в) В целях предупреждения негативного влияния на состояние воинской дисциплины в дисциплинарных частях порядков, традиций и других существующих в следственных изоляторах отрицательных проявлений, представляется целесообразным предусмотреть содержание военнослужащих, совершивших не тяжкие преступления, в период предварительного следствия на гауптвахтах, для чего также внести соответствующие положения в новый УПК РФ.
г) Введение в действие федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" 1996 года обусловливает последующее принятие в его развитие федерального конституционного закона "О военных судах".[Российская газета, 1997, 6 января.] В нем необходимо:
- Отразить положения, предусмотренные уже принятыми федеральными законами "Об исполнительном производстве" и "О судебных приставах". [Российская газета, 1997, 5 августа.] А именно: о струтуризации системы исполнения приговоров и функционирования института судебных приставов в воинских формированиях страны.
- Вернуться к вопросу о необходимости создания дисциплинарных судов как разновидности административной юстиции с созданием в военных судах крупных гарнизонов должностей штатного судьи по делам об административных и дисциплинарных правонарушениях.
д) В процессе принятия закона о судебной системе обсуждался вопрос о необходимости введения в России пенитенциарных судов по типу французских. Как известно, во Франции существует эффективная система судей по надзору за местами предварительного заключения и лишения свободы (и упразднены военные суды). Однако от этих предложений пришлось отказаться в силу правового консерватизма и материальных причин. Соглашаясь с правомерностью постановки вопроса о существовании указанных судов, в том числе в военной уголовно-исполнительной сфере, следует констатировать, что в правовом государстве пенитенциарные суды -нормальное явление. Следовательно и для России это вопрос не совсем отдаленного будущего.
е) Представляется необходимым внести изменения в существующий, но не во всем действующий федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. [Российская газета, 1995, 26 апреля.] В ст. 12 в круг военных субъектов, в отношении которых могут применяться меры безопасности, помимо судей военных судов, прокуроров и следователей военной прокуратуры, военных дознавателей, а равно их близких следовало бы также включить воинских должностных лиц, исполняющих уголовные наказания. При этом вряд ли оправданным является содержащееся в данном законе положение о том, что в отношении указанных лиц меры безопасности осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего учреждения. При этом понятие "соответствующего" не раскрывается. Никаких организационных и материальных возможностей для осуществления указанной функции силами воинских формирований и за счет их бюджета не имеется.
ж) В процессе реформирования правоохранительной системы государства и во исполнение федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" требуется разработка нового положения "О военной прокуратуре", в котором , в частности, требуется четкая регламентация и конкретизация:
- координирующей функции военной прокуратуры по осуществлению правоохранительной деятельности во всех силовых структурах, в том числе в условиях чрезвычайного и военного положений;
- единого порядка учета статистики происшествий и преступлений в Вооруженных Силах, единых автоматизированных форм и систем учета обвиняемых, подсудимых и осужденных;
- специфики осуществления в воинских формированиях, в том числе в процессе реализации военно-пенитенциарных отношений, надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
- особенностей прокурорского надзора за исполнением законов органами, исполняющими уголовные наказания и администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
з) Действующее законодательство Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, которая в ряде предусмотренных правовыми нормами случаях оказывается бесплатно. Для реализации указанного права всеми, а в особенности осужденными военнослужащими целесообразно:
- Дополнить статью 27 Закона РФ "О статусе военнослужащих" нормой о том, что юридическая помощь оказывается бесплатно органами военного управления и учреждениями военной юстиции в пределах их компетенции;
- Создать в военно-юридической службе специализированную структуру -военно-юридические консультации, включающие в свой штат должности юрисконсультов и адвокатов из числа военнослужащих и гражданского персонала.
Таким образом, рассмотренные организационно-правовые основы исполнения уголовных наказаний, назначаемых осужденным военнослужащим, по действующему российскому законодательству представляют собой комплексную развернутую многофакторную систему, общие, особенные и единичные составляющие которой находятся в сложных отношениях корреляции, координации и субординации.
В своей совокупности они составляют нормативную и административно-управленческую базу для позитивного функционирования военно-пенитенциарных отношений и определяют перспективные направления их современного реформирования.
§ 2. Исполнение специальных видов наказаний, применяемых к осужденным лицам в период прохождения ими военной службы.
1. Многообразие современных военно-пенитенциарных правоотношений основывается на существующих системах классификации уголовных наказаний и в своей основе базируется на особенностях субъектов, которым они могут назначаться.
Общими считаются наказания, которые могут быть назначены любому лицу, специальными - те, которые применяются лишь к определенному кругу лиц. [См. об этом, например: Ахметшин Х.М. Специальные виды уголовного наказания, применяемые к военнослужащим.- М.: ВПА, 1973, с.4-5 и др.] К их числу принадлежат наказания, применяемые только к военнослужащим: лишение воинского звания, ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. С определенной долей условности к их числу принадлежит и краткосрочный уголовный арест, отбываемый всеми категориями военнослужащих на гауптвахтах.
Деление всех наказаний на общие и специальные является результатом внутренней классификации в рамках единой системы наказаний по российскому уголовному праву: лишение воинского звания в ст. 44 УК находится на третьем месте, ограничение по военной службе по строгости расположено после исправительных работ, а содержание в дисциплинарной части - перед лишением свободы на определенный срок. Это свидетельствует о том, что уголовно-правовые нормы, устанавливающие специальные наказания, учитывают известные особенности решения вопроса о наказуемости военнослужащих вообще и их отдельных категорий, в частности.
При осуждении к наказаниям, исполняемым в условиях службы, а именно к ограничению по военной службе, аресту и содержании в дисциплинарной воинской части, военнослужащие не утрачивают своего статуса, однако имеются объективные ограничения их правового положения, вытекающие из общего, военного и уголовно-исполнительного законодательства для указанной категории лиц.
Процедура исполнения специальных наказаний в отношении военнослужащих, специфика режима и правового статуса осужденных впервые регламентируется единым Федеральным Уголовно-исполнительным кодексом РФ (Раздел V УИК). На его основе при участии автора разработаны и введены в действие общие для военных субъектов всех министерств и ведомств федеральные Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими [Приказ МО РФ N 302 - 1997 г.], а также Положение о дисциплинарной воинской части.[Постановление Правительства РФ N 669 - 1997 г.]
Помимо указанных источников исполнение специальных уголовных наказаний регламентируется военно-административными нормативными правовыми актами. Обобщение и анализ указанных источников позволяет далее рассмотреть общие проблемы исполнения отдельных видов специальных воинских наказаний. Их новизна в известной мере отражена в авторских предложениях, реализованных в указанных военно-пенитенциарных актах, а также в иных источниках.[См.: Уголовно-исполнительное право Российской Федерации. Учебник под ред. А.И. Муранова. Рукопись.- М.: Воен. ун-т, 1997; Впервые. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.- М.:Вердикт-1М, 1997 и др.] При этом имеются все основания полагать, что каждый из специальных видов наказаний может заслуживать отдельного комплексного уголовно-правового и уголовно-исполнительного диссертационного исследования в рамках специальности "Военное право".
2. Содержание в дисциплинарной воинской части.
В соответствии с действующим уголовным законодательством содержание в дисциплинарной воинской части является самостоятельным основным уголовным наказанием, расположенным по своей строгости в общей системе перед лишением свободы и может назначаться как реально, так и условно (ст.ст. 44, 45, 55, 73 УК).
Рассматриваемая мера может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к проходящим службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Приведенное общее правило означает, что применение содержания в дисциплинарной части возможно и к другим приравненным по ответственности к указанным категориям военнослужащих субъектам: военным строителям, к еще не подписавшим контракт курсантам младших курсов военных образовательных учреждений - за совершение ими преступлений во время службы и обучения.