С другой стороны, человек, искренне не приемлющий какие-то свои качества, свое тело, свое прошлое, свою жизнь, — такой человек тоже изменяет рамки своего "Я". Изменяет в сторону их сужения. Теперь уже "Я" — это не весь я, а "моя голова", "мои руки", "мой внутренний мир" или, к примеру, та часть, которая отвечает за межполовые контакты.
Бывает и вовсе смещение: человек служит своему автомобилю, своей идее или своей работе, жертвуя собой. Или, в более простом варианте, желая сберечь дорогие перчатки, снимает их и роется в замерзшей земле открытыми руками. Себя можно сузить до момента "здесь и сейчас" и расширить до космического вневременного сознания. Бывает интересно совместить.
Классическим примером изменения границ своего "Я" является хороший водитель. Если посмотреть, как он садится в машину (особенно в ту, которую до этого не водил), то просто видно, как он буквально "втекает" в нее, "подключает" к ней свое тело. Небольшие повороты автомашины он воспринимает не визуально, а вестибулярным аппаратом, как изменения положения своего собственного тела. Типичный самоотчет хорошего водителя упоминает о чувстве машины, как своего тела; иногда сюда же включается чувство дороги.
С точки зрения физиологии здесь можно упомянуть, что, по мнению современных ученых, наш мозг (или, точнее, нервная система) представляет собой компьютер огромной мощности, все еще намного превосходящий все вычислительные мощности, созданные человечеством. При этом большинство из нас пасует перед (казалось бы, простейшими) задачами типа умножить 27895 на 84561 (Авторы тоже не возьмутся подсчитать без калькулятора. Разве что на спор... Хотя достоверно известно, что человека можно обучить быстрому счету больших чисел... если надо.). Явное противоречие. Разрешается оно просто: весь мощный вычислительный аппарат нашей нервной системы создан для управления одним только объектом — нашим телом. Наш мозг способен в доли секунды решить любую задачу, если он будет считать, что занимается обслуживанием потребностей тела. Поэтому и любая работа по пониманию и управлению чем угодно начинается с включения этого чего-то внутрь себя. Только тогда мы способны обращаться с этим "чем угодно".
Талантливый физик, даже выписывая уравнения движения электрона, буквально физически ощущает, как этот электрон, например, протискивается сквозь кубическую кристаллическую решетку поваренной соли. А просто физик — всего лишь выписывает уравнения...
И наоборот, если человеку нужно от чего-то отключиться, перестать обращать на это внимание, самое простое — "исключить" это из себя, объявить внешним...
Нет человека — нет проблемы. Товарищ Сталин.
Как только человек накрепко включает что-то в рамки своего "Я", смещает эти рамки или что-то из рамок исключает, он как раз и производит сдвиг личных границ. Единственное, что требуется от нас, это делать такие фокусы осознанно и произвольно.
Собственно, эти "личные границы" имеют самое непосредственное отношение к тому, что мы называем идентичностью, самоидентификацией, личностным своеобразием или самостью. Именно то, что мы включаем в понятие себя, определяет содержание этого понятия.
Мы включаем что-то внутрь, и теперь оно внутри. Логично?
Легче тем, кто знает, что "Я" — это мистика. Мы то ли уже содержим в себе все, что только можно (а уж приводим в действие то, что привычно или необходимо), то ли меняемся непрерывно. Идейно это разные концепции, а на практике они означают одно и то же: тот "Я", к которому мы привыкли, не существует. И не существовал. Это обманка. Точнее, самообманка. Если во мне уже есть все, как на складе, то знакомое "Я" — это просто те товары, которые пользуются наибольшим спросом.
Тут интересно разобраться, у кого пользуются: у себя же, у близких, вообще у окружающих... Или, быть может, у неких умозрительных сил. Например, у ноосферистого космоса.
Спросом эти товары пользуются часто не потому, что лучшие, а потому, что их приобретают по привычке.
А вот если я постоянно меняюсь, то я могу быть любым. И все нужное есть глубоко во мне (или не во мне, а вокруг меня, откуда это тоже можно взять, когда понадобится).
Словом, так или иначе, а "Я" может быть таким, каким надо в любой конкретный момент (для этого нужно или взять уже готовое, или измениться в естественном процессе). И границы "Я" так же размыты и неопределенны, как и все остальное. Так что можно сказать с некоторой натяжкой, что "Я" — это все то, что мне прямо сейчас хочется включить в свои границы.
И защищать как себя самого в соответствии с инстинктом самосохранения.
Натяжка связана с тем, что большую часть наполнителя своего "Я" мы не очень-то осознаем. Так что эта часть меняется сама по себе. Или, если хотите, под руководством бессознательного.
Состояния "Я" (или "меня") изменяются.
• Они изменяются в соответствии с требованиями окружающего мира (это и есть адаптация).
• Или мы изменяем их, исходя из собственных задач и учитывая требования мира (мастерство).
• Или эти состояния меняются бестолково (а то и вовсе не меняются толком) — это неприспособленность.
Может быть несколько разноуровневых "Я": "Я" вообще, "Я" сегодня и в последнее время, "Я" для решения конкретной задачи (картину надо написать, беседу провести, огород вскопать, гонку выиграть... да мало ли)! Интересно согласовывать их и переходить сознанием с одного уровня себя на другой.
В некоторых "Я" много сенсорной очевидности: видимого, слышимого и ощутимого. Если я прямо сейчас варю суп, то "я здесь и сейчас" тесно связано с запахом и вкусом.
Другие "Я" едва ли не трансцедентны. Вот размышляю я в полудреме о проблемах космического разума, чувствую вселенское единство — и, хоть в этом мало сенсорного, мое "Я" в этот момент очень широко.
Словом, "Я" — это процесс. И, что важно для Нового кода, этим процессом можно управлять: как в сторону расширения своих границ, так и в сторону их уменьшения:
• я один или многие люди;
• все мое тело или его части;
• мое внутреннее (субъективный мир и здоровые органы) или мое внешнее (собственно внешность, имидж, образ, одежда, аксессуары);
[ BIBLIUS.RU - Книги по психологии ]
• "здесь и сейчас" или "прошлое", "настоящее", "будущее", "там", "позади" и так далее;
• "Я" в целом или конкретное "я" в конкретном контексте;
• "Я" чьими-то глазами, своими глазами, вообще незнакомый;
• и так далее.
"Классическим" упражнением на развитие навыка гибкости личных границ или, точнее — его половины, их сужения является упражнение "Войти в палец". Вот как оно описано Владимиром Леви в книге "Искусство быть собой".
Войти в палец
Первые упражнения проводятся с указательным пальцем правой (для левшей — левой) руки. Потом — наоборот: преимущество отдавать стороне наименее развитой.
Вариант с открытыми глазами (подготовительный)
Посмотрим внимательно на кончик своего указательного пальца. Вроде бы ничего особенного: кончик как кончик. Ногти надо бы, однако, подстричь...
А теперь посмотрим так, словно видим его в первый или в последний раз... Намерены основательно изучить... Или хотя бы отчаянно удивиться: вот это да!.. Это кончик моего пальца?!. Созерцаем. Можно применить и ритмическое созерцание. Уже при таком удивляющемся созерцании можем ощутить в пальце потепление и пульсацию...
Вариант с закрытыми глазами
Свободная, удобная поза. Сидя или лежа, но обязательно так, чтобы указательный палец не висел в воздухе, а находился на чем-то: на колене, на кровати или на ручке кресла — все равно. Закроем глаза и, ни о чем не раздумывая, сразу же направим внимание все к тому же кончику того же указательного пальца. Нас интересует только он, этот небольшой участочек кожной поверхности, соприкасающийся с опорой. Он, только он занимает теперь наше внимание, в нем все собралось и больше ничего интересного на свете не существует!.. Только наше внимание — и только наш кончик пальца... Теперь это единственная точка нашего мирообщения... Огромная воспринимающая поверхность...
Дышим свободно... Не напрягаем ни руку, ни палец, не двигаем, но и не стараемся сохранить абсолютную неподвижность. Палец, только кончик пальца... Приятно ощущать его соприкосновение с миром, с другой материей... Представляем себе каждый миллиметр, каждый микрон поверхности кожи на линии соприкосновения, рассматриваем их под внутренним микроскопом... Представляем, как идут импульсы, токи в мозг... На этом месте тлеет огонек...
Заметили, что в этом упражнении работают и фильтры внимания? Правильно... А еще в нем слегка затронута следующая компонента Мастерства —
Множественное описание мира
...Я только в одном глубоко убежден: Не надо иметь убеждений!
Песенка Ури из фильма "Приключения Электроника"
И вновь мы вспоминаем, что "карта — не территория". Что существуют множественные эпистемологические карты. Множественное описание мира предполагает не только это знание. Здесь мы говорим о возможности использовать разные карты одновременно. То есть, если хотите, в известном смысле о способности не иметь собственной карты.
Впрочем, легче говорить о такой карте, в которой легко сочетаются разные карты.
Мастерство (в том смысле, который в это понятие вкладывает Новый код) предполагает легкое и естественное использование множественной эпистемологии, речь о которой уже шла выше. Именно произвольное скольжение в рамках разных парадигм, карт и мировоззрений — скольжение в направлении цели — и есть мастерское использование идеи о множественном восприятии мира. Именно понимание того, что любая карта, любой фильтр есть приближение, нужное для того, чтобы легче адаптироваться и получать свои результаты в окружающем мире, — именно такое понимание позволяет использовать карты, пока они работают, и отбрасывать их тут же, как только они затрудняют движение.