Смекни!
smekni.com

Рекомендации читателю мастер меча корабли и капитаны (введение) черепахи до самого низа предпосылки гениальности (стр. 12 из 42)

С тем, чтобы срочно к ним вернуться, как только они вновь понадобятся.

Критерием для использования той или иной эпистемологии, той или иной карты является тогда практическая польза: Новый код ничуть не менее прагматичен, чем старый.

Эта способность в каждый момент времени верить (и одновременно знать, что эта вера не единственная из возможных) в такой набор карт и убеждений, который обеспечивает наибольшую эффективность, как раз и составляет динамичную, подвижную идейную основу процесса мастерства.

У мастера нет постоянных, незыблемых карт. Есть наиболее пригодные для данного момента. Они и используются. В психотерапии можно одновременно исповедовать психоанализ, гештальт-подход и терапевтические идеи НЛП (хотя их эпистемологии совсем не совпадают), в бизнесе — идеи индустриального, информационного обществ, системный и линейный подходы, горизонтальную и вертикальную организацию, централизацию и децентрализацию, концепции опережающих трат и экономии средств и так далее. В продажах можно думать и о том, что "продаются выгоды, а не товары", и о том, что "надо заставить их купить", в любви (что получается как раз легче) — что "нужно доверять друг Другу" и одновременно что "есть вещи, о которых лучше не говорить" и так далее.

На самом деле способность придерживаться одновременно очень разных воззрений и спокойно жить с этим кажущимся хаосом в голове — такая возможность есть практически у каждого. Задача в том, чтобы заставить этот хаос поворачиваться каждый раз той стороной, которая нужна нам. А не какой получится. Именно эта способность лежит в основе мудрости, гениальности, юмора и системного мышления. Если вы можете легко и изящно находить и использовать ту карту, которая извлечет наибольший эффект из вашего сиюминутно существующего опыта, — вы понимаете, о чем мы тут говорим.

О высоких материях

Мортонсон прогуливался тихо-мирно по безлюдным предгорьям Анд, никого не трогал, как вдруг его ошарашил громоподобный голос, исходивший, казалось, отовсюду и в то же время ниоткуда.

— Эй, ты! Ответь-ка, что в жизни главное? Мортонсон замер на ходу, буквально оцепенел, его аж в испарину бросило: редкостная удача — общение с гостем из космоса, и теперь многое зависит от того, удачно ли ответит он на вопрос. Присев на первый же подвернувшийся валун, Мортонсон проанализировал ситуацию. Задавший вопрос — кем бы он ни был, этот космический гость, — наверняка догадывается, что Мортонсон — простой американец, понятия не имеет о главном в жизни. Поэтому в своем ответе надо скорее всего проявить понимание ограниченности земных возможностей, но следует отразить и осознание того, что со стороны гостя вполне естественно задавать такой вопрос разумным существам, в данном случае — человечеству, представителем которого случайно выступает Мортонсон, хотя плечи у него сутулые, нос шелушится от загара, рюкзак оранжевый, а пачка сигарет смята. С другой стороны, не исключено, что подоплека у вопроса совсем иная: вдруг, по мнению Пришельца, самому Мортонсону и впрямь кое-что известно насчет главного в жизни, и это свое прозрение он, Мортонсон, способен экспромтом изложить в лаконичной отточенной фразе. Впрочем, для экспромта вроде бы уж и время миновало. Привнести в ответ шутливую нотку? Объявить голосу: "Главное в жизни — это когда голос с неба допрашивает тебя о главном в жизни!" И разразиться космическим хохотом. А вдруг тот скажет: "Да, такова сиюминутная действительность, но что же все-таки в жизни главное?" Так и останешься стоять с разинутым ртом, и в морду тебе шлепнется тухлое эктоплазменное яйцо: вопросивший подымет на смех твою самооценку, самомнение, самодовольство, бахвальство.

— Ну как там у тебя идут дела? — поинтересовался Голос.

— Да вот работаю над вашей задачкой, — доложил Мортонсон.

— Вопросик-то трудный.

— Это уж точно, — поддержал Голос.

Ну, что же в этой поганой жизни главное? Мортонсон перебрал в уме кое-какие варианты. Главное в жизни — Его величество случай. Главное в жизни — хаос вперемешку с роком (недурно пущено, стоит запомнить). Главное в жизни — птичий щебет да ветра свист (очень мило). Главное в жизни — это когда материя проявляет любознательность (чьи это слова? Не Виктора ли Гюго?). Главное в жизни — то, что тебе вздумалось считать главным.

— Почти расщелкал, — обнадежил Мортонсон.

Досаднее всего сознавать, что можешь выдать неправильный ответ. Никого еще ни один колледж ничему не научил: нахватаешься только разных философских изречений. Беда лишь, стоит закрыть книгу — пиши пропало: сидишь ковыряешь в носу и мечтаешь невесть о чем. А как отзовется пресса?

"Желторотый американец черпал из бездонного кладезя премудрости и после всего проявил позорную несостоятельность". Лопух! Любому неприятно было бы угодить в подобный переплет. Но что же в жизни главное?

Мортонсон загасил сигарету и вспомнил, что она у него последняя. Тьфу! Только не отвлекаться! Главное в жизни — сомнение? Желание? Стремление к цели? Наслаждение? Потерев лоб, Мортонсон громко, хоть и слегка дрожащим голосом, выговорил:

— Главное в жизни — воспламенение!

Воцарилась зловещая тишина. Выждав пристойный по своим понятиям срок, Мортонсон спросил:

— Э-э, угадал я или нет?

— Воспламенение, — пророкотал возвышенный и могущественный Глас. — Чересчур длинно. Горение? Тоже длинновато. Огонь? Главное в жизни — огонь! Подходит!

— Я и имел в виду огонь, — вывернулся Мортонсон.

— Ты меня действительно выручил, — заверил Голос. — Ведь я прямо завяз на этом слове! А теперь помоги разобраться с 78-м по горизонтали. Отчество изобретателя бесфрикционного привода для звездолетов, четвертая буква Д. Вертится на языке, да вот никак не поймаю.

По словам Мортонсона, тут он повернулся кругом и пошел себе восвояси, подальше от неземного Гласа и от высоких материй.

Роберт Шекли

ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ

Ничто так не портит хорошую цель, как точное попадание.

Точно?

Завершая разговор о предпосылках гениальности, поговорим о подходе Нового кода к достижению своих целей. В отличие от классического пошагового планирования здесь ключевую роль играет понятие "сейчас". Вспомним, что:

• единственная реальность, которая нам доступна, — это наша субъективная реальность;

• эта реальность существует только в моменте "сейчас". Именно на этом основан знаменитый парадокс: "Куда бы ты ни шел, ты уже там".

Традиционный подход, воплощенный в требованиях "хорошо сформированного результата" (спецификации цели), предлагает предусмотреть пошаговую схему достижения желаемого. Идея планирования, воплощенная в этой схеме, обращена прежде всего к сознательному разуму. Если же мы берем за основу мысль о желательности сознательно-бессознательного интерфейса, то эффективное достижение целей может быть обставлено иначе.

С опорой на сотрудничество сознательного и бессознательного.

Можно, наверное, впасть в другую крайность и полностью возложить на бессознательное задачу достижения наших целей. Однако Новый код предпочитает сотрудничество. Множественный подход, как обычно, более перспективен. И продуктивен.

Сказка о садовнике и его мечте

Всю свою жизнь садовник посвятил выращиванию цветов. Он жил в великолепной местности, где воздух, вода и солнце были настолько благодатны, что земля сама, без особых усилий рождала великолепные по своей красоте редчайшие растения. Слава о садовнике вышла далеко за пределы его государства. Все знали, что в этой стране живет великий и мудрый садовник. Дом садовника был окружен огромным-огромным садом. В этом саду у него произрастало великое множество диковинных растений, сюда могли прийти все желающие и полюбоваться этой удивительной красотой.

Одни растения садовник привез с разных концов света, другие — заботливо вырастил сам, путем селекции. Его сад представлял собой удивительное чудо, казалось, восьмое чудо света. У садовника были ученики, которые учились у него мастерству, бережности, любви к цветам.

Садовник этот очень любил цветы, и у него, как у всякого мастера своего дела, была мечта, было нечто более значимое, чем весь его сад. У него была мечта вырастить розу, но непростую. Роз у него было великое количество, и все они были разные. Он хотел вырастить особую розу...

Без этого цветка вся его жизнь казалась бессмысленной. Когда он закрывал глаза, то представлял себе розу своей мечты. Он видел эту великолепную игру красок, особый перелив оттенков на лепестках в лучах вечернего солнца, трепетные колебания цветка под дуновением легкого ветерка... Он мог мысленно потрогать эти лепестки, ощутить их бархатистость. Закрыв глаза, он втягивал воздух, чувствовал аромат этой розы, такой аромат, которого не имел ни один цветок в его удивительном саду, аромат необыкновенно тонкий, непередаваемо прекрасный. Садовник совершенно точно знал, что рано или поздно его мечта должна осуществиться, потому что это была его мечта, и он верил в ее осуществление, а сбываются только те мечты, в которые человек верит больше всего на свете. И он жил этим, но, к сожалению, его труды по селекции не давали результатов. Он не мог вырастить ту розу, о которой мечтал. Получались прекрасные цветы, распускались великолепные розы, но все они были очень далеки от розы его мечты. Каждый раз, когда он закрывал глаза, его роза вновь грезилась ему. И стоило только открыть глаза... она оставалась перед его мысленным взором. Со временем его мечта достигла такой силы, что он не мог даже заснуть. Он уже не знал, что с этим делать. Однажды проезжал мимо его дома путешественник, который попросился к нему на ночлег. Садовник, конечно, пустил путника, его дом был всегда открыт для странников. Гость ознакомился со всем садом, а когда вечером они сели пить чай, садовник не удержался и рассказал путнику о своей мечте, так же, как неоднократно рассказывал всем, кто проезжал мимо его дома. И тогда, к удивлению садовника, путешественник сказал ему: