Смекни!
smekni.com

Рекомендации читателю мастер меча корабли и капитаны (введение) черепахи до самого низа предпосылки гениальности (стр. 20 из 42)

Шкалирование можно проводить в любой сенсорной модальности. Иногда срабатывает даже дигитальный вариант — с цифрами и процентами.

Мы предлагаем выбрать для своего "барометра" шкалу от нуля до ста.

1. Представьте себе шкалу интенсивности своего состояния от нуля до ста. Подробно визуализируйте свою шкалу, опишите ее.

2. Мысленно определите, на каком уровне находится ваше состояние сейчас. (Если оно близко к одной из крайностей, можно изменить градуировку шкалы так, чтобы находиться в средней трети.)

3. Постепенно смещая (мысленно) уровень по шкале и получая соответствующие телесные изменения, дойдите до максимально возможного сейчас уровня (не доходите до края шкалы, остановитесь хотя бы на девяноста пяти).

4. Постепенно изменяя значения по шкале, дойдите до минимально возможного уровня (и опять не до края, оставьте хотя бы пять). Отслеживайте сопутствующие кинестетические изменения.

5. Подвигайтесь туда-сюда по шкале до тех пор, пока изменения значения не будут вызывать изменения в теле достаточно быстро, пока связь визуальной шкалы и кинестетического состояния не установится.

6. Выберите воспоминаемый или воображаемый контекст, где ваше состояние не вполне вас устраивает. Ассоциируйтесь с этим состоянием. Подстройте уровень состояния с опорой на шкалу.

7. Проведите подстройку к будущему.

Не обязательно градуировать шкалу именно в визуальной модальности. Так удобно, но не более того. Аудиальная и даже собственно кинестетическая модальность тоже подходят.

Построение творческого состояния

Одно из самых интересных состояний, которое оказывается нужным едва ли не постоянно, — это творческое состояние. Или, иначе говоря, состояние "Эврика!". Одна из базовых пресуппозиций НЛП гласит: "Люди обычно делают наилучший выбор из всех субъективно доступных". Гибкость, как нам помнится, как раз и определяется количеством этих самых доступных выборов.

Желательно, чтобы выборы были попривлекательней.

Творческое состояние, которое может возникать по мере необходимости (диснеевский "Мечтатель", архимедова "Эврика"), и есть ключ если не к безграничной28, то по крайней мере к потрясающей гибкости.

1. Создайте себе в пространстве метапозицию (позицию извне, третью позицию) и перейдите в нее.

2. Выделите в доступном вам пространстве место, визуализируйте его (как круг, квадрат или другую фигуру, не обязательно правильной геометрической формы).

3. Сделайте увиденную фигуру трехмерной. Рассмотрите подробно по субмодальностям.

4. Добавьте при необходимости аудиальное и кинестетическое описание.

5. Отыщите в своей памяти и воображении наиболее яркие и эффективные проявления своего творческого начала — замыслы, фантазии, полеты воображения, гениальные решения и озарения.

6. Поместите символы этих опытов в созданное вами пространство. Добавьте по желанию символы и ассоциации с наиболее значимыми для вас творческими событиями (акт творения, открытие Архимеда, Эйнштейна и т. д.).

7. Завершив образование привлекательного для себя творческого пространства, насытив его мотивирующим VAK-опи-санием, войдите вовнутрь. Делайте это с той скоростью, которая поможет вам наилучшим образом прочувствовать изменение состояния.

8. Ассоциируйтесь в творческом состоянии и воспользуйтесь его ресурсами.

9. Определите, каким образом впредь вы будете получать доступ к этому состоянию. Произведите подстройку к будущему.

"Кокон"

(Иногда авторы не придерживаются совсем уж безудержного оптимизма. "Название представляется нам не совсем удачным. Другой вариант — "Сфера могущества", но... см. примечание 1.)

Это скорее упражнение, чем техника. Впрочем, любая техника может стать упражнением, и наоборот. "Кокон" годится для быстрого вхождения в любое заранее созданное состояние через визуальный канал.

А если не спешить, то и в сооружаемое прямо на месте.Впрочем, как всегда, его можно адаптировать к аудиальному каналу. Кинестетический канал и так имеет прямое отношение к состояниям, и если вы можете напрямую настроить свою кинестетику (например, через "Дыхание жизни") и вам так легче, то "Коконом" можно и не пользоваться.

Дигитальное выполнение этого упражнения тоже возможно, если дигитальная модальность у вас связана с кинестетической напрямую. Впрочем, это бывает редко. Обычно визуальный способ исполнения "Кокона" наиболее приемлем.

1. Визуализируйте (представьте себе в подробном субмодальностном описании) некий объем в окружающем пространстве (можно в воздухе, не обязательно на полу).

2. Наполните объем необходимым вам ресурсным состоянием. Например, ассоциируйтесь с этим состоянием и внесите его в создаваемый кокон. Или представьте символ такого состояния и внесите его в кокон. Или мысленно наполните кокон всем необходимым.

3. Выйдите (физически; сделайте шаг или несколько шагов наружу) из пространства и рассмотрите кокон. Отследите изменения в субмодальностях.

4. При необходимости повторите шаг 2 с использованием других ресурсных состояний, если вы хотите объединить их в коконе.

5. Проверьте, получаете ли вы доступ к этим состояниям при мысленном вхождении в кокон. При необходимости отрегулируйте субмодальности.

6. Найдите наиболее удобный для вас способ вхождения в кокон: мысленный вход, "натягивание" кокона на себя, резкое расширение кокона с охватыванием вашего тела. Можете ли вы произвольно изменять размеры кокона так, чтобы в него попадало большее или меньшее пространство?

7. Потренируйтесь в разворачивании-сворачивании кокона с ресурсным состоянием в нужных для вас местах. Мысленно проделайте это в двух-трех ситуациях в будущем, где это состояние может вам понадобиться.

По принципу "Кокона" строятся многие техники НЛП, связанные с состояниями, начиная с генератора нового поведения и заканчивая — если тут можно закончить — переносом гениальности по Грегори Бейтсону (см. далее — раздел "Перенос мастерства").

"Взгляд удава на кролика", или Глаза гипнотизера

Косоглазие — один из способов самосозерцания без медитации. Люди, владеющие К., могут, кроме того, смотреть в глаза сразу нескольким собеседникам.

Энциклопедия "Красной Бурды"

Идею "особого взгляда" эксплуатируют многие профессионалы коммуникации — от рэкетиров и следователей до экстрасенсов и гипнотизеров.

Психотехнологи, психотерапевты, продавцы и специалисты по переговорам, как всегда, где-то в середине списка. Можно долго рассуждать о том, существует ли особый "гипнотический взгляд", "взгляд силы", "пронизывающий", "влекущий" и прочие взгляды. Мы считаем, что дело тут не в собственно взгляде, а в состоянии, частью которого является и выражение глаз. По нашему представлению, все эти взгляды — суть выражение соответствующих состояний.

Что ни в коей мере не снижает их ценности, зато подсказывает, как легче такими взглядами овладеть.

1. Представьте себе (красиво, подробно, в субмодальностях) то мощное, сильное, эффективное — подберите сами все эпитеты — состояние, которое вы хотели бы иметь в жизни, на работе, дома, в той или иной ситуации (выберите контекст).

2. Найдите (или придумайте) несколько (семь плюс-минус два) простых ресурсных состояний, из которых, как вам кажется, можно сложить состояние из пункта 1.

3. Зафиксируйте эти состояния любым способом: поставьте якоря на пальцы или на предплечье, создайте коконы, места силы, расставьте картинки-иконки, словом, убедитесь, что вы позаботились о возможности доступа ко всем этим состояниям одновременно.

4. Закройте глаза и задействуйте одновременно все свои якоря. Можно дополнить этот процесс уместным самовнушением о доступе к нужному состоянию.

5. Оказавшись в этом состоянии, откройте глаза и посмотрите на кого-нибудь или на себя в зеркало. Убедитесь, что взгляд производит желаемое впечатление. При необходимости отрегулируйте состояние, его составляющие и повторите эксперимент.

Сходным образом можно и создавать себе и другие внешние поведенческие проявления.

Создание собственного пространства

"Будьте как дома" — это очень приятный призыв, не так ли? "Дома и стены помогают" — вторит народная мудрость.

Ну да, да: зависит от ситуации.

Освоиться, чувствовать себя как дома, спокойно и непринужденно в новой обстановке — очевидным образом — дело управления собственным состоянием. И, косвенно, состояниями окружающих, если они в близлежащем пространстве есть.

Умение делать пространство своим необходимо и лекторам, и артистам (новая аудитория, новый зал, новая сцена), и начальникам (новая должность и кабинет), и подчиненным (просто новая работа и рабочее место). Это важное дело для вновь приобретенных мужей и жен, молодых людей, приглашенных в дом девушки (и наоборот) и т. д.

Может пригодиться и в тюрьме, однако мы надеемся, что вам это не понадобится.

Замечательный человек и хороший друг одного из авторов недавно удачно женился. Среди многочисленных достоинств его жены немаловажным оказалось умение чувствовать себя совершенно органично и уместно на кухне дачного домика, где обычно священнодействует мама друга и нынешняя (а тогда еще будущая) свекровь его жены.

Да и вообще Лена умеет быть уместной. И дело не только в такте, но и в таланте осваивать новое пространство.

Вот и Сашину квартиру она сделала весьма уютным местом быстро, элегантно и непринужденно. И теперь это их общий дом.

Итак, что можно и нужно сделать, чтобы новое для вас пространство сделать своим.

1. Если есть возможность ознакомиться с этим пространством заранее, сделайте это.

• Придите в это место, побродите по нему, потрогайте предметы.

• Переставьте что-нибудь, представьте, как бы тут все было, если бы вы переделали все по-своему.