Поскольку вторая группа наказаний, применяемая судом к военнослужащим, связана с исполнением обязанностей по службе, то есть основания специально выделять статус военнослужащего, отбывающего один из этих видов наказания. Его содержание базируется на тех же положениях, что и статус остальных осужденных. Но общие положения реализуются через ограничения, вносимые в порядок прохождения осужденным военной службы в период отбывания уголовного наказания. Поэтому правовой статус осужденного военнослужащего, отбывающего уголовное наказание в процессе нахождения на службе, можно определить как совокупность закрепленных федеральным законодательством, воинскими уставами и специальными актами дополнительных прав и обязанностей военнослужащего, отбывающего наказание по приговору суда, которым определяется порядок прохождения военной службы осужденным в период отбывания наказания.
Суммируя ряд составляющих, следует полагать, что правовое положение военнослужащих, отбывающих в условиях военной службы уголовное наказание, характеризуется следующими обстоятельствами:
а) в период реализации наказания они являются военнослужащими, проходящими военную службу и отбывающими в то же время уголовное наказание, пользующимися правами и исполняющими обязанности военного субъекта, за исключением ограничений, установленных федеральным законодательством, нормативными актами правительства и военного ведомства в пределах их компетенции;
б) особенности порядка прохождения военной службы осужденными определяются применительно к конкретному виду уголовного наказания, назначенного приговором военного суда;
в) исполнение наказания, назначенного судом военнослужащему, осуществляется обособленными от уголовно-исполнительной системы органами: командиром воинской части, начальником гарнизона, командующим войсками военного округа и им равными военачальниками других вооруженных формирований;
г) достижение целей наказания в отношении осужденных военнослужащих, отбывающих наказание в условиях военной службы, обеспечивается средствами воздействия, предусмотренными как условиями прохождения военной службы, установленными для них для них военным законодательством, так и нормами уголовного и уголовно-исполнительного права.
Пребывание на военной службе в период отбывания наказания означает, что такой военнослужащий не устраняется от исполнения военно-служебных обязанностей; период отбывания наказания, как правило, засчитывается в общий стаж военной службы; военнослужащий в период отбывания наказания обеспечивается всеми видами довольствия: продовольственным, вещевым, денежным, медицинским, квартирным с исключениями, предусмотренными порядком и условиями отбывания соответствующих видов наказания.
Совмещение военной службы с отбыванием наказания означает, что осужденный военнослужащий в период отбывания наказания продолжает исполнение военно-служебных обязанностей, регулируемых воинскими уставами с соблюдением порядка и условий, предусмотренных для отбывания соответствующего вида наказания (арест, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью). Для реализации последнего требования военнослужащие перемещаются в соответствующие воинские части, учреждения для отбывания наказания, которое сопряжено с прохождением военной службы в особом порядке. Например, осужденные к содержанию в дисциплинарной воинской части, независимо от воинского звания и занимаемой должности до осуждения, проходят военную службу в качестве рядовых. Лица осужденные к лишению права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью, переводятся на должности, исполнение которых не запрещено приговором и не связано с выполнением ограниченной судом деятельности. Такой перевод может быть осуществлен как по месту прежней службы, так и связан с перемещением в другую часть, другое соединение, округ.
Судебная практика не знает случаев применения к военнослужащим, осужденным за совершение преступлений, в качестве основного, наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Этот вид применяется в качестве дополнительного наказания (и то крайне редко) к военнослужащим, осужденным за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст.264 УК) или нарушение правил вождения или эксплуатации машин (ст. 350 УК). С принятием УК 1996 года возможность применения этого вида наказания как в качестве основного, так и дополнительного наказания при реальном и условном осуждении военнослужащих возрастает.
Если высказанный прогноз осуществится, то исполнение этого вида наказания в условиях военной службы приобретет актуальность. Тем более, что все правовые основания для этого в уголовно-исполнительном законодательстве имеются (ст.ст.16,33 УИК).
Таким образом, субъектами военно-пенитенциарных отношений являются осужденные военнослужащие со специальным правовым статусом. Особенность их правового положения состоит в том, что оно носит комплексный характер, закреплено различными отраслями права (в том числе военного, уголовно-исполнительного) и по своему содержанию складывается из двух составляющих:
а) первая заключается в известных ограничениях статуса военнослужащего, осужденного к наказаниям, соединенным с дальнейшим прохождением им службы. Имеющиеся ограничения обоснованны, обусловлены характером совершенного преступления и вытекают из федерального законодательства, конкретизируются в приговоре военного суда и в режиме исполнения определенного наказания;
б) вторая состоит в нормативном подтверждении сохранения и конкретизации общего статуса военнослужащего, гарантированности его субъективных прав, законных интересов и исчерпывающего перечня связанных с реализацией уголовно-исполнительных отношений возложенных на него обязанностей. Вместе с тем, правовой статус военнослужащего также характеризуется как ограниченный по сравнению с общегражданским, а обусловленные особенностями военной службы ограничения некоторых прав и свобод компенсируются военнослужащим льготами, которых осужденные субъекты также не лишаются.
Характер статусных правоограничений должен соответствовать общей системе уголовных наказаний, расположенных в определенной последовательности в зависимости от степени их карательной строгости.
Глава II. Развитие российского законодательства об исполнении наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим.
История отечественного законодательства и отдельных его отраслей, включая военное, уголовное, уголовно-исполнительное охватывает обширный многовековой период, начиная с образования Киевского государства и содержит бесценный фактический материал.
Основная сложность анализа этого богатейшего материала обусловлена природой человеческого мышления: оно не может отразить действительность," не прервав непрерывного, не упростив ее." [Ленин В.И., Философские тетради. Полн. собр. соч., Т.29, C. 233.] В то же время такое прерывание и упрощение безусловно является закономерным и выражается, в частности, в периодизации истории. Роль правильной, объективной периодизации состоит в обеспечении качественной определенности при обработке количественной информации и получении адекватного результата.
Выделение соответствующих реальности этапов исторического развития конкретного социально-правового явления способно воссоздать целостное представление обо всем объекте исследования, о его месте и взаимосвязях с другими объектами и обусловить истинность выдвигаемых выводов. Ибо "познание есть процесс сравнения..." [Там же.]
Эволюция отечественных отраслей права в области борьбы с преступностью, как и всего законодательства в целом, по общему признанию отражает основные особенности развития Российского государства, экономические, социальные и политические (в том числе военно-политические) изменения, происходившие в нем.[Об этом см: Чхиквадзе В.М. Советское военно-уголовное право. - М.: Юриздат, 1948, С.48; Курс советского уголовного права / под ред. Н.А. Беляева, М.Д. Шаргородского. -Л.: Изд-во ЛГУ, Т.2, 1970, С. 525 и др.]
Важнейшие этапы развития Вооруженных Сил страны также совпали с вехами коренных национальных преобразований и потрясений.
Поэтому для отечественной истории известное изречение о том, что о состоянии государства и общества можно судить по его армии и тюрьмам, всегда являлось и продолжает оставаться безусловно актуальным.
Приведенные обстоятельства, а также отсутствие специальных монографических разработок в области становления и развития военно-пенитенциарных отношений в России, проведение личных исследований обусловили построение автором собственной периодизации истории предмета рассмотрения, способной представлять самостоятельный интерес. В основу предлагаемой периодизации положена тенденция прогрессивного развития военно-пенитенциарных отношений, обусловленная объективным изменением государства, армии, права и их отдельных институтов.
С учетом предлагаемого критерия развитие военных проблем уголовно-исполнительного законодательства России может быть систематизировано по следующим периодам: