- Действующее уголовно-исполнительное законодательство осуществляет правовую регламентацию прежде всего наиболее важных вопросов, относящихся к организации, условиям и оплате труда осужденных к лишению свободы. В соответствии с главой 14 УИК России производственная деятельность пенитенциарных учреждений организуется на основе уголовно-исполнительного и трудового законодательства, с учетом требований о технике безопасности, охраны труда и т.п. Условия труда осужденных в основном определяются общим законодательством о труде. Вместе с тем имеются и особенности правового регулирования условий их труда, вытекающие из режима отбывания наказания и поэтому содержащиеся в нормах уголовно-исполнительного права (ст.ст. 82, 103, 104 УИК). Применительно же к дисциплинарным воинским частям уместно выделение следующей специфики:
Осужденные военнослужащие обязаны наряду с проводимой военной подготовкой и трудиться. Труд в этом случае выступает стимулом воспитания личности, формирования у нее разнообразных положительных качеств, в том числе морального и нравственного порядка. Именно поэтому привлечение осужденных военнослужащих к труду является не только необходимым, но и обязательным условием для их исправления. Тем самым организация труда осужденных военнослужащих должна быть подчинена задачам их исправления и воспитания и призвана обеспечивать их постоянную и полную занятость. В этих целях командование военных округов под руководством Генерального штаба определяет объекты возможного трудоустройства осужденных как на производственных предприятиях дисциплинарных частей, так и на других предприятиях: военных или гражданских. Кроме того, военнослужащие переменного состава могут привлекаться к труду по обустройству дисциплинарной части, включающему в себя благоустройство и озеленение ее территории, ремонт помещений, охранных сооружений и т.д.
Труд военнослужащих, вне зависимости от места его организации, осуществляется с учетом требований режима, обеспечивающего цели специального воинского наказания, исключающего уклонения от службы и от осуществления трудовых функций, побеги и иные правонарушения. Осужденные в полном объеме подпадают под действие норм военного законодательства и законодательства о труде в части, касающейся охраны здоровья, техники безопасности и производственной санитарии. Так, на них распространяется предусмотренный для всех военнослужащих порядок обязательного государственного страхования на случай гибели (смерти) или увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в период прохождения военной службы (ст.18 Закона РФ 1993 г."О статусе военнослужащих", с изменениями и дополнениями. Порядок выплаты страховых сумм определен Правительством РФ [Постановление N 295-1993 г.] А мероприятия, реализующие положения этих документов на местах, в том числе и в дисциплинарных частях, определены в Приказе Министра обороны РФ N 246-1993 г.
Обязанности по обеспечению указанных требований законодательства возлагаются на командование дисциплинарной части. При их несоблюдении виновные в установленном порядке могут привлекаться к дисциплинарной (по правилам дисциплинарного устава) и к иной, в ом числе уголовной, ответственности.
Работы, выполняемые осужденными, с учетом существующих нормативов подлежат оплате по действующим расценкам без каких-либо понижающих коэффициентов, однако причитающиеся денежные суммы им на руки не выдаются. Заработанные деньги в размере 50 % от начисленных сумм подлежат зачислению на лицевые счета осужденных и могут расходоваться ими на приобретение разрешенных продуктов и предметов без ограничения. Кроме того, как военнослужащие, проходящие службу по призыву, содержащиеся в дисциплинарной части получают установленное денежное содержание, также зачисляемое на их лицевые счета и находятся на полном государственном обеспечении. Причем в части четвертой статьи 164 УИК впервые в отечественной практике существования дисциплинарных частей указывается, что 50 процентов от сумм, начисленных предприятиями и организациями за труд осужденных военнослужащих, перечисляется непосредственно на счет самостоятельного юридического лица - отдельной дисциплинарной воинской части для ее обустройства, создания и развития собственной производственной базы, образования фонда материального поощрения и решения социально-бытовых нужд осужденных, что представляется совершенно обоснованным.
г) Профессиональная подготовка.
Образование и профессиональная подготовка как обязательное средство уголовно-исполнительного воздействия в исправительных и воспитательных учреждениях применительно к военно-пенитенциарным отношениям также имеют безусловную специфику. Как отмечалось выше, образование в качестве средства пенитенциарного воздействия, к военнослужащим напрямую непосредственно не применяется. Что касается профессиональной подготовки, то она транспонируется в специфическую форму военной и военно-профессиональной подготовки применительно ко всем специальным воинским наказаниям.
Именно об этом говорят нормы УИК и подзаконных правил отбывания специфических воинских наказаний.
Наиболее четко функция военно-профессионального воздействия на осужденных военнослужащих представлена в ст. 163 УИК, регламентирующей военную подготовку военнослужащих, содержащихся в дисциплинарной воинской части.
В соответствии с указанной нормой и также упоминаемыми Правилами при прохождении осужденными службы на должностях рядовых переменного состава по штату дисциплинарной части на них возлагаются определенные военно-служебные обязанности, в том числе требования по обязательному прохождению военной (общевойсковой) подготовки, воинского обучения в составе мотострелкового подразделения, участию в воспитательных мероприятиях по специальным, только для них предназначенным программам. Это связано с тем, что задачи, стоящие перед наказанием в виде содержания в дисциплинарной части, предусматривают прежде всего воспитание у осужденных военнослужащих воинской дисциплинированности, сознательного отношения к военной службе, добросовестному исполнению возложенных на них служебных обязанностей и требований по военной подготовке.
Учебные планы и программы разрабатываются соответствующими управлениями Министерства Обороны, Генерального штаба и включают изучение общевоинских уставов, общего и военного законодательства, приказов, наставлений, директив и других подзаконных актов органов военного управления; общественно-государственную (гуманитарную); строевую; боевую; тактическую подготовки; информирование личного состава; изучение боевой техники и вооружения; участие осужденных в культурно-массовых и физкультурно-спортивных мероприятиях.
На местах для проведения должностными лицами и офицерами постоянного состава всех видов занятий по военной подготовки создается необходимая учебно-материальная база (библиотека, спортгородки, строевые плацы, классы, тактические и демонстрационные поля, где для занятий по боевой подготовке может использоваться учебное оружие и т.п.) Иные аспекты военного обучения и воспитания регламентируются нормативными актами (приказами, директивами, инструкциями) Министерства обороны и Генерального штаба. [Например, Приказы МО РФ: N 080-1982 г.( Инструкция по розыску военнослужащих, оставивших часть или место службы); N 0335 - 1989 г.(О мерах по дальнейшему оснащению военных объектов ВС РФ техническими средствами охраны); N 126-1990 г.( О грубых нарушениях в работе военных комендатур и содержании арестованных); N 494/513-1990 г.(Об организации совместного патрулирования сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих СА и ВМФ); N 050 - 1991 г.(Инструкция о порядке разработки, заказа, снабжения, ремонта и контроля за эксплуатацией ТСО в Вооруженных Силах); N 0100-1991 г.( О работах по созданию и оборудованию современными ТСО объектов ВС РФ); N 28- 1992 г.( О введение в действие Руководства по единым типовым требованиям к паркам воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.); N 0100-1993 г.(О поддержании правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных Силах Российской Федерации); ДМО N Д-23 - 1994 г.( Об изучении общевоинских уставов ВС РФ.); N 400-1994 г.( О мерах по предупреждению гибели и травматизма личного состава ВС РФ); ДМО N Д-010 - 1995 г. (О мерах по предупреждению нарушений уставных правил взаимоотношений.); N 283 1996 г.( О мерах по выполнению в ВС РФ Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) Росcии"); ДМО N Д-18 - 1996 г. (О мерах по предотвращению самоубийств в ВС РФ); N 010 - 1997 г.( О фактах сокрытия преступлений и происшествий в Вооруженных Силах российской Федерации); N 210-1997 г.( О правилах ношения военной формы военнослужащих ВС РФ); N 155-1997 г.( О военном геральдическом знаке-эталоне в ВС РФ) и др.]
В то же время действующие военно-пенитенциарные нормы недостаточно включают рассматриваемое средство воздействие при исполнении ареста и ограничения по военной службе. Презумируется , что профессиональная подготовка продолжает осуществляться в отношении осужденных военнослужащих при исполнении имим своих непосредственнных служебных обязанностей. Представляется, однако, что нормативная регламентация этого вопроса является явно недостаточной и поэтому нуждается в последующем совершенствовании.
д) Общественное воздействие.
По новому законодательству, общественность призвана оказать существенную помощь в формировании у лиц, осужденных ко всем без исключения наказаниям, уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития; в стимулировании их правопослушного поведения. К общественности относятся неправительственные внутригосударственные и международные общественные организации, партии и объединения, трудовые коллективы и отдельные авторитетные лица: представители науки, культуры, искусства. Не относятся к общественности различные самодеятельные организации самих осужденных, могущие создаваться в установленном порядке в исправительных учреждениях.