И, конечно, как всегда, в работе и наследии Милтона Эриксона. Куда мы в НЛП без него?
Гениальность! Вдохновение! Прорыв! Легко и каждый день! Правда, захватывающе?
Впрочем, был у них и другой мотив. НЛП, как уже, наверное, все успели привыкнуть, — это все-таки о том, что "работает". И часто о том, что воздействует. На себя и/или на окружающих. Так что среди шаманов и колдунов искали супруги-основатели Нового кода еще и средство воздействия. Ту общую структуру, которая позволяет разного рода "магам", делая внешне разное, в конечном итоге делать одно и то же.
Потому что хороший шаман, хороший продавец и хороший психолог — если они хорошие — хорошо делают одно и то же.
По структуре.
Очевидно, что выявлением структуры того, что работает, занимается все НЛП в целом, а не только его Новый код. Однако если классический код очень увлечен элементами структуры, то код Новый большее внимание уделяет целому — системе. И в этом смысле оба кода нисколько не противоречат, а именно удачно дополняют друг друга.
И изучение НЛП без Нового кода сегодня уже не полно.
НОВЫЕ СЛОВА
Дорога к истине заказана Не понимающим того, Что суть не просто глубже разума, Но вне возможностей его.
Игорь Губерман
И для начала, как водится, мы договоримся о терминах, то есть о словах, которыми будем пользоваться. О словах, в которых скрыты основные понятия Нового кода.
О наших заклинаниях.
На самом деле слова, о которых пойдет речь, не такие уж и новые. Новы они в том смысле, в каком введение их в терминологию НЛП приносит нечто новое и интересное.
И, кстати,кое-что уже вошло в обиход специалистов (да и неспециалистов).
Фильтры восприятия
Длинношеее — один из характерных примеров слов с двумя буквами "н" и одной буквой "и".
Энциклопедия "Красной Бурды"
Слова нужны не сами по себе. Они позволяют назвать, а значит, искать и находить в собственном субъективном опыте новые нюансы. И использовать их.
Ведь слова сами по себе вовсе ничего не значат: они привлекают наше внимание к тем или иным сторонам нашего опыта. Слова, названия, ярлыки управляют нашим вниманием и, как следствие, восприятием мира.
Или, если хотите, мы сами через свои слова управляем своим восприятием.
Все в этом мире не ново. В гору не закатится шар. Доктор в каждом видит больного. Пожарный всюду видит пожар.
Летчик видит синее небо, Пограничник видит врага, Странник видит край, где он не был, И только рыбак — рыбака!
Пьющий видит все, что не пили, Кошка всюду чует мышей, Оперу мерещится киллер, Киллер в каждом видит мишень.
Адвокат в каждом видит клиента, Прокурор в каждом видит зэка, Электрик видит синюю ленту (вы будете смеяться, но в Тольятти корпуса АвтоВАЗа за коричневый и синий цвет получили в народе название "Шоколадка" и "Изолента"), И только рыбак — рыбака!
Истина — в вине, вино — в магазине, У магазина вертится пьянь. Янь всю ночь мечтает об Ине, Иню всюду видится Янь.
Сталин всюду видит измену, Ленин видит Пленум ЦК, Трагик видит новую сцену, И только рыбак — рыбака!
"Машина времени"
Хотим мы того или не хотим, но в окружающем нас мире мы замечаем именно то, что готовы (согласны, настроены, склонны... нужное — подчеркнуть) замечать. Так устроена наша нервная система — мощнейшая машина переработки и анализа информации, получаемой от пяти органов чувств. Меняются наши предпочтения, и нам кажется, что меняется мир вокруг нас. Меняемся мы — меняются наши предпочтения.
И — меняется мир... Вернее, нам так кажется.
В определенном смысле Человек — это просто набор своих фильтров.
И если мы вводим такой термин, как "фильтры восприятия", мы предлагаем оценить, насколько само возникновение этого словосочетания в вашем сознании помогает вам: сначала предположить, что такие фильтры есть, а потом начать их отыскивать. В этом смысле понятие "фильтр восприятия" и есть один из таких фильтров. Репрезентативные системы, метапрограммы, субмодальности, нарушения метамодели, логические уровни и т. д. — все это фильтры (как гласит один из законов Мэрфи: если в тексте встретилось незнакомое слово, просто игнорируйте его, текст полностью сохраняет смысл и без этого слова). Внутри собственной мистики НЛП. В мистиках (или теориях) других — свои фильтры. И люди, которые этих теорий (или мистик) придерживаются, находят факты в рамках своих фильтров.
Потому что "нет истины истиннее, чем другая, зато есть истина лучше, чем другая". Для кого лучше? Для кого лучше, для того и истина.
Вспомним, что мир вокруг нас — это система с едва ли не бесконечным количеством элементов и их взаимосвязей. Воспринять, понять, учесть, запомнить все их — задача неосуществимая даже для такого суперкомпьютера, как человеческий мозг. И именно наличие фильтров восприятия, фильтров внимания позволяет нам выделять что-то, что мы считаем важным, нужным и главным.
Фигуру из фона.
Интересно, что для многих людей то, что не имеет названия, вообще не существует: нет нужного фильтра. С другой стороны, если фильтр существует, в него обязательно попадет какая-то часть окружающей реальности. Если вы уверены, что аура есть, вы очень скоро начнете ее видеть. Или хоть последствия...
Дети, узнав новое слово, вдруг начинают слышать его везде. Влюбленные (или озабоченные) люди всюду видят, слышат и чувствуют то, чего ожидают.
Словом, "кто ищет, тот всегда найдет". Если есть нужный фильтр, будет найдено и то, что ему соответствует. Много ли сейчас вокруг вас округлых поверхностей? Правда, оказалось много? А квадратных? Какая часть тела слегка затекла? Что-нибудь чешется? Хоть немного? Сколько оттенков красного представлено вокруг? А если присмотреться?
Присмотрелись?.. Хорошо присмотрелись?.. Алле-оп! А теперь — ищем оттенки зеленого!
Все это было рядом с вами и внутри вас и до того, как вы обратили свое внимание — настроили фильтры восприятия. Но частью вашей субъективной реальности это стало именно тогда, когда фильтры настроились.
От наших фильтров зависит наша реальность. Субъективная реальность (а другой нам не дано).
Что именно попадет в фокус нашего внимания (зрения, слуха, чувства) — либо дело случайное, либо зависит от наших собственных усилий. Наши фильтры настроены или привычно-обычно, или специально для данного случая. И от этих настроек зависит многое. Что мы видим ("дождь и грязь" или "весну и небо голубое"), что мы слышим (телевизор в соседней комнате, жену по телефону или разговор соседок на улице), что мы ощущаем-чувствуем (любимые прикосновения или заложенный нос) и что мы об этом думаем (потому что мысли тоже выбираются) — для всего этого у нас есть множество фильтров.
Жена капризничает, манипулирует или реализует вторичную выгоду — это зависит не от жены, а от фильтров мужа. От них же будет зависеть и реакция мужа. А вот реакция жены на реакцию мужа будет зависеть уже от ее фильтров. Муж "дурит", "злится", "устал" или "воспитывает"? Разная оценка реальности дает разное поведение.
Словом, то, какой мир вокруг нас, как мы к нему относимся, каких людей и какие поступки замечаем, какие эмоции у нас возникают, как мы себя чувствуем, — все это зависит от фильтров. Фильтров восприятия.
Ожидания, предвосхищения, теории и гипотезы, "знания", мировоззрение, все детали нашей карты мира и сама карта есть варианты фильтров. Например...
Структура субъективного опыта
Затаись и не дыши, Если в нервах зуд: Это мысли из души К разуму ползут.
Игорь Губерман
Существует предположение, что в глубинах нашего бессознательного разума (или просто бессознательного) есть отражение всего нашего субъективного опыта. Только его слишком много, так что даже если бы мы и могли получить доступ ко всему хранилищу, у нас бы никакого времени (целой жизни) не хватило бы для его пересмотра. Да и весьсубъективный опыт — это же куча ненужного хлама. Все умывания, надевания носков и колготок, все пасмурные утра и разглядывания себя в зеркало — все это занимает в недрах бессознательного куда больше места, чем то, что нам в тот или иной момент нужно.
Так что управляться со своим архивом мы обычно призываем само бессознательное, а сами уже радостно пользуемся полученными результатами.
Чтобы получить нужное из своих собственных глубин субъективного опыта (в том числе и текущего), мы формируем запрос — настраиваем все те же самые фильтры. Так что первая категория фильтров восприятия — это фильтры сиюминутные.
Текущие фильтры
Текущие фильтры меняются практически постоянно — по сути, это просто фокусы нашего внимания здесь и сейчас. Мы на чем-то сосредоточены, мы чего-то ищем, кого-то ждем, ожидаем ту или иную реакцию. Все, что мы прямо сейчас осознаем, зависит от этих самых сиюминутных фильтров. Текущие фильтры — это наше внимание.
Репрезентативные системы и метапрограммы
Старая добрая метапрограмма "Визуальный/аудиальный/кинестетический/дигитальный" также относится к фильтрам внимания.
Как, кстати, и остальные метапрограммы. Отличие таких фильтров от текущих состоит в том, что они уже не сиюминутны, а более-менее привычны и постоянны. Конечно, давно прошли времена, когда казалось, что есть "аудиалы", "визуалы" и "кинестетики". Сейчас мы говорим о том, что разные люди в разных обстоятельствах склонны в большей степени использовать ту или иную систему.
Более того, люди могут использовать в каждой конкретной ситуации разные ведущие системы для восприятия, обработки и выдачи информации. То есть первичная система у человека может быть, к примеру, кинестетической, а референтная, допустим, дигиталъная (впрочем, и эта концепция уже тоже считается слегка устаревшей, хорошо еще, что в Новом коде для нас все это не так уж и важно). Однако в сходных обстоятельствах многие люди используют сходные же сенсорные модальности в качестве постоянно действующих фильтров.