Смекни!
smekni.com

«Россия в процессе европейской интеграции: аспекты политического взаимодействия» (стр. 18 из 28)

До сих пор отношения между Россией и НАТО бы­ли более развиты, чем с ЕС, особен­но в военной сфере. И НАТО, и РФ признают потенциальную военную зна­чимость активного взаимодействия, особенно в рамках Совета Россия-НАТО (NRC), российские официальные лица предпринимают многочисленные шаги по увеличению своего при­сутствия в политических и военных структурах НАТО. В свою очередь явно недостаточными являются отношения между во­енными ЕС и военными стран-партнеров (в частности России) пока еще, в основном, ограничивающиеся одной двусторонней встречей в течение шестимесячного пре­зидентства ЕС. Значит, нужно укреплять такие отношения и с Союзом, особенно когда речь идет о совместном участии в военных операциях. Партнеры, в том числе и Российская Федерация, уже осознали настоятельную необходимость требовать от ЕС информации и поддер­жания постоянного диалога по наиболее важным вопросам военного развития.

В данный момент обе организации НАТО и ЕС переживают период коренного изменения, и прежде всего, это касается военных концепций, их структур, сил и средств (Пражский саммит 2002). Таким образом, две крупные международные организа­ции - НАТО и ЕС являются основными игроками на мировой арене в сфере военно-политических вопросов. Обе находятся в процессе военной трансформации, обе пытаются ответить на вызовы безопасности XXI века.

Суммируя сказанное, можно предположить, что именно сейчас в пик развития мировой интеграции и глобальных процессов, когда практически все страны стоят перед лицом глобальных проблем и вызовом не национальной, а общемировой безопасности, именно этот критически важ­ный треугольник отношений военных с военными (НАТО, ЕС и Россия) коллек­тивными усилиями может помочь в создании новой надежной струк­туры Евро-Атлантической безопасности. НАТО и Россия уже активно взаимодействуют, совместные военные отношения НАТО-ЕС сейчас свободно развиваются, и, наконец, третья сторона треугольника - связь ЕС-Россия, которая для заинтересованного наблюдателя представляется не­достаточно развитой и нуждается в срочном внимании обеих заинтересованных сторон, должны объединить усилия и стать новым вызовом в мировом военном сотруд­ничестве.

Что же дает России этот «тройственный союз»? В соответствии с сегодняшними реалиями он нужен России по той причине, что без значительного укрепления своей обороны и расширения ее возможностей и без интеграции с развитыми демократическими странами мира Россия, во-первых, теряет возможность влиять на происходящие мировые процессы в военно-политической области, во-вторых, вступление в подобного рода коалиции для любого государства является одним из способов защиты собственных национальных интересов, в-третьих, может в дальнейшем будущем потеря­ть тем или иным образом свою территорию за Уралом, поскольку территория эта пустеет, население оттуда уходит, ресурсы огромные, претендентов может быть очень много, и одна Россия эти территории не защитит.

Проблемным для России является вопрос расширения НАТО в регионе ЦВЕ и приближения к российским рубежам и огромное превосходство НАТО Европы вместе с США по всем видам вооружений, особенно учитывая весьма равнодушное отношение Соединенных Штатов в последнее время к дальнейшим договорам и соглашениям по разоружению. Неясным остается и тот факт, что несмотря на все заявления и прокламации по поводу сотрудничества в сфере безопасности, военная мощь России и западных союзников в лице НАТО и ЕС на 70-80% соответственно направлена на потенциальную угрозу военного конфликта. Несомненно, совместимость ЕС и России в сфере безопасности будет зависеть в большой степени от направления ее внутренних преобразований, от степени выверенности и умелости политики Кремля в отношении субъектов Российской Феде­рации, множества этнических меньшинств и стран ближнего зарубежья. Именно по­этому, несмотря на все различия и трудности, и России и ЕС необходи­мо более тесное взаимодействие в сфере внешней безопасности.

Несмотря на объективные сложности, существуют сильные стиму­лы для взаимодействия России и ЕС в сфере международной безопаснос­ти. Помимо противодействия общим внешним угрозам при сотрудниче­стве с Россией Европейский Союз может играть роль мирового экономи­ческого, а в будущем и военно-политического центра силы, не противо­стоящего США, но гораздо более независимого и имеющего собственный проект рационального мироустройства.

Представляется, что формирование общего пространства внешней безопасности России и ЕС является отдаленной перспек­тивой. Его строительство требует не только нового политического мышления и особой степени доверия, определенного временного задела, но и новой договорно-правовой базы между Россией и ЕС. Сегодня пока только можно говорить о программе конкретных совместных действий в области внешней политики и безопасности (к примеру, участие России в полицейс­кой миссии Евросоюза в Боснии и Герцеговине или по линии российского МЧС в сфере гуманитарного разминирова­ния, в сфере совместного реагирования на чрезвычайные ситуации, природные катастрофы, техногенные и др.).

Первое, что необходимо предпринять сейчас, - это реформирование ООН и создание новой системы безопасности, отвечающей постбиполярным реальностям. Второе - сотруд­ничество и теснейшее взаимодействие на пространстве Большого Ближ­него Востока (неотъемлемой частью которого являются как Балканы, так и Кавказский регион), как в противодействии распространению ядерного оружия, так и в борьбе с терроризмом. Следовательно, в интересах России, НАТО и Евросоюза обеспе­чить более полную интеграцию России в развивающиеся международ­ные структуры и институты.

3.2.4. Общее европейское пространство в сфере образования и культуры

Четвертое пространство - это общее пространство в сфере образования, науки и культуры. Ничто не может быть важнее связей, которые существуют между людьми. Ещё отцы-основатели Европы говорили, что однажды, если придется перестраивать Европу, то нужно это делать на культурной основе. И когда речь идет о том, чтобы организовать этот «брак» между европейцами и русскими, мы не сможем создать этого без серьезных основ в области культуры, образования и науки. Это пространство важно как сочетание основ для других пространств.

Создание общего пространства в сфере образования на сегодняшний день является самой перспективной областью в отношениях России и ЕС. Практически единственной крупной ини­циативой, осуществленной на уровне ЕС в сфере образования, является программа ТЕМПУС, цель которой состоит в содействии сотрудничеству между университе­тами стран СНГ и ЕС. За 12 лет в ее рамках было выполнено более 300 совместных проектов в области университетского менеджмента и модернизации учебных планов и программ; общая сумма финансиро­вания составила около 90 млн. евро. Масштабы сотрудничества между российскими и европейскими университетами невозможно оценить из-за отсутствия регулярной информации. Во всяком случае, это не одна сотня университетов и других вузов России, Германии, Франции, Италии, Ве­ликобритании, Нидерландов, и других европейских стран.

Менее развито, но постепенно расширяется сотрудничество в облас­ти среднего образования, в том числе непосредственно между школами, гимназиями и другими общеобразовательными учреждениями. Более развито сотрудничество в сфере высшего образования. Здесь необходимо выделить участие России, формализованное в 2003 г., в Болонском процессе. В 1999 г. в Италии была принята Болонская декларация, в которой 33 европейские страны заявили о намерении создать к 2010 г. единую европейскую систему высшего образования. Сам процесс проходит под эгидой Совета Европы, но при активном содействии Евросоюза. Речь идет о важном шаге в направлении унификации ученых степеней, званий, стандартов образования. Происходит сближение образовательных систем, растет мобильность студентов и преподавателей, получает признание двуступенчатость образования, унифицируется также и система оценок успеваемости и др. Это формирует условия для получения студентами разностороннего, эффективного образования, для широкого обмена опытом преподавателей, позволяет будущим работодателям оценить возможности нового сотрудника вне зависимости от того, в какой стране и в каком университет он учился. В частности, формирование общего про­странства в области высшего образования идет достаточно интенсивно при содействии Европейской Комиссии. Для России один из важнейших вопросов на этом направлении - вопрос о взаимном признании дипломов, что является стимулом для гармонизации систем образования России и ЕС.

Сейчас Минобразования и науки ведет проект с Францией и Германией по сравнению, анализу и воссозданию системы доверия между инженерными образованиями. Франция и Германия как лидеры в системе инженерного образования озабочены тем, как сохранить особенности и сильные стороны и вписаться при этом в рамки Болонского процесса.

В 2006 г. будет создан Европейский институт (Колледж) в Москве на базе МГИМО (У) МИД РФ, для того чтобы в России лучше знали Евросоюз. Большое значение, выходящее за рамки собственно учебного процесса, будет иметь открытие европейского колледжа в России, поскольку образование является важной составляющей формирования общей системы ценностей, этических принципов и норм. Кроме того, это важный фактор в подго­товке общего рынка трудовых ресурсов.

Однако одного колледжа явно недостаточно для достижения поставленных целей. Речь должна идти о массовом обучении россиян – студентов, аспирантов и молодых специалистов – в европейских колледжах и университетах, создании специализированных курсов в России. Первый этап – привлечение соответствующей российской профессуры. Обучение и стажировка российских специалистов в специализированных учебных заведениях и учреждениях Европейского союза позволят им не только получить уникальные знания и опыт, почувствовать себя «в шкуре» европейского бюрократа, но и предоставят им возможность наладить личные связи с сотрудниками КЕС и других европейских органов.