Смекни!
smekni.com

"Правовые основы исполнения уголовных наказаний, применяемых к военнослужащим." (стр. 63 из 87)

Дело в том, что множественность и многовариантность зарубежных теорий наказания свидетельствует о сложности, социальной и исторической изменчивости рассматриваемой проблемы, о зависимости её решения от комплекса экономических, политических, социальных, правовых, в том числе и военных факторов. Например, способа комплектования, количества и состава вооруженных сил; их материальной и технической оснащенности и характера выполняемых задач; наличия военного времени, боевой обстановки и т.п. Все это обусловливает необходимость приспособления воинских наказаний к соответствующим военным доктринам, к условиям меняющейся общей и военной обстановки.

Зарубежные теории, законодательство и практика выделяют следующие общие цели исполнения уголовных наказаний:

а) наказание и его исполнение должно отражать серьезность посягательства, содействовать уважению к закону, являтья справедливой реакцией на совершенное преступление и потому быть необходимым;

б) отбывание наказания должно оказывать адекватное сдерживающее воздействие в отношении преступного поведения;

в) наказание должно обеспечивать защиту общества от совершения осужденным преступлений в дальнейшем, а его исполнение призвано предоставлять виновному возможность получить необходимое образование, профессиональную подготовку, медицинское и другое исправительное обслуживание наиболее эффективным образом. [ Federal crivinal code and rules. 1986 edition. Title 18. Crimes and criminal procedure as amended to Mav 1. 1986. West publishing Co. St. Paul, Minn. P.702, § 3553.] Причем в этих же источниках подчеркивается, что приведенные положения о целях наказания не распространяются на подсудимых, признанных виновными в посягательстве, предусмотренном Единым кодексом военной юстиции. [ Там же, § 3551.]

Действительно, применительно к наказаниям военнослужащих существует внешне парадоксальное, но на деле весьма состоятельное положение о том, что у каждого вида наказания, применяемого к конкретному контингенту осужденных, имеется своя цель (цели). В этом видится, в частности, реализация еще одной юридической концепции государств рыночной экономики: зло, причиняемое преступлением, и зло, воздаваемое наказанием, как бы сведены в единый "прейскурант". А закон рассматривает преступление наравне с любой другой деятельностью, связанной с определенными издержками и неблагоприятными последствиями. В зависимости от характера совершенного зла перед наказанием правонарушителя и ставятся различные цели.

По поводу целей уголовных наказаний военнослужащих имеются такие высказывания современных американских юристов: " Вооруженные силы давно признавали, что кара или месть не являются единственной задачей военного права. Задачей является также обеспечение такого наказания, которое устрашит и тем самым предостережёт, сдержит других от совершения недозволенных поступков." [ Цит. по: Вихров А.А. Указ. соч., С.72.]

Такие цели они объясняют спецификой выполняемых вооруженными силами и военным правом на всем протяжении истории задач: в конечном счете обеспечить национальную безопасность, высокий уровень воинской дисциплины как в в военное, так и в мирное время.

Применительно к различным видам наказаний конкретных категорий военнослужащих указанные цели и задачи детализируются следующим образом.

Военно-уголовное законодательство, например, Великобритании до перехода страны к комплектованию вооруженных сил на профессиональной основе предназначало военно-исправительные учреждения для содержания тех осужденных, которым предстояло возвращение в армию для прохождения дальнейшей службы по отбытии срока наказания. И поэтому нацеливало их на улучшение профессиональных качеств военнослужащих к моменту освобождения и возобновления исполнения служебных обязанностей. Это достигалось путем постановки и реализации специальной цели воинского обучения. [The Queen`s Regulations for the Army...- ch.8, part 4.] В § 811

Королевского Установления об Армии дается и современное определение военно-тюремного заключения как вида исправительного военного режима, сочетающегося с воинским обучением, направленного на привитие осужденным воинских моральных принципов, а также способствующего их последующему правопослушному поведению и приобретению добропорядочных свойств характера.

В период комплектования армий по профессиональному принципу основной целью воинских наказаний становится общее предупреждение путем применения устрашения. Последнее призвано служить примером для других в интересах недопущения ими подобного. Исходя из задач вооруженных сил и основополагающей концепции о повиновении в армии, западные юристы полагают, что во многом лишь благодаря применению уголовных санкций можно добиться дисциплины и порядка в войсках, комплектуемых на добровольной контрактной основе.

Таким образом, общие цели уголовного наказания, в частности исправление правонарушителей, хотя с некоторыми оговорками и применимы к осужденным военнослужащим, однако в своей основе уголовно-исполнительный процесс преследует специфические военно-пенитенциарные цели, обусловленные рассмотренными объективными детерминантами.

3. Система наказаний, применяемых к военнослужащим в зарубежных государствах, достаточно разнообразна и призвана обеспечить реализацию комплекса целей, стоящих перед конкретными мерами уголовного принуждения.

Шкалу санкций или весь "прейскурант" наказаний представляется возможным классифицировать на общие и военно-специальные меры.

К первым в большинстве стран относятся: смертная казнь, пожизненное лишение свободы, лишение свободы в пенитенциарном учреждении на определенный срок, система штрафов и конфискаций, лишение определенных специальных прав ( на управление транспортом, владение оружием, на занятие конкретной деятельностью , активного и пассивного избирательного права и т.п.)

К специальным воинским наказаниям принадлежат: арест на основании решения о задержании, каторжные ( тяжёлые исправительные) работы без лишения свободы, срочное содержание на хлебе и воде или урезанном пайке в военно-пенитенциарном заведении, увольнение со службы с позором или за дурное поведение, увольнение со службы офицера, полная или частичная конфискация жалованья и дополнительных выплат, штрафы, задержка выплаты определенной доли месячного довольствия в течение определенного срока, ограничение места пребывания (по типу ограничения свободы, включающего неувольнение из расположения места службы), лишение права на присвоение очередного воинского звания, отстранение от должности или старшинства,снижение в воинском звании, выговор, замечание, а также иные менее тяжкие меры воздействия, которые уполномочена вводить верховная власть ( в Англии - Совет Обороны, в США - президент). Для некоторых специальных категорий служащих система наказаний может еще более конкретизироваться. Так, для субъектов Военно-морских сил Англии также установлено увольнение с корабля или из военно-морского учреждения, в котором виновный проходил службу, и дисквалификация.

В странах континентальной правовой системы остаются характерными воинские наказания, применяемые в условиях службы и имеющие самостоятельные цели, а также отдельную законодательную регламентацию их исполнения. К ним относятся:

- ограничение свободы на срок до 6 месяцев для офицеров и иных субъектов, проходящих службу по контракту ( ст. 294 УК Польши);

- краткосрочный уголовный арест в военно-пенитенциарном заведении (Польша, ФРГ);

- содержание в порядке лишения свободы в специальных военно-исправительных учреждениях (Чехия, Словакия), в дисциплинарных батальонах ( Польша, Венгрия), в исправительных частях (Болгария), в дисциплинарных войсковых частях (Румыния);

- лишение воинских званий, понижение в звании, отсрочка присвоения очередного звания ( в различных модификациях - практически во всех странах. [См.: Шупленков В.П. Военно-уголовное законодательство зарубежных социалистических стран.- М.: ВИ, 1977, С.25-35; Наказания, не связанные с лишением свободы / под ред. И.М.Гальперина.-М.: Юрид. лит., 1972, С.75-88, 138-150 и др.]

Сложность анализа шкалы специальных наказаний военнослужащих заключается в том, что чаще всего в национальном законодательстве конкретных государств они представлены не в системном виде, а содержатся в различных источниках и главах актов военно-правового характера. Кроме того, в этих же актах дается характеристика не только военно-уголовных, но и дисциплинарных мер воздействия. Представляется, что это объективно затрудняет их толкование и применение. Возможно поэтому, в целях облегчения уяснения и единообразного применения военно-правовых норм в законах и подзаконных актах формулируется ряд принципов и правил, приводятся комментарии, в основе которых лежит идея практической целесообразности назначенного быстро, беспристрастно и строго наказания.

В обобщенном виде рассмотрим некоторые из них:

а) Жестокие и необычные наказания запрещаются. Наказания с применением порки, выжигания клейма, оставлением других следов на теле или любое иное жестокое либо необычное воздействие не должно присуждаться любым военным судом или применяться в отношении любого лица ( ст.55 Единого Кодекса США).

б) Наказание, которое присуждает военный суд, не должно превышать пределов, установленных за конкретное преступление верховной властью (ст.56 указанного Кодекса).

в) Каждое наказание имеет определенный порядок и срок вступления в силу, в том числе с учетом институтов отсрочки, пересмотра и утверждения приговора компетентным органом и т.п. До этого момента мера уголовно-правового воздействия не должна исполняться ( ст.57 Кодекса). Ни один приговор не может быть приведен в исполнение в дни национальных или религиозных праздников и в воскресные дни [ ст.25 УК Франции// Code Penal.- Р.:Dalloz, 1985-1986; Новый уголовный кодекс Франции.- М.: Изд-во "Юридический колледж МГУ", 1993.]