Любое уголовное наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Эти цели едины для всех видов наказаний, в системном виде представленных в ст.44 УК, независимо от того, к кому и за какие преступления они назначаются.
Постановка социально обусловленных и общественно значимых целей наказания в совокупности с разнообразными законодательно определенными способами (или средствами) их достижения образует такую составляющую, которую можно назвать целесообразность наказания.
Рассмотрим первоначально эти уголовно-правовые способы. Действительно, соответствующие цели диктуют необходимость избрания адекватных средств их реализации. Исходя из этого, все существующие виды наказаний, как инструменты (способы) достижения социально значимых уголовно-правовых целей, в соответствии со ст. 44 УК объединены в систему и расположены в порядке их возрастающей строгости: от штрафа до смертной казни.
Вместе с тем, существуют и другие теоретически и практически значимые уголовно-правовые и уголовно-исполнительные критерии классификации наказаний: способ их назначения судом (в качестве основных или дополнительных (ст. 45 УК); соединенность наказаний с изоляцией от общества; особенность субъектов, которым они могут назначаться (т.е. объем применения).
Исходя именно из последнего критерия, все наказания делят на общие и специальные [Ахметшин Х.М. Специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим. - М.: ВПА, 1973, С.4-5 и др.]; общие и особенные (исключительные) [Таганцев Н.С. Указ. соч., С.101.]
Общими признаются наказания, которые могут быть назначены любому лицу, включая и осужденных военнослужащих. Специальными - те, которые применяются лишь к определенному кругу лиц. К их числу принадлежат меры, применяемые только к военнослужащим: лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части.
Деление всех наказаний на общие и специальные является результатом внутренней классификации в рамках единой системы наказаний по российскому уголовному праву: лишение воинского звания в ст.44 УК находится на третьем по мягкости месте, ограничение по военной службе по строгости расположено после исправительных работ, а содержание в дисциплинарной части - перед лишением свободы на определенный срок. Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие специальные наказания, учитывают известные особенности решения вопроса о наказуемости военнослужащих вообще и их отдельных категорий, в частности.
В специфических условиях строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил уголовное законодательство, определяя систему наказаний, основания и порядок их назначения, а также выделяя специальные их виды, в то же время предусматривает логически обоснованные изъятия в применении отдельных общих уголовно-правовых мер в отношении военнослужащих.
С учетом изложенного представляется возможным говорить о действующей системе, состоящей из четырех групп наказаний, применяемых к военнослужащим.
Во-первых, имеются наказания, которые применяются к военнослужащим на общих основаниях и исполнение которых связано с исключением осужденных со службы. К ним относятся: смертная казнь, лишение свободы (срочное и пожизненное).
Во-вторых, часть наказаний, входящих в общую систему, применяется к военнослужащим без каких-либо изъятий и не обусловливает увольнение осужденных со службы. Это штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, конфискация имущества. С известной долей условности сюда же можно отнести такую уголовно-правовые меры, как условное осуждение к срочному лишению свободы либо к ограничению свободы (ст.73 УК.)
В-третьих, часть общих наказаний хотя и может назначаться военнослужащим, но с учетом определенных особенностей. Это касается исправительных и обязательных работ, а также имеющегося в законодательстве, но отложенного пока ареста. Так, в соответствии со ст.ст. 49-51 УК к военнослужащим не применяются исправительные работы (они заменяются военнослужащим, проходящим службу по контракту, на ограничение по военной службе, а обязательные работы и ограничение свободы не назначаются проходящим службу по призыву. В силу ч.3 ст.54 УК и гл.19 УИК (ст.ст.149 - 154) арест осужденные военнослужащие всех категорий отбывают в специфических воинских условиях - на гауптвахте.
Наконец, в-четвертых, имеются специальные воинские наказания, применяемые только к воинским субъектам. Это лишение специального, воинского звания и государственных наград, а также реальные или условные ограничение по военной службе (для осужденных-“контрактников") и содержание в дисциплинарной воинской части (для субъектов, проходящих службу по призыву). При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях службы, военнослужащие не утрачивают своего статуса, однако имеются объективные ограничения их правового положения, вытекающие из общего, военного и уголовно-исполнительного законодательства для указанной категории лиц.
Определение в законе целей и средств исполнения наказаний и практика их достижения в процессе осуществления военно-пенитенциарных отношений безусловно должны также базироваться на общих уголовно-исполнительных задачах как самостоятельной отрасли права и направлении науки. В соответствии со ст.1 УИК уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Для достижения этих целей определяются следующие задачи: регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации (ч.2 ст.1 УИК).
Приведенное определение можно рассматривать в качестве общих задач, они направлены на достижение целей наказания путем надлежащего его исполнения. Общие задачи уголовно-исполнительного права опосредуются в более конкретных, которые реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания и обеспечивающими таким образом одну из важных государственных функций - выполнение приговора суда.
Специальные цели и задачи военно-пенитенциарного законодательства, регламентирующего исполнение отдельных видов уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих, детализируют общие уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и военно-административные цели, задачи и исходят из следующих положений.
Содержание целей наказаний, как и вид избираемых в каждом отдельном случае уголовно-правовых мер за те или иные преступления, безусловно конкретизируется, что обусловливает и своеобразие средств исправления и других способов воздействия на виновных для достижения законодательно определенных целей.
Совершение военнослужащими в период прохождения службы, наряду с общеуголовными, воинских преступлений отражает пренебрежительное отношение виновных к своей конституционной обязанности, к установленному порядку и правилам прохождения военной службы, специфическую антисоциальную мотивацию и целеполагание.
Поэтому и наказание за их совершение должно предполагать не только и не столько уголовно-исправительное воздействие, а достижение специальных военно-уголовных целей воинского воспитания и обучения.
При этом общие цели уголовно-правовых мер также реализуются с учетом известной специфики.
Так, цель восстановления социальной справедливости ныне впервые определена непосредственно в российском уголовном законодательстве и, видимо, заслуживает отдельного специального исследования. Соответствие между деянием и воздаянием, преступлением и наказанием традиционно оценивается как справедливость, несоответствие - как несправедливость. [См., например, Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1963, С.27; Наумов А.В. Уголовное право. Общая часть. Курс лекций. - М.: БЕК, 1996, С.363 и др.] Представляется, что ее реализация в условиях военной организации имеет определенную особенность: военнослужащий, совершивший преступление, заслуживает соответствующего адекватного воздаяния за свое посягательство на интересы личности, общества, государства, воинскую дисциплину, порядок прохождения службы. Карательный аспект такого воздаяния обусловлен характером конкретного совершенного преступления: воинского или общеуголовного, спецификой объекта посягательства, мотивами и целями поведения виновного военнослужащего и является своеобразным уголовно-правовым способом восстановления социальной справедливости.
Предупредительные цели наказаний военнослужащих также обусловлены специфическим объектом уголовно-правовой охраны и направлены прежде всего на удержание военнослужащих от преступных посягательств на совокупность правоустановлений, определяемых в ст. 331 УК как порядок прохождения военной службы. При этом уголовно-исполнительное содержание рассматриваемой цели не совпадает с уголовно-правовым, хотя и вытекает из него. Цель предупреждения новых преступлений со стороны осужденных военнослужащих (специальная превенция) реализуется путем применения к ним законодательно определенных профилактических мер ( режим, охрана, надзор, оперативно-розыскные мероприятия, применение мер взыскания, проведение воспитательной работы). Чем строже наказание, тем более интенсивным должны быть применяемые к осужденным меры профилактического воздействия. Кроме того, представляется, что чем теснее преступление связано с воинской службой, тем больше и наказание должны быть направлено на предупреждение совершения новых посягательств именно на воинский порядок и на воинское перевоспитание.