимущественно русские, проживающие в России.
И, конечно, верующие христиане разных национальностей, но в основном российские немцы.
Люди есть люди, и не важно, каким родом деятельности они заняты, — они должны что-то есть-пить, во что-то одеваться. На сегодняшний день сложилась такая практика: если ты из Германии, то обеспечен на высшем уровне; если из России - беден, как и весь российский народ. Если бы это от меня зависело, я бы часть священников «Евро» направил бы назад, в Германию. Они не знают Россию, не знают ее культуры, ее языка, да и не хотят знать. Стремятся слепо навязать модель Германии. А она не хочет ложиться на модель России, и все тут. Россия и Германия - два разных мира, и нельзя их слепо копировать. Я бы сказал, что зачастую российские немцы более духовны, чем немцы из Германии. Когда есть деньги, то как-то легче говорить, что не в них счастье. Деньги, естественно - только средство для нормального формирования личности. Лютеранство имеет законное право на существование в России, так же как и православие. Не могут быть все православные. Наши люди, оставшиеся в Росии, я имею в виду, прежде всего верующих, - в православную церковь не пойдут, а будут христианами лютеранского вероисповедания, будут верны вере предков.
Я воспринял выступление нашего губернатора в Германии с предложением о переезде в Россию, как кощунство. Вся страна Россия помогает православию, а нас как будто нет. Мы скромны, но мы есть и имеем право быть. И будем.
В Екатеринбурге сейчас пять общин лютеранского вероисповедания. Служение в них, кроме пасторов из Германии, ведет и пастор из Финляндии, и пасторы, получившие образование в США, в России. Жизнь многолика, и у народа есть право на выбор. При всем желании православия о том, что Россия - православная страна, это невыполнимо. Россия многоконфессиональная и многонациональная страна. Православие,- безусловно, основная религия русского народа. Но все поголовно не могут быть православными. Искренне буду рад развитию православия, впрочем, как и католицизма, мусульманства и иудаизма - всех религий народов, проживающих на Урале. Но моя религия - лютеранство, и естественно, я больше за нее беспокоюсь.
В Библии сказано:
«— Ибо царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой;
— и договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
— выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно;
— И им сказал: “Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам”. Они пошли.
— Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
— Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: “Что вы стоите здесь целый день праздно?”
— Они говорят ему: “Никто нас не понял”. Он говорит им: “Идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите”.
— Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: “Позови работников и отдай им плату, начав с последних и первых”.
—И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
— Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
— И получив, стали роптать на хозяина дома;
— И говорили: “Эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной”.
— Он же в ответ сказал одному из них: “Друг! Я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мной?
— Возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе;
— Разве я не властен,в своё делать, что хочу? Или глаз твой завистлив оттого, что я добр?”;
— Так будут последние первыми и первые последними, ибо много званых - мало избранных» Новый Завет, Матф. Гл. 20.
Переведя эту притчу на положение лютеранства в России, можно так сказать: хозяин виноградника спрашивает работника «Ты из Германии?» Тот говорит: «Да». «Ты получишь динарий, и не один». Если же не из Германии, но работаешь, то получишь один динарий, а, может быть, и не получишь. Это зависит от многих обстоятельств. Поймите меня правильно, я не ругаю, а лишь констатирую. И вижу порочность всего этого для лютеран России. Деньги для веры погибель, как для алкоголика спиртное. Но это я утрирую. Истинно верующему ничто не страшно, в том числе и деньги. Страшна лишь потеря Божьей благодати. Понимаю также, что если бы не было материальной помощи из Германии, мы бы в Екатеринбурге не смогли установить даже памятную доску на месте снесенной лютеранской церкви. Но в то же время вижу порочность в том, как сложилась ситуация. Не было бы поддержки из Германии, может быть, власть стала бы к лютеранской церкви по-другому относиться, примерно, как к православию, нас намного меньше и нам намного меньше нужно. У лютеранства, религии, возникшей в Екатеринбурге одновременно с православием, в Екатеринбурге и в Свердловской области нет ни одного здания. В Краснотурьинске администрация отдала под церковь старое здание театра кукол - кроме фундамента, там ничего нет, и в ближайшее время не предвидится. Но все далеко не безнадежно. Россия готовит кадры теологов, и постепенно появятся свои пасторы, свои здания. Я оговорился - не Россия, готовит кадры, а Германия в России. А это не одно и то же.