Смекни!
smekni.com

Рекомендации читателю мастер меча корабли и капитаны (введение) черепахи до самого низа предпосылки гениальности (стр. 8 из 42)

• конгруэнтность поведения и внутреннего состояния, конгруэнтность самому себе и отношениям с другими (иногда это называют гармоничностью или интегрированностью);

• оптимальное соотношение напряжений и расслабленности в теле: достаточный тонус (это обеспечивает легкость и непринужденность, элегантность внешних и внутренних действий);

• внутреннее спокойствие, возможность включать и отключаться от "внутреннего диалога";

• сканирующий, слегка расфокусированный взгляд. —Как вы расслабляетесь? — А я и не напрягаюсь...

Сознательно-бессознательный интерфейс

Ваш мозг работает быстрее, чем вы думаете.

Джон Лаваль

Нетрудно заметить, что многое из описания мастерства относится к тому, что принято называть измененным состоянием сознания (состоянием!!!) или, иначе говоря, трансом. Да. Собственный транс имеет прямое отношение к состоянию мастерства. Другое дело, что трансы бывают разными (и все это — состояния), и мастерство требует свободного перехода между ними.

Трансовые состояния используются в психологии, психотехнологии и просто коммуникации для разных целей. Новый код НЛП обращается к трансу ради облегчения взаимодействия между тем, что традиционно называется сознанием (или сознательным разумом) и бессознательным (или подсознанием). Такое взаимодействие (и то, что его облегчает) называется (в Новом коде) сознательно-бессознательным интерфейсом. Если представить себе (совершенно безосновательно), что между сознанием и бессознательным пролегает своего рода "прослойка" — предсознание, то именно она и служит тем интерфейсом, через который сознание получает данные, подсказки и ресурсы бессознательного, а бессознательное, в свою очередь, получает информацию, отобранную и обработанную сознанием. Прослойка эта, видимо, может быть шире или уже, то есть больше или меньше входить в границы сознания и бессознательного. Чем шире эта пограничная область, тем, видимо, легче осуществляется обмен.

И всего этого, конечно, нет. Просто удобный образ. Так или иначе, наша задача заключается именно в облегчении этого сознательно-бессознательного обмена. Или, условно, в расширении "приграничного пространства" с обеих сторон. Так что мы говорим не только о доверии бессознательному, но и о доверии сознанию.

Иногда идея доверия бессознательному и требование недоверия к сознанию кажутся одинаковыми по значению. Но это не так.

Обычно такое сознательно-бессознательное взаимодействие затруднено: привычно доминирует сознание. Даже когда нам нужен отклик не от него ("А от кого же?" — склонно удивиться сознание), сознательный разум создает "шумы" — тот самый внутренний диалог, который глушит нужные нам сигналы. Поэтому суть любого изменения состояния сознания как раз и заключается в том, чтобы сознание отвлечь. Снизить его потенциал.

Еще эта процедура называется депотенциализацией сознания.

Любой процесс, способный надежно занять сознание и позволить относительно беспрепятственно работать бессознательному, годится для того, чтобы расширить зону контакта. Фокус в том, чтобы часть сознания все-таки сохранять наготове для "приема".

Бессознательное, я сознание, как слышишь меня, прием!

В мировой практике (и ее отражении — НЛП) существует множество приемов, позволяющих отвлечь сознание. Медитация (в разных ее пониманиях), молитва, мечты и "полет фантазии", самогипноз, аутотренинг, восточные практики, метод Хосе Сильвы, "отвлечься на другое дело", поспать по принципу "утро вечера мудренее", вдохновенный танец, массаж, любое творчество, алкоголь, никотин и прочее "расслабляющее", гадания, "радения", бдения и прочие мистические действа — все это варианты одного и того же, все это способы отвлечь и связать своевольное сознание, чтобы бессознательное могло сделать свою работу без помех.

Единую структуру этих процессов Новый код соединил в процедуре Параллельного процессинга, о котором подробно речь зайдет позже.

Так или иначе, мы хотим соединить разум и сердце, рассудок и душу, внутреннее и внешнее "Я", сознание и тело, личность и сущность, рациональное и иррациональное, логику и интуицию — соединить для совместной работы.

В одну телегу впрячь... коня и трепетную лань.

И у сознания, и у бессознательного есть свои сильные и слабые стороны. Сознание неплохо справляется с целеполаганием и оценкой результатов. Бессознательное не знает себе равных в поиске путей и ресурсов. Так что ставить задачу и давать сигнал о завершении пути — дело сознания. Еще один способ описать функции сознания состоит в том, чтобы определять, что именно, какая информация, какой опыт будет "попадать" в бессознательное: с кем общаться, какие книги читать, о чем думать; другими словами, на что настроить фильтры... А вот роль путеводной нити, волшебного клубочка, ведущего по чащобам заколдованного леса, это уже к бессознательному.

Глубинному "Я", если хотите.

Так что дело даже не в трансе. А в том, чтобы задать внутрь себя вопросы, ответы на которые не доступны логике, а потом отвлечь сознание на все то время, пока там, внутри, будет идти поиск ответа. И затем вновь привлечь сознание для понимания найденного и применения этого в практике. Сознательно-бессознательный интерфейс — это налаженное сотрудничество с самим собой. Внутренняя конгруэнтность. То самое состояние, когда знаешь, куда идешь, и одновременно не знаешь, какой шаг сделаешь в каждый последующий миг. И в то же время точно знаешь, что каждый шаг будет верным и наилучшим для достижения цели. Состояние мастерства.

Винни-Пух в тумане

Однажды на лес, в котором жили Винни-Пух, Пятачок, Кролик, ослик Иа, Сова, Тигра, Кенга и Ру, и все остальные, опустился Туман. Да не простой туман, а всем туманам Туман — такой, что даже вытянутой руки в нем не было видно, настолько он был густой да плотный. Как молоко... И, конечно, Тигра не смог удержаться оттого, чтобы не закричать: — Путешествовать в Тумане — это то, что мы, Тигры, любим больше всего!

Он схватил Винни-Пуха и Пятачка и, радостно крича и подпрыгивая, повел показывать им, как нужно правильно ходить в Тумане... Он сворачивал влево и вправо, обходил неожиданно возникающие из Тумана темные пятна — деревья... Несколько раз они падали, спотыкаясь о корни, но это, казалось, только доставляло Тигре удовольствие.

Однако всему на свете приходит конец, так что настал такой момент, когда Тигре показалось, что на сегодня хватит и пора пойти домой...

— Подкрепиться! — поддержал его Винни-Пух.

— Добираться домой в Тумане — это то, что мы, Тигры, делаем лучше всего! — ответил Тигра.

...Однако куда бы он ни повел друзей, повсюду был только Туман и темные пятна деревьев... Пятачок устал и едва мог идти... Тогда Тигра закричал:

— Разведка в Тумане — вот то, что мы, Тигры, делаем лучше всего! Он оставил Винни-Пуха и Пятачка под деревом, а сам решил пойти вперед, чтобы разведать дорогу, а потом вернуться и отвести их домой. Приняв это решение, он радостно бросился вперед, и рыжие полоски его шкуры растворились в Тумане ничуть не хуже, чем черные. Вскоре Туман поглотил и его жизнерадостные вопли...

Тогда Винни-Пух взял Пятачка за руку и сказал:

— Ну ладно, Пятачок, пойдем домой!

И с этими словами он повел поросенка прямо и никуда не сворачивая.

— Винни, Винни, — закричал Пятачок, — ты что, знаешь, где твой дом? Но откуда? И почему же ты раньше не отвел нас туда?

— Ты же помнишь, Пятачок, — ответил медвежонок, — что у меня дома, на полочке стоят семь горшочков из-под меда... Так вот, если не бегать и не орать, то даже отсюда слышно, как они тихонечко звенят...

Техника и спонтанность

Как Вам это удается?

Достигается упражнением.

Истина от поручика Мышлаевского

Спонтанно — внезапно, где попало, как попало, с кем попало.

Энциклопедия "Красной Бурды"

Вспомним знаменитую последовательность обучения: "бессознательная некомпетентность — сознательная некомпетентность — сознательная компетентность — бессознательная компетентность". Именно бессознательная компетентность, фоновое умение, неосознанно действующий навык и есть мастерство в той или иной области.

Кстати, предполагается, что Мастер в случае нужды может осознать, что и как он делает... НЛП-мастер, по крайней мере.

В большое и обобщенное понятие мастерства естественным образом входит мастерство владения навыком, умением, ремеслом. Хороший художник уже не думает о том, как грунтовать холст и накладывать краски, композитор не вспоминает каждый раз принципы нотной записи и расположение клавиш или струн, гонщик не размышляет о том, где расположена педаль газа или тормоза, поэт не озабочен тем, как пишутся буквы. Но! Они это умеют, и умеют делать хорошо. Ремесло практически всегда предшествует мастерству. Постоянная практика лежит в основе любой спонтанности. Мастерство состояния сочетается с мастерством своего дела.

Вспомним: чтобы убедительно изображать неумеху, например, в танце, нужно достичь уже очень больших высот. Постоянно упражнение, тренировка, все новые и новые ситуации, где можно отрабатывать навык, создают мастера и мастерство не меньше чем все остальное. Мастерство начинается с техники. Однако ею не заканчивается. Техника становится мастерством тогда, когда множество отработанных технических навыков (отработанных до уровня бессознательной компетентности) позволяют появиться спонтанности — сиюминутному наилучшему поведению, решению, выбору, состоянию. Спонтанность — это значит не просто "делать, что взбредет в голову". Спонтанность в смысле мастерства — значит "делать то, что нужно, выбирать наилучшее, не задумываясь об этом специально". Если вы не знаете, что вы сделаете в следующий момент, но все равно делаете именно то, чего требует ситуация, если вы принимаете не просто уникальное, а наилучшее решение (или одно из лучших) и даже не думаете об этом, — вы по-настоящему спонтанны. В том смысле, в каком спонтанность есть часть мастерства.