Слово "эпистемология" предпочитают в англоязычной литературе. В советской традиции говорят "гносеология". Хотя "эпистемология" говорят тоже. Для нас важен смысл: эпистемология — наука (теория, мистика, воззрение), занимающаяся тем, как устроено знание человека. Знание о себе и окружающем мире.
Традиционно карта связывается с культурным контекстом, в котором она создавалась-возникала. Знание о мире, времени и пространстве, природе человека, ценностях и, что важнее, путях изменения самой карты (о тех допустимых способах, с помощью которых карта может быть переделана) — все это возникает из культуры общества. О том, как мы должны воспринимать себя и друг друга, чего хотеть в жизни и как этого можно достигать, что реально, а что нет, — словом, базовые аксиомы нашей жизни содержатся в карте и закладываются туда не столько опытом, сколько его осмыслением на основе окружающей культуры.
Карта определяет то, какие выборы в каждой ситуации мы считаем доступными и какой из них воспринимаем как лучший. Именно карта влияет на то, что и в какой момент мы будем привычно, сами того не осознавая, упускать, обобщать и искажать.
Конечно, здесь есть системная обратная петля: наши убеждения, наши ценности и наше личностное своеобразие основываются на нашем жизненном опыте и влияют на возникновение и изменение фильтров. А фильтры, в свою очередь, определяют, какой опыт будет получен: как мы осмыслим то, что видим, слышим и чувствуем.
Именно поэтому карты наши не являются абсолютными и неизменными. Они могут меняться. Изменение, возникающее в любом месте достаточно случайно, может угаснуть, поглотиться инерцией карты. Может оказаться настолько радикальным, что потребует изменения всей карты. И, наконец, может быть случайно или целенаправленно поддержанным. Тогда, закрепившись, новый фильтр вызывает все возрастающее количество доказательств, подтверждающих его нужность, и укореняется как вполне законная часть карты.
Остается выбрать для себя, оставим ли мы процесс формирования своей карты на самотек или будем создавать и поддерживать новые, нужные нам фильтры. Освоить все это богатство не так просто... Но не так уж и сложно. Все необходимое в нас уже заложено благодаря тому, что мы — человеческие существа. Простейшее (по форме простейшее, по содержанию — то, что надо) упражнение на развитие навыков эпистемологических переходов, то есть попросту переключение используемых карт, заключается в том, чтобы взять что-то очень вам знакомое и понятное и посмотреть на это глазами другого человека. Королевы английской... Или средневекового японского самурая... Или дикаря Полинезии... Или просто трехлетнего ребенка... И заметить, как обыденнейшее становится загадочным, и — наоборот — загадочное становится очевидным...
Но второе начинает получаться после некоторой тренировки. Итак, карта — это фильтр. При этом мы знаем, что карта — не территория и одновременно существует множество карт. По сути, сколько людей, столько и уникальных способов восприятия мира. И раз уж можно одновременно воспринимать какую-то ситуацию или какое-то событие с трех точек зрения одновременно, почему нельзя воспринимать с разных точек зрения весь мир? Представьте себе на долю секунды, что солнце — это и звезда, и корона бога солнца, и медная сковорода, прибитая к небу, — в одно и то же время. Поймите это не просто как возможное, а как одновременно истинное. Правда, интересно получается?
А если не получается, разместите в кругах перед собой все три карты, а потом соберите их.
Моисей сказал, что все есть Бог. Иисус сказал, что все есть Любовь. Маркс утверждал, что все есть труд. Фрейд заявил, что все есть секс. Эйнштейн заметил, что все относительно.
Множественная эпистемология
45. У всякого портного свой взгляд на искусство.
Козьма Прутков
Предлагаем вам упорядочить и обогатить свою карту, выбрав такую область, о которой у вас весьма противоречивое представление.
Для этого нужно:
• Выбрать "научную проблему".
• Найти минимум три карты, касающиеся этой проблемы (представления о мире и его устройстве).
• Распределить и заякорить эти мировосприятия в пространстве.
• Собрать воедино любым способом, но так, чтобы было естественно в один и тот же момент пользоваться достоинствами всех "карт".
Что означают кольца в носу у некоторых папуасов?
Этот вопрос давно мучил ученых. Одни считали, что кольца надел на папуасов Миклухо-Маклай — чтобы изучать ареалы их обитания и пути миграции. Другие ученые, особенно военные, считают, что кольцо — это только "видимая часть айсберга", а собственно граната располагается далеко внутри. Ученые-спортсмены полагают, что папуасы изобрели баскетбол и для игры в него на самых высоких папуасов одели кольца. Есть версия, что папуасы носят кольца в носу, потому что серьги они носят на пальцах.
А вот как считают сами папуасы: носить кольцо в носу, считают они, гораздо безобиднее для окружающих, чем воровать деньги, например, или хулиганить в подворотнях. Так что пусть носят себе на здоровье.
"Красная Бурда"
Мастерство
Еще одно слово, необходимое для понимания идей Нового кода, — "мастерство". Само это слово, честно говоря, не вполне охватывает все то, что мы имеем в виду. Однако за неимением лучшего мы пользуемся им. Здесь и гениальность, и мудрость, и системный взгляд на вещи, и бессознательная компетентность в той или иной области, и особое чувство по этим поводам.
Так или иначе, мастерство — это состояние. Состояние, объединяющее все вышесказанное и позволяющее использовать все это в своей непосредственной жизни и деятельности. Если хотите — Новый код — это наука об обретении Мастерства. Не мастерства подстройки, не мастерства убеждения, не мастерства пения или рисования, а Мастерства вообще. В любой сфере человеческой деятельности. Может быть, менее ухарски будет сказать не о "любых сферах" жизни, а о том, что Мастерство — самостоятельная сфера.
Мастерство включает постоянное желание чему-то учиться, дружбу с бессознательным и использование его ресурсов на постоянной основе, большое количество практики и внутреннюю интегрированность. А еще мастерство — это легкость в создании и поддержании ресурсных состояний, свободное владение сознательно-бессознательным интерфейсом, сочетание владения техникой с изящной спонтанностью, способность раздвигать свои границы и сужать их по своему усмотрению, внимательная работа с фильтрами восприятия и способность поддерживать в себе множественное описание. Теперь подробнее.
Состояния
56. Принимаясь за дело, соберись с духом.
Козьма Прутков
Едва ли не ключевым в описании мастерства, да и самого Нового кода является понятие состояния.
Или состояний.
В дополнение к аналитической, раскладывающей на части сути классического кода НЛП, синтетический подход Нового кода предлагает идею состояний.
Это — интегрированное обозначение совокупности всех процессов, психических и физиологических, значимых в каждый данный момент времени для определения содержания субъективного опыта. Вам уже страшно?
Иначе говоря, один опыт отличается от другого именно состоянием. Можно даже сказать, что опыт и есть состояние. Или что состояние и есть опыт в каждый определенный момент.
Состояние — это не только:
• настроение, • комплекс ощущений, • предпочитаемая модальность
• и набор специфических субмодальностей, • это не только актуальные убеждения и ценности, • не только сиюминутная оценка своей идентичности
• и ее связи с миссией, • не только используемые метапрограммы, • не только особое поведение
• и окружение.
Состояния — это системная совокупность всего этого. Всего, что оказывает влияние на субъективный мир. Используя интегрированную идею состояний, Новый код имеет возможность гораздо быстрее получать доступ к ним непосредственно (равно как и через старые добрые процедуры).
Все, что происходит с нами, — это вопрос состояния. Все, что мы можем и не можем, видим и не видим, оцениваем или игнорируем, — это дело состояния. Именно доступ к тому или иному состоянию становится главным навыком в рамках Нового кода. Все остальное — служит этой цели.
Доступ к нужному состоянию — суть Нового кода
Состояние — тоже фильтр. Точнее, комплекс всех фильтров, который и делает окружающий и внутренний мир в нашем восприятии именно таким, каким мы его воспринимаем. Состояние определяет наш субъективный мир и опыт.
А опыт, как один из фильтров, влияет на состояние.
И вот теперь скажем: мастерство — это состояние. Но не просто состояние. Это своего рода состояние состояний (любители все запутывать уже догадались: мастерство — это метасостояние). Такое состояние, которое открывает доступ к остальным состояниям. Произвольный доступ, не случайный. Такое состояние "мастерства" — настолько необходимый критерий этого самого мастерства, что мы можем совершенно спокойно говорить о состоянии мастерства.
Хотя так же легко можем рассуждать и о "мастерстве состояний".
Так или иначе, у состояния мастерства есть характерные черты:
• возможность выбора (то есть наличие в опыте и доступ к любому из них) оптимальных состояний для каждой конкретной ситуации;
• возможность управления своим состоянием (определения и перехода — сознательного или неосознаваемого — из состояния в состояние);
• изменение нересурсных или неэффективных состояний (способность определения и изменения их структуры);
• возможность создавать (моделировать) новые состояния для обогащения своего опыта.
Кроме того, для состояния мастерства необходимы:
• четкая, ясная цель и умение удерживать ее в поле внимания;