Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 18 из 87)

Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему достоинство человека обращению. Меры принуждения к осужденному могут применяться только на основании и в пределах, указанных в законе.

в). Осужденные, независимо от их согласия, не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.

г). Лица, отбывающие наказание, имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также международные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Соблюдение этих прав осужденного имеет важное воспитательное значение, помогающее пробуждению у осужденного сознания своей значимости в достижении справедливости, которая обязывает и осужденного к справедливому отношению к окружающим. Игнорирование справедливых требований осужденных формирует у них враждебное отношение к администрации, порождает чувство безысходности и отчаяния, проявление негативизма в поведении.

Предложения, заявления и жалобы осужденных к аресту ( в том числе с содержанием на гауптвахте), содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные вышестоящим органам управления пенитенциарными учреждениями, суду, органам прокуратуры, государственной власти и местного самоуправления, общественным объединениям, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания. Отбывающие иные виды наказания направляют предложения, заявления и жалобы самостоятельно, на общих основаниях с остальными гражданами. Предложения, заявления и жалобы, пересылаемые через администрацию в органы осуществляющие контроль и надзор за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.

Органы и должностные лица, в компетенцию которых входит рассмотрение заявлений, предложений и жалоб осужденных, обязаны в установленные сроки рассмотреть их и принятое по ним решение довести до сведения осужденных. Решение по жалобам и письмам осужденных объявляется им под расписку, которая приобщается к личному делу осужденного.

д). УИК РФ устанавливает для осужденных граждан России, право давать объяснения, вести переписку, обращаться с жалобами, заявлениями на государственном (русском) языке, либо, по их желанию, на государственном языке субъекта РФ по месту отбывания наказания. Осужденные иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения, вести переписку, обращаться с предложениями, жалобами и заявлениями на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а в необходимых случаях - пользоваться услугами переводчика. Ответ осужденным дается на языке обращения. Если ответ исполнен на другом языке, то администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана обеспечить перевод ответа на соответствующий язык и вручить ответ под расписку, в которой указывается на каком языке изложен ответ.

е). Осужденные имеют право на охрану здоровья, социальное обеспечение, получение юридической помощи через адвокатов и лиц, имеющих право на ее оказание.

ж). При осуществлении законных прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказания, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Признавая основной ценностью человека право на безопасную жизнь и свободу воли, уголовно-исполнительное законодательство посвятило их реальному обеспечению ст.ст. 13 и 14 УИК РФ. В соответствие со ст.13 УИК осужденный при возникновении угрозы его личной безопасности вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, в котором изложить просьбу об обеспечении личной безопасности.

Этому праву корреспондирует обязанность начальника учреждения, исполняющего наказание, незамедлительно принять меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

з). Осужденному гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания (ст.12 УИК РФ). Это гарантия обеспечивается обязанностью администрации исправительного центра разрешить , в необходимых случаях, осужденным посещать место богослужения, находящееся за пределами исправительного центра, к осужденным к аресту и лишению свободы приглашать по их просьбе священнослужителей, совершать религиозные обряды, пользоваться предметами культы и религиозной литературой. Священнослужители допускаются к осужденным, содержащимся в штрафных и дисциплинарных изоляторах, в помещениях камерного типа при отсутствии угрозы личной безопасности священнослужителей. Тяжелобольным, а также осужденным к смертной казни, перед исполнением приговора, по их просьбе, также обеспечивается возможность совершить все необходимые религиозные обряды с приглашением священнослужителей. Отправление религиозных обрядов не должно нарушать правила внутреннего распорядка и ущемлять права других лиц.

В содержание правового статуса лица, отбывающего наказание, входят, помимо указанных в главе 2 УИК РФ его статусных положений, дополнительные права и обязанности осужденного применительно к тому виду наказания, к которому приговорен виновный, и обусловленные принудительным порядком его исполнения (режимом), а также поведением виновного лица во время отбывания наказания. Совокупность тех и других прав и обязанностей осужденного и составляет содержание правового статуса осужденного на период отбывания им соответствующего вида наказания.

Таким образом, осужденный - это субъект с ограниченным правовым статусом. Содержание объективно необходимых ограничений его правового положения вытекает из общего отечественного, нового уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, индивидуализирующего нормы права приговора суда, режима исполнения конкретного вида и размера наказания, а также поведения виновного в процессе его отбывания.

7. Рассмотрев два компонента правового положения осужденного военнослужащего, следует далее перейти к конкретизации этого комплексного понятия.

Детализация правового положения лиц, отбывающих конкретные наказания, как соединенные, так и не соединенные с изоляцией виновного от общества, оказывает существенное детерминирующее влияние на содержание юридического статуса осужденного военнослужащего, которое базируется на нем и в своей динамике все же зависит от него. Другим таким базисным началом является содержание правового статуса собственно военнослужащего: его сохранение, прекращение либо видоизменение.

Наказания, исполнение которых в отношении военнослужащих может совмещаться с оставлением осужденных на военной службе, классифицируются исходя из различных системообразующих признаков. Так, по рассматриваемому в рамках настоящего параграфа признаку содержания правового статуса осужденных эти наказания можно разделить на две группы.

Первую группу составляют: штраф (для всех категорий военнослужащих) и обязательные работы (для проходящих службу по контракту). В период исполнения данных наказаний не требуется введения каких-либо ограничений и запретов в порядок прохождения осужденными военной службы.

Правовой статус осужденных военнослужащих, отбывающих эти виды наказания, не отличается от правового статуса остальных осужденных, т.е. они пользуются всеми правами и обязанностями гражданина в соответствии с Конституцией РФ и другими законами, за исключением ограничений, вытекающих из содержания наказания, назначенного судом. Ограничения, содержащиеся в наказаниях в виде штрафа и обязательных работ, существенного влияния на правовой статус военнослужащего не оказывают: они не препятствуют осужденным в период отбывания упомянутых наказаний исполнять обязанности военной службы в полном объеме при условии, что приоритет при одновременном исполнении двух обязанностей должен отдаваться исполнению обязанностей военной службы, а не исполнению обязательных работ. Это положение закреплено в ст.49 УИК РФ, устанавливающей, что обязательные работы выполняются осужденным "в свободное от основной работы или учебы время". Поскольку военная служба отличается спецификой нормирования занятости военнослужащего на службе, то сочетание исполнения обязанностей по военной службе с реализацией данного наказания может быть успешно осуществлено лишь военным командованием. Поэтому представляется, что исполнение обязательных работ, не должно возлагаться на территориальную уголовно-исполнительную инспекцию, действующую при местном органе Министерства внутренних дел, по месту жительства приговоренного военнослужащего-"контрактника", как об этом указано применительно ко всем осужденным в Уголовно-исполнительном кодексе, а также в Положении об уголовно-исполнительной инспекции.[гл.4 УИК РФ; Постановление Правительства РФ N 729-1997 г.//"Российская газета", 1997, 25 июня.] Соответствующие предложения подготовлены автором для внесения изменений в УИК РФ [Приложения N 8,9.]

Вторую группу составляют наказания, исполнение которых в отношении военнослужащих связано с существенным изменением порядка прохождения осужденным военной службы. К ним относятся: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (применяемое как основное или дополнительное), ограничение по военной службе, арест и содержание в дисциплинарной воинской части. Причем ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, как специальные военно-исправительные меры, могут применяться только к военнослужащим, оставшимся на военной службе после вступления приговора в законную силу. Два других вида наказания (лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, а также арест) к специальным не относятся, так как могут применяться не только к военнослужащим, оставленным на службе, но и к иным гражданам (уволенным с военной службы или не являвшимися военнослужащими в момент совершения преступления).