Смекни!
smekni.com

Рекомендации читателю мастер меча корабли и капитаны (введение) черепахи до самого низа предпосылки гениальности (стр. 16 из 42)

Тогда он решил смотреть телевизор. Целыми днями он сидел и смотрел телевизор. Вскоре его родители стали беспокоиться и разрешили сыну смотреть только детские фильмы. Мальчик расстроился и выдернул телевизор из розетки. Потом он опять вернулся в свою комнату. Делать было нечего. Он сел на кровать, посмотрел на альбом и карандаш, лежавшие на столе, и понял: это единственное, что у него осталось. Он положил альбом себе на колени, развернул его. Перед ним была совершенно пустая страница. Мальчик начал рисовать. Сначала он нарисовал лошадь. Это была лошадь-уродина. Он вырвал листочек и нарисовал еще. Затем опять вырвал и опять нарисовал. Так он продолжал свое занятие: рисовал и вырывал листочки, рисовал и вырывал. В какой-то момент ему это наскучило, и он сказал:

— Посмотрим, могу ли я нарисовать что-нибудь хорошо? Мальчик задумался о том, что же он хочет изобразить, и начал рисовать то, о чем он подумал. Этот рисунок был немножко лучше, чем предыдущие. Он перевернул страничку и опять подумал, что хочет рисовать, и опять нарисовал. Это было еще лучше. Так прошло два часа. Он думал о том, что хочет нарисовать, и рисовал. И в конце концов он добрался до последней странички. Мальчик посмотрел на эту страничку и постарался увидеть как можно отчетливее то, что он хотел нарисовать. Затем он твердо сказал:

— Я совершенно точно знаю, чего я хочу!

И как только он произнес эти слова, в комнате раздался тихий звук. Мальчик огляделся вокруг. Посреди комнаты в воздухе висел конструктор. А потом — "бам-м-м!" — коробка упала на пол.

Родители внизу услышали звук и стали кричать:

— Сын, что ты там такое делаешь? А он крикнул в ответ:

— Ничего! Все в порядке!

Он подошел к конструктору, сел на корточки, посмотрел на него очень внимательно. Затем он поднял коробку, положил на кровать и стал раскладывать детальки. Но только сейчас, когда он смотрел на все эти детальки, он видел не просто какие-то металлические кусочки, шайбочки, гаечки, винты, колесики, моторчики... Мальчик увидел мосты и машины, самолеты и здания, и всякие-всякие прекрасные и нужные вещи. Он достал все содержимое из коробки и начал строить...

По мотивам метафоры Дэвида Гордона

РАБОТА С СОБСТВЕННЫМ СОСТОЯНИЕМ

Если основное внимание классического кода НЛП уделяется поведению, то Новый код считает ключевым именно состояние. Поведение при этом рассматривается как своего рода производное от состояния. Нужное состояние дает нужное поведение.

Точнее, необходимую гибкость для выбора разных оптимальных способов поведения.

На практике это противопоставление скорее надуманное: Генератор нового поведения работает, к примеру, именно с состоянием. В классическом коде состояние человека — это тоже его поведение. (Вспомним, что поведением в классическом коде называют и действия, и переживания, и изменения здоровья, и эмоциональные проявления, и даже мысли — мыслительные действия.) Так что суть не в технической практике, а в карте. В фильтрах: на что мы больше обращаем внимание — на поведение или на состояние. В Новом коде — на состояние. Вот и мастерство в большинстве случаев связывается не с конкретным поведением, а с оптимальным состоянием. Огромное множество и разнообразие возможных состояний — от вдохновения и работоспособности до скуки и обыденности, от страха до отваги, от сосредоточенности до "растекания мыслию по древу" — все это человеческое богатство достаточно трудно кодифицировать. Потому что выделяются такие состояния вполне субъективно, проявляются они у разных людей по-разному, и даже сами слова для разных людей обозначают разное.

Тем более для людей из разных культур. Сенсорную очевидность для каждого такого состояния, общую для всех наблюдателей и наблюдаемых, найти практически нереально. Поэтому создатели Нового кода вслед за многими другими мировыми специалистами по состояниям — от шаманов и гипнотизеров до театральных режиссеров и спортивных тренеров — выделили основные, базовые состояния, с помощью которых (или даже в рамках которых) достижимы практически все остальные нюансы.

Названия для таких состояний в разных традициях существуют разные. Некоторые мы перечислим, двумя-тремя даже будем пользоваться. Однако мы призываем читателя узнавать эти состояния скорее по их сенсорно-очевидному описанию, чем по названию. Хотя бы потому, что состояния эти, скорее всего, доступны вам в собственном опыте, и лишь другое название (или отсутствие названия) отделяет вас от их использования в традиции Нового кода НЛП.

ВНУТРИ, СНАРУЖИ, В ТРАНСЕ, НЕ В ТРАНСЕ

В описании идеи сознательно-бессознательного интерфейса мы выделили четыре состояния:

1. Внешнее актуальное внимание.

2. Внутреннее актуальное внимание (легкий транс).

3. Внутренний транс (средний и глубокий).

4. Внешний транс.

А затем второе и третье состояния соединили в один и тот же внутренний транс. Ну, разве что разной глубины.

Таким образом, в каждый момент времени мы имеем дело с одним из этих базовых состояний (в той или иной его степени). Такое состояние может быть более или менее "чистым", а может дополняться различными "украшениями", эмоциями, мыслями и прочими сопутствующими переживаниями.

Эмоциональные состояния мы в этом смысле рассматриваем как частные случаи базовых состояний. Так что для работы с различными состояниями (иногда их называют состояниями сознания, однако мы считаем, что "состояние" — это комплекс, который включает не только психику, но и физиологию) нужен в первую очередь навык перехода между внутренне- и внешне-ориентированным вниманием и между актуальным состоянием сознания и тем, которое принято называть трансом.

Внешнее и внутреннее внимание

Переходы между внешним и внутренним вниманием — это переходы между используемыми фильтрами. Сознательное изменение используемых фильтров (на что именно мы решаем обращать внимание) при не очень обременительной тренировке обеспечивает устойчивую способность к такому переходу.

ВАК для перевода внимания

Сознательное внимание можно переводить в каждой из сенсорных систем — визуальной, аудиальной и кинестетической.

Визуальная система

При просмотре новых банкнот в ультрафиолетовых лучах видна надпись "Осторожно, ультрафиолетовое излучение!".

Официальная информация Центробанка

Визуальные внешние образы (то, что мы видим актуально) и визуальные внутренние образы (память и воображение) и есть те две области, перевод внимания между которыми дает возможность управлять своим восприятием и, как следствие, состоянием. Для этого даже не обязательно закрывать и открывать глаза. В повседневной жизни это происходит постоянно: в ответ на внешний стимул (образ) мы обращаемся к внутреннему (опыту), а затем переносим внимание опять вовне. Мы естественным образом имеем возможность и навык управлять этим процессом. Так что грех таким навыком не пользоваться целенаправленно.

Аудиальная система

Мотив легкая, приятная мелодия, лежащая в основе многих уголовных преступлений.

Энциклопедия "Красной Бурды"

Идея о внутреннем диалоге и внутренних слуховых образах позволяет нам разделить внешнее и внутреннее аудиальное внимание так же, как мы разделили визуальное. Мы и в самом деле можем слышать то, что происходит "снаружи", и при этом (или между этим) прислушиваться к тому, что делается "внутри". Мы можем слышать в своем внутреннем мире музыку, пение, напевать про себя, разговаривать с собой (со своим внутренним голосом) и так далее.

Как в случае с визуальной системой, мы можем в своей обычной повседневности легко и непринужденно переходить от внешнего к внутреннему аудиальному вниманию и обратно, а также совмещать их.

Кинестетическая система

Дырокол — приспособление для раскалывания особо твердых дыр.

Энциклопедия "Красной Бурды"

Внутренняя и внешняя кинестетика отличается не так естественно, как внутренние и внешние образы и звуки. Однако отличается. Ощущения в теле и на теле — не одни и те же. По сути, внешними в кинестетике мы считаем все, что связано с сигналами от кожи.

Менее очевидны вкус и запах: здесь может смешиваться внешнее и внутреннее. Да так смешиваться, что и не поймешь, кажется это или есть?

Впрочем, в некоторых трансовых состояниях нам может показаться, что мы чувствуем предметы, находящиеся на расстоянии (и порой весьма значительном). Это тоже, вероятно, можно признать "внешней" кинестетикой, хотя в этом случае правильнее было бы говорить об изменении границ восприятия. Внутренней же кинестетикой мы называем то, что чувствуем внутри себя: сигналы от органов, приятные или болезненные, фантомные ощущения и тому подобное.

Соответственно, в зависимости от того, куда обращен фокус нашего внимания — на ощущения от мира или изнутри своего тела, — изменяется и наше состояние.

В любой из систем фильтр внимания включает в себя различение субмодальностей. Такие достаточно очевидные рассуждения нужны затем, чтобы понять основу механизма, техники перехода из состояния в состояние с помощью собственных произвольных усилий. Это можно делать по собственной воле, а не в зависимости от обстоятельств.

Попрактиковать перевод внимания между репрезентативными системами помогает упражнение.

Прогулка слепого

Вы, конечно, знаете, что зрением человек воспринимает 90% информации из окружающего мира? Даже если это действительно так, сей факт свидетельствует только о культуральных предпочтениях, выработанных в нашей цивилизации. Человек может столь же уверенно ориентироваться в окружающем мире, пользуясь аудиальной и кинестетической системой. Чтобы это проверить, достаточно просто завязать глаза, (можно их и просто "честно" закрыть, но в таком случае часть внутреннего внимания будет направлена на то, чтобы удерживать их закрытыми, а это уже совсем другое), взять в руки трость (палку длиной около метра) и начать исследовать окружающий мир.