Смекни!
smekni.com

П. Е. Эссер Посвящается маме и дочери (стр. 8 из 44)

А почему бабушка умерла не дома, почему его жена переписала квартиру на себя? Она боялась, что я буду претендовать на то, что принадлежало отцу. Несвойственно это мне.

И даже сейчас, когда прошло столько лет, мне больно все это вспоминать, Не хочу, чтобы моя кровиночка, моя единственная дочь, хоть на грамм то пережила. Она пережила, но другое. Наш развод с ее матерью.

А корень зла один. Отсутствие духовного воспитания - как у матери моего ребёнка, так и у меня. Как и у моей мамы и моего отца. Справедливости ради надо сказать, что у бабушки и дедушки было по-другому.

Я должен сказать, что всем хорошим я обязан, прежде всего, дедушке и бабушке, особенно бабушке. Я представляю, как тяжело им жилось, после того как дедушка десять лет отсидел в Воркуте - так и не поняв, за что его посадили. Им не позволила вместе жить, разлучила власть в стране. Как верующий человек, могу сказать - «сатана».

Тяжело мне об отце писать. Он даже похоронен в Карпинске не там, где весь наш клан. Его жена всю жизнь отрывала его от его корней - родителей, братьев и сестер, даже захоронила его в другом месте на кладбища.

Помню его день рождения, какая-то круглая дата была. Он - в Карпинске, я - в Ленинграде. «Павел, давай приготовь стол ,налей рюмку. И я так сделаю». И мы на расстоянии двух тысячь километров по телефону справили его день рождения.

Для меня есть вещи и сейчас необъяснимые. Когда российских немцев выпустили из лагерей после войны, а в 1956 году разрешили свободное перемещение по стране, мы уехали в Казахстан и жили там обеспеченно. Но потом все до единого вернулись в Карпинск, то есть получается, что никто не неволил, но они там так и прожили всю жизнь, кроме тех, кто уехал в Германию. Там и похоронены. Причем никто не пробовал изменить свою судьбу. Я единственный из всей родни всегда уходил и всегда возвращался. Мотался по стране, как по огромной клетке, но всегда возвращался на родину, на Урал.

Хочу в Германию жить уехать, как говорится, на « П. М. Ж.», но не знаю, что из этого получится. Наверное, душой я останусь там, где родился.

Как бабушка говорила: человек там, где у него пуп обрезан, и жить должен.

Но по плоти мы ищем, где лучше. И как ни рассуждай, но мы все равно западные люди. Сколько веков традиции воскресной службы, столько и христианству. Помню с детства воскресенья. Каждый считал необходимым побывать на рынке, в атмосфере праздника - это взамен посещения церкви.

Я всегда презирал стремление людей увековечить себя, понимаю, что всё суета, всё тлен.

Но, тем не менее, - пишу. Можно так сказать: пишу не во славу свою, а во славу Божью.

А можно так сказать, что без Бога жизнь оборачивается трагедией и доказать это на своём примере.

Моя еврейская ветвь

Я говорил тебе, мой дорогой читатель, что у меня мама и папа - немцы по национальности, но мамина мама, моя бабушка Фаня, была еврейка. Девичья ее фамилия Школлер, и семья их жила в Тобольске. В семье было трое детей, Феня, Лия и Залман. Мой прадедушка- Меер Школлер, прабабушка Ревекка Моисеевна Цигель. Предки не по своей воле оказались в Тобольске. Они были высланы из Польши после восстания 1848 года, Польша тогда была в составе Российской империи. Со слов дяди Марка Чесницкого, последнюю часть пути, до Тобольска высланные провели в трюмах барж, без права выхода на верхнюю палубу. Когда высадились в Тобольске на берег, Ребекка сказала мужу: «Смотри-ка, Мойша, здесь луна светит, как у нас в Белостоке». Эта быль передавалась из поколения в поколение. Все мои предки по материнской линии оказались в Тобольске не по своей воле. Дедушка, Ноак Павел Германович, также был выслан в Тобольск как иностранный подданный во время первой мировой войны.

У прадеда была лошадь, и он занимался частным извозом. Прабабушка имела шляпную мастерскую, их двоюродный брат в Омске был известным фотографом. Со слов дяди Марка, дед был почетным мещанином города Тобольска. Дом, где они жили, был домом декабриста.

Не без основания могу сказать, что мои немецкие предки - одна капля народности российские немцы, а Школлеры и Чесницкие соответственно капля еврейского народа. Благодаря браку моего дедушки, подданного Пруссии, с бабушкой-иудейкой эти капли некоторым образом смешались. В результате этого брака родилась моя мама, полукровка. Она, со своей половиной немецкой крови, сполна хлебнула трагедии этого народа, а может еще и больше, за тот и за другой народы. В дальнейшем появился на белый свет я, уже с четвертью еврейской крови, о чем не жалею и не корю моих предков. Благодаря этому я глубже понимаю и немцев, и евреев. Воспитывала меня другая бабушка, немка-лютеранка, и я имею все основания считать себя российским немцем.

Но вернемся на восемьдесят лет назад. Я далекий от политики человек, но считаю, что революцию в России сделали евреи. Не всё так просто, но, тем не менее, мысль имеет право на существование.

До революции человек еврейской национальности не имел право занимать руководящую должность в России. Был ценз оседлости, то есть евреи не имели право переезжать из того места, где жили. Евреи терпели, терпели и, поскольку они народ умный, то в один прекрасный день, умно использовали ситуацию, и произошло то, что мы долгие годы называли «Великая Октябрьская социалистическая революция». В 20-е годы Центральный комитет ВКП (б) состоял в основном из евреев.

Кровавые уроки истории нас, людей, ничему не учат. Вначале породим препятствия, а потом героически их преодолеваем. В таком огромном многонациональном государстве, как Россия, да и вообще во всех государствах мира, властям необходимо стремиться к тому, чтобы ни одна национальность не чувствовала себя изгоем, не чувствовала дискомфорта, тогда и не будет революций. Как выразился П.А. Столыпин, «Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Великие потрясения были, а Россия так великой и не стала. Сейчас, когда нет графы национальности в паспорте, смотрят на твои деловые качества и не смотрят на четвертый параграф, у России есть шанс стать действительно великой. Но можно быть великим и несчастливым. Так что пусть Россия будет не такой уж великой, но пусть людям в ней будет комфортно и счастливо жить. Но мы несколько отклонились. Вернемся к роду Ноак, из которого впоследствии со слиянием с родом Эссеров получился и я. Вернемся также к роду Чесницкий, нашей еврейской ветви. Эти два рода всегда были близки. Сатанинская машина репрессий по плоти не коснулась рода Чесницких, но сильно прошлась по родам Ноак и Эссер. Оба мои деда пострадали: одного расстреляли, другой отсидел десять лет в ГУЛАГе. Все мои дяди и тети по обоим родам 1941–1945 годы провели за колючей проволокой в ГУЛАГе и до 1956 года жили на поселении. Низкий поклон роду Чесницких, они всегда в трудные времена помогали, как могли. И даже сейчас они очень близки. Но отдаю себе отчет. Когда Господь призовет Чесницкого Марка Лазаревича, моего дядю, и меня, по ряду причин, не зависящих сегодня от нас, контакты между этими двумя ветвями, еврейской и немецкой, Школлерами, Чесницкими, Эссерами прекратятся, и это прискорбно.

Вывод из этого я хотел бы сделать такой. До революции немцам в России жилось легче, чем евреям. После революции евреям жилось лучше. Потом наступил 1937 год, потом война. Всем было плохо, людям любой национальности. История учит, что все повторяется. Не хотелось бы. Человечество и так в тупике. Судьба человека не должна определяться по его национальности.

И еще один вывод. Это было очень давно, во времена моей юности. Похороны в Камышлове моей тети Лии Чесницкой. Этому событию более 30 лет, но оно у меня в памяти, как вчера. Никогда не забуду ночь после похорон, проведенную в доме, где жила тетя Лия и дядя Ося Чесницкие. Все в доме - обстановка, книги, посуда - как прежде, как было долгие годы, а хозяев нет. Хозяева, безусловно, люди достойные во всех отношениях, но как вещи переживают своих хозяев. Человек я впечатлительный, может быть именно после этого, я никогда в жизни не привязывался к вещам. И сейчас, на закате своей жизни смотрю на людей, посвятивших свою жизнь земным ценностям, с жалостью.

В конце этой темы я хотел бы процитировать Козьму Пруткова: «Наилучшие плоды приносит хорошее воспитание». Евреи умеют воспитывать. Как пример, хочу привести моих родственников по материнской линии. Лия Чесницкая - врач, работала в госпитале во время войны, награждена орденом «Знак Почета», Лазарь Чесницкий - начальник ОКСа, их сын Марк, мой дядя, - главный инженер, работал на мебельных комбинатах в Екатеринбурге, внуки Сережа - кандидат химических наук, Наташа - преподаватель в вузе. Не могу не вспомнить безвременно ушедших от нас Сережу, сына дяди Марка, и его жену Ирину Михайловну, педагога. От их рода осталась дочь Наташа, у которой есть сын и внуки.

Другая ветвь - Геннадий Школлер - судмедэксперт в Алапаевске, у него есть сыновья, внуки.

Интересно, у меня три четверти немецкой крови и одна четверть еврейской. Сестра Гильда проживающая в Германии сказала: «Я в тебе, Павлик, вижу русского интеллигента». Мать в Германии, дочь и внучка в Израиле. Я в России. Кто же я?

------------------------------------------------------------------------------------------

РОДНЕ

Дорогие родные!

Хочу обьяснить, почему решил написать, в книге, о Вас!

Я понимаю, что книга, была бы не полной, если бы, я не написал, о каждой ветви нашего рода, что и решил претворить в жизнь. Тем более что я у вас один, окончил курс Теологической Семинарии, правда, на диплом не стал выходить. Это не моё, но благадаря этому, я ликвидировал, свой пробел, в - духовном, образовании. Благадаря этому, но, прежде всего, воспитанию, и, прежде всего бабушкой. Пережив клиническую смерть, что я считаю, мне было ниспосланно Богом, как и болезнь - сахарный диабет, пройдя « огонь и воды, и медные трубы », я стал воспринимать жизнь, с точки зрения Библии. С точки зрения Бога, или Космического Разума, если кому-то так легче, что, по сути, одно и то же. Нет, моей заслуги, в том, что, я был ближе, чем вы, к нашей, глубоко верующей бабушке. Но - это факт. И так, же, факт, в том, что она, мне с детства, заложила эти духовные основы. Мне памятна, лекция в теологической семинарии, профессора Хильденбранта, теолога, из Германии, который сказал нам: «Случайных людей среди вас нет, но каждый из вас, выбрал себе удел, одиночество ». И действительно, чем старше я становлюсь, чем глубже, я стараюсь понять запредельный смысл нашего существования, на земле, тем дальше, я отдаляюсь, тем больше, я чувствую себя, не понятым, и одиноким. Правда, от этого, не страдаю. Чувствую поддержку Бога. Я хочу, обьясниться со всеми вам. Не знаю, что из этого получиться? Хочу попробовать, вас, хоть немножко соединить. Гильда Кусмауль написав книгу на немецком языке о нашем роде, начала, я хочу продолжить. Люди живут себе своими проблемами, совершенно, в основной своей массе, не задумываясь, о вечном. У нашего поколения, необычная судьба. Посудите сами, мы с вами родились, под звуки патефона на иголках, вместо жвачки, как сейчас у детей, у нас, был фруктовый чай. А наши дети, и внуки, знают не понаслышке, такие слова, как компьютер, интернет, сотовый телефон и.т. п. Мы, и слов таких, не слышали. Если бы, в нашем детстве, появился человек с сотовым телефоном, мы бы, его, восприняли как чудо. А сейчас, это чудо, на каждом углу. Считаю, что имею моральное право, писать вам, ещё и по тому, что, уже несколько лет, каждый день, и утром и вечером, молюсь за Ваше благополучие, и прошу Бога, вам помочь. Чтобы никому не было обидно, я буду, в своей книге, располагать материал, в алфавитном порядке. И ещё, я буду просто рассказывать, нашим дедушкам и бабушкам, о том, как живут их потомки. Я представляю, как они внимательно слушают. Им, всё это, далеко не безразлично.