С начала 1992 г. и до августа 1998 г. сотрудничество России и ЕС развивалось по восходящей линии, но волнообразно, сталкиваясь с определенными трудностями. Ежегодно рос объем товарооборота с постоянным положительным торговым сальдо для России. Объем западноевропейских вложений в экономику РФ постепенно увеличивался. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы, что оказало положительное влияние на отношении России со странами Центральной и Восточной Европы и Балтии. А что касается трудностей в сфере сотрудничества, то два из них, весной 1995 г. и в октябре 1999 – первой половине 2000 г., были вызваны действиями российских войск в Чечне, а кризисы весной 1997 г. и в марте-июле 1999 г. были следствием расширения НАТО и бомбардировок Югославии, соответственно.
Главным условием возобновления положительной динамики отношений стали достижение макроэкономической стабильности и экономический рост по итогам 1999-2000 гг. История же активного взаимодействия России и ЕС на основе СПС началась только с мая 2000 г., когда резко активизировались механизмы сотрудничества и реализации СПС. Москва и Брюссель с того момента не устают повторять, что рассматривают друг друга как стратегических партнеров. В целом, за последние четыре года отношения между Россией и ЕС перешли из стадии политических деклараций и парадных встреч-саммитов в стадию повседневного делового сотрудничества. Диалог ведется по следующим направлениям: саммиты Россия-ЕС дважды в год, встречи на уровне министров иностранных дел, двусторонний политический диалог между Россией и государствами-членами ЕС, включая встречи «на высшем уровне», рабочие группы и проекты по направлениям. Взаимодействие усилилось не только наверху, на уровне лидеров государств, но и на региональном уровне. Региональные власти зачастую являются более активными участниками международного диалога, так например, Иркутская область является лидером по привлечению к сотрудничеству европейских стран.[65]
Новый этап развития отношений между Россией и ЕС нуждается в новой политико-правовой базе. На данный момент отношения базируются не столько на СПС, сколько на заключениях и соглашениях последних саммитов и двусторонних встреч. Другими документами являются «Коллективная стратегия Европейского Союз по отношению к России» (1999), «Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000-2010 гг.)», Совместная декларация об укреплении диалога и сотрудничества по политическим вопросам и вопросам безопасности в Европе (2000), Совместное заявление по международному сотрудничеству (2001), Совместное заявление по энергетическому диалогу (2001), Совместное заявление по борьбе с терроризмом (2002), Совместное заявление “Трехсотлетие Санкт-Петербурга – три века общности европейской истории и культуры” (2003), сообщение Европейской Комиссии «Большая Европа - соседство: отношения Европейского Союза с новыми соседями» (2003), Сообщение Европейской комиссии Совету ЕС и Европейскому парламенту об отношениях с Россией (2004) и Заключения Совета ЕС об отношениях с Россией (2004), в которых дана оценка «всех аспектов отношений ЕС с Россией» и предложены меры, нацеленные на укрепление стратегического партнерства, Протокол к СПС, распространяющий действие Соглашения на 10 новых государств-членов ЕС, и Совместное заявление Европейского Союза и Российской Федерации о расширении ЕС и отношениях России и ЕС (2004).
Все эти документы тем или иным образом касаются разных сфер сотрудничества России и ЕС, однако не охватывают его целиком. Ни СПС, ни перечисленные документы не захватывают и половины сфер, где уже много лет осуществляется реальное эффективное сотрудничество, не прописанное официально. Что касается СПС, то он требует либо серьезной доработки, либо, что, по мнению автора, является более эффективным, необходимо заключения нового варианта соглашения СПС-2, охватывающего все имеющиеся и потенциальные сферы сотрудничества.
Достаточно жесткая структура органов сотрудничества, которая была заложена в СПС, тоже устарела. Можно сказать, что схема, при которой существует Совет сотрудничества, трансформированный в Постоянный Совет Партнерства, Комитет сотрудничества и 9 подкомитетов, сыграла свою позитивную роль особенно на начальном этапе, но сейчас отстает от реальной жизни. Наиболее адекватными структурами могли бы стать, по мнению автора, Комитет парламентского сотрудничества, в котором депутаты Государственной Думы и Европейского парламента будут вести политический диалог, и Общественный форум ЕС-Россия, который стал бы местом периодических встреч неправительственных организаций.
Говоря о будущем Европы, бывший генеральный секретарь Совета Европы В. Швиммер сказал: «Будущая Европа - это объединенные общими целями люди - от Азорских островов до Владивостока, которые уважают друг друга, противопоставляют открытость и терпимость национализму, строят настоящее партнерство, воспитывают ответственность за других людей и внимание к их интересам». «Европе, - подытожил Швиммер, - нечего ждать от пассивных людей, охотно перекладывающих все заботы на плечи «тех, кто наверху» - все равно идет ли речь об их собственных властях на Даунинг-стрит 10, в Елисейском дворце, Канцлерстве, Кремле и т.д. или о Брюсселе и Страсбурге. Ей нужны активные, энергичные, бдительные личности, готовые со всей ответственностью принимать решения - на выборах, в честном соревновании политических партий, в свободных объединениях гражданского общества, именуемых нынче НПО[66].
Реальная же перспектива сотрудничества в целях интеграции России и ЕС возникла в 2001 г. – формирование Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) с участием России. На саммите ЕС-Россия в мае 2001 года было решено создать Группу высокого уровня для разработки концепции единого европейского экономического пространства. Мандат Группы был согласован на саммите ЕС-Россия в октябре того же года. Идея состоит в том, чтобы разработать концепцию сближения нормативных баз, что характерно для единого рынка ЕС (с теми преимуществами, которые вытекают из общего подхода в сфере экономических интересов), которая будет способствовать развитию торговли и инвестиций между ЕС и Россией. Группа высокого уровня представила свой заключительный доклад по этой инициативе на саммите ЕС-Россия в ноябре 2003 года в Риме.
На саммите в Санкт-Петербурге в 2003 году было выдвинуто новое видение будущего развития партнерства России и ЕС. Было принято решение об их совместной работе по созданию четырех общих пространств:
· Общее экономическое пространство нацелено на создание открытого и интегрированного рынка между ЕС и Россией. Концепция создания такого пространства была одобрена на саммите ЕС/Россия в Риме (ноябрь 2003 года). Концепция будет также учитывать результаты работы двустороннего энергетического диалога.
· Общее пространство свободы, безопасности и правосудия предполагает усиление сотрудничества в области юстиции и внутренних дел на основе общих ценностей уважения верховенства закона и прав человека. Сюда также входят вопросы, связанные с пограничным управлением и миграцией, упрощение поездок и контакты между людьми. В этом контексте ЕС и Россия также договорились изучить условия для безвизовых поездок в качестве долгосрочной перспективы.
· Общее пространство внешней безопасности направлено на углубление и дальнейшее развитие диалога между ЕС и Россией и сотрудничества в предотвращении конфликтов, управлении кризисами и пост-конфликтному восстановлению в Европе и за ее пределами. Сюда входит сотрудничество по разрешению «замороженных конфликтов» в сопредельных государствах.
· Общее пространство исследований и образования, включая культурные аспекты, нацелено на усиление связей и обменов в области исследований, образования и культуры для содействия взаимопониманию и стимулирования экономического роста.
Работа по созданию четырех общих пространств осуществляется на основе согласованного обеими сторонами Плана действий.
9 февраля 2004 Европейская Комиссия опубликовала Сообщение об отношениях ЕС и России, в котором предлагаются меры по повышению эффективности партнерства между ЕС и Россией. 23 февраля 2004 года Совет Европейского Союза по внешним связям провел тщательное обсуждение и оценку всех аспектов отношений между ЕС и Россией. Совет подтвердил решимость Европейского Союза в отношении построения реального стратегического партнерства с Россией, основанного на равных правах и обязательствах, взаимном доверии и открытом и честном диалоге. Совет подчеркнул, что это партнерство должно поощрять соблюдение общих ценностей, а также взвешенное и взаимное продвижение интересов в рамках СПС, в том числе путем развития четырех общих пространств.[67]
21 мая 2004 г. Европейская Комиссия и Российская Федерация завершили двусторонние переговоры по доступу на рынки и дали, таким образом, толчок процессу вступления России в ВТО. ЕС признает ключевую роль, которую может сыграть членство в ВТО в деле успешного проведения экономических реформ в России. Преимущества от вступления России в ВТО будут носить взаимовыгодный характер. Это обеспечит большую стабильность и предсказуемость, а также лучшие условия доступа для деловых кругов ЕС, заинтересованных в экспорте или в работе на территории России. В свою очередь, российские деловые круги получат гарантированные каналы экспорта на все рынки стран – членов ВТО.
ЕС решительно поддерживает шаги России по вступлению в ВТО на коммерчески приемлемых условиях. Установив более низкий уровень тарифов (7,6% на промышленные товары, 11% на рыбную продукцию и 13% на сельскохозяйственную продукцию), соглашение, достигнутое 21 мая, предусматривает существенную либерализацию сектора услуг (включая, в частности, телекоммуникации, транспорт, финансовые услуги, строительство, почтовые и курьерские услуги, экологию и туризм). Соглашение предусматривает также компромиссное решение по ценам на энергоносители для промышленных пользователей, которые будут увеличены вдвое к 2010 году.