Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 15 из 87)

Следующая цель - общего предупреждения - реализуется, конечно, не напрямую, а опосредованно. Предусмотренные общим уголовно-исполнительным и специальным военно-пенитенциарным законодательством меры принуждения, применяемые к осужденным, призваны психологически воздействовать на неустойчивых военнослужащих, нарушающих требования воинской дисциплины.

Цель исправления предполагает достижение реальной задачи убедить и заставить осужденного хотя бы под угрозой наказания не нарушать уголовный закон, не совершать в будущем новых преступлений. Содержание этой цели впервые раскрывается в УИК ( ч.1 ст.9) как формирование у осужденного уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Причем исправление рассматривается не только как цель, но и как процесс и результат применения наказания и исправительного воздействия. Указанное понятие является ключевым с точки зрения многих положений общего уголовно-исполнительного и специального военно-пенитенциарного законодательства: определения степени исправления (ст.ст. 56,109,113 УИК и др.), возможности представления осужденных к условно-досрочному освобождению (ст.79 УК;ст.113 УИК; ст.72 Правил отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими и др.)

Применительно к специальным воинским наказаниям понятие исправления конкретизировано в ст.7 указанных Правил и дополнено указанием о необходимости формирования сознательного отношения к военной службе, к исполнению возложенных на них воинских обязанностей и требований по военной подготовке. Однако последующая конкретизация целей необходима и далее, применительно к каждому конкретному виду рассматриваемого уголовно-правового воздействия. Более того, при отбывании уголовных наказаний в условиях военной организации ставятся и более специальные задачи - не только исправления, но и перевоспитания военнослужащих, что в армейской среде представляется вполне оправданным [ст.65 Правил].

К осужденным военнослужащим для достижения указанных целей применяется целый комплекс средств воздействия.

Во-первых, это общие исправительные меры, предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством (установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, профессиональная (в том числе военно-профессиональная) подготовка и общественное воздействие.

Во-вторых, это многообразие иных средств военно-административного воздействия, обусловленных и связанных как с отбыванием наказания, так и одновременным и дальнейшим прохождением осужденными военной службы.

Таким образом, цели военно-пенитенциарного законодательства образуют определенную многофакторную систему, состоящую из общих и конкретных положений и реализуемую в деятельности специальных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного и специфического воинского воздействия к осужденным военнослужащим.

9. Цели исполнения наказаний в отношении совершивших преступления военнослужащих реализуются путем формирования определенных задач военно-пенитенциарного законодательства, избрания средств и форм их осуществления. В общем виде они достаточно четко и конкретно сформулированы в Уголовно-исполнительном кодексе, а детализируются в актах военно-исполнительного характера.

Задача регулирования порядка и условий исполнения отдельных видов наказаний реализуется в нормах, которые в первую очередь определяют общие вопросы, порядок исполнения конкретных наказаний, а затем условия его исполнения и отбывания.

Обращает на себя внимание то, что в нормах нового УИК употребляются понятия "исполнение" и "отбывание" наказания, которые применимы и в отношении осужденных военнослужащих. Они различны по своему содержанию. Термин "исполнение" обращен к учреждениям и органам, исполняющим наказания, т.е. к той стороне военно-пенитенциарного отношения, которая призвана реализовывать весь комплекс правоограничений и мер принуждения, применяемых к виновным. Понятие "отбывание" наказания обращено к другой стороне - осужденным, которые в соответствии с предписаниями общего уголовно-исполнительного и специального военно-пенитенциарного законодательства должны выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных нормами права, осуществлять свои общегражданские и специально-статусные права.

Задача определения средств исправления осужденных состоит в закреплении этих средств в конкретных нормативных актах, а затем в установлении правового механизма их реализации и собственно реального их функционирования.

Функция охраны прав, свобод и законных интересов осужденных военнослужащих осуществляется путем детальной регламентации общего правового статуса осужденных, специального статуса осужденных военнослужащих, выделения статусных особенностей применительно к конкретным видам наказаний, а также правового механизма реализации прав, свобод и выполнения обязанностей.

Таким образом, военно-пенитенциарные отношения представляют собой объективное многофакторное и необходимое социально-правовое явление, имеющее собственное содержание. Оно выражено в определенном системном виде, состоит из общих, особенных и конкретных составляющих, реализуемых в деятельности специальных военно-административных органов путем применения комплексных мер карательно-исправительного (уголовно-исполнительного) и специфического воинского воздействия к осужденным военнослужащим.

§ 2. Военнослужащий как субъект уголовно-исполнительных отношений.

1. Одной из прямых социальных функций уголовной ответственности является карательная функция. Наказание, назначаемое конкретному субъекту, являет собой причинение ему духовных, личных, материальных тягот, лишений, обременений, страданий. Тем самым наказание реализуется путем изменения содержательной стороны юридического статуса личности правонарушителя, в том числе личности осужденного военнослужащего. При этом военнослужащий становится одним из участников военно-пенитенциарного правоотношения, чем и определяется необходимость рассмотрения его юридического статуса, поскольку содержание прав и обязанностей субъектов правового отношения является одним из общепризнанных его элементов. [См., например: Наумов А.В. Механизм уголовно-правового регулирования.// Криминологические и уголовно-правовые идеи борьбы с преступностью. - М.: ИГП РАН, 1996, С.9 и др.]

Под правовым положением личности принято понимать совокупность прав и обязанностей лица в среде ее существования и общения, урегулированных нормами права. Правовое положение личности составляет его правовой статус в определенной сфере его общения. По этим сферам общения, по количеству и особенностям выполняемых личностью социальных ролей конкретизируется и уточняется ее общий правовой статус.

Правовое положение гражданина Российской Федерации, как совокупность прав и обязанностей, которыми он наделен и пользуется в пределах своего государства, закреплен в главе 2 Конституции России и соответствующих отраслях права. Специальный правовой статус определенных категорий граждан России, в соответствии с принципом дополнительности развивающий основы правового положения человека и гражданина, устанавливает их положение в определенной сфере деятельности и регламентируется отдельными законодательными актами. В частности, законами Российской Федерации "О статусе военнослужащих", "О статусе судей" и др.

К категории лиц, обладающих специальным статусом, принадлежат различные социальные группы, в том числе те, правовое положение которых интересует нас в контексте исследуемых проблем и которое рассматривалось в рамках как общеправовых и специальных уголовно-исполнительных, так и комплексных военно-правовых исследований. Речь идет о сущности правового статуса военнослужащих, а также осужденных лиц, отбывающих уголовные наказания.[См.: Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих. Дисс. д-ра юрид. наук. -М.: ВКИ, 1986; Селиверстов В.И. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - Дисс. д-ра юрид. наук. - М.: Академия МВД, 1992 и др.]

Сложносоставной, комплексный характер правового статуса осужденного военнослужащего в целом и отбывающего конкретные (общие или специальные) уголовные наказания, в частности, обусловливает необходимость детального рассмотрения двух его составляющих компонентов: военно-правового и уголовно-исполнительного.

2. В соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе военнослужащих" это заглавное понятие трактуется как совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством. Особенности правового статуса военных субъектов в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. Обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых общегражданских прав и свобод устанавливаются указанным законом, другими законодательными актами Российской Федерации и компенсируются военнослужащим льготами.

На основе указанных положений и данных военно-правовой науки в этом статусе обоснованно выделяются две составляющие: общегражданская и специальная (военно-служебная). [Артамонов Н.А. Указ. соч., С.54, 56; Старов Б.Ф. Обеспечение боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации средствами прокурорского надзора. Дисс. д-ра юрид. наук. - М.: ВА ЭФиП, С.195; Мигачев Ю.И. Конституционные права военнослужащих (сравнительное исследование законодательства РФ, США, Франции и ФРГ). Автореф. дисс. канд. юрид. наук. -М.: ВА ЭФиП, 1993, С. 21 и др.]