При применении и исполнении уголовных наказаний, не связанных с изоляцией от общества командованию и органам военной юстиции также предписано учитывать нормы общего (федерального) уголовного законодательства.
В США, например, им следует иметь в виду следующие вытекающие из Свода законов обстоятельства:
- факторы, учитываемые при назначении наказания в виде штрафа;
- ограничения в размере санкционированных штрафов и их совокупности;
- возможность заявления ходатайств об изменении или отмене штрафа и последствия окончательного судебного решения;
- время и способ уплаты денежного взыскания;
- просрочка уплаты штрафа и неплатеж;
- индивидуальная ответственность по выплате штрафа и применению иных мер ( к примеру, распространение конфискации только на то имущество, которое лично принадлежит осужденому военнослужащему). ["Штрафы". Подраздел "С" части 2 Раздела 18 Свода законов США.]
Относительно конфискации имеются также определенные указания, суть которых состоит в следующем.
Полная конфискация заключается в удержании у осужденного военнослужащего всего жалованья и льготных выплат к нему со дня утверждения приговора военного суда правомочным начальником. Это наказание назначается только в дополнение к увольнению со службы или лишению свободы.
Частичная конфискация назначается в размере 2/3 месячного денежного довольствия (без надбавок) на срок от 1 до 6 месяцев , как правило в дополнение к лишению свободы и применяется без каких-либо ограничений. Командир звании майор и выше вправе применить к подчиненным частичную конфискацию также в дисциплинарном порядке в размере половины месячного жалованья, удерживаемого в течение двухмесячного срока.
Задержка жалованья тоже может применяться как в уголовном, так и в дисциплинарном порядке и назначается в размере 2/3 месячного денежного довольствия в течение 1-3 месяцев. Невыплаченная вследствие задержки сумма возвращается спустя год или при увольнении со службы.
е) Ограничение места пребывания, лишение права на присвоение очередного воинского звания, отстранение от должности или старшинства являются, как правило, дополнительными наказаниями. Причем лишение права на присвоение очередного звания и отстранение от занимаемой должности, предусмотренные актами министерства ВМС, применяются исключительно к офицерам флота. Снижение в воинском звании до рядового может применяться только к офицерам (уоррент-офицерам).
Ограничение места пребывания условно сравнимо с отечественной мерой в виде неувольнения из расположения части. Оно заключается в том, что виновный обящзан не покидать определенного района или места пребывания сроком до 60 суток (2-х месяцев).
Выговор и замечание применяются исключительно как дополнительные наказания.
Выводы по главе:
1. На международно-правовом уровне в настоящеее время сформировалась достаточно самостоятельная совокупность общих и специально-правовых норм уголовно-исполнительного характера различной юридической силы, которая условно может быть названа международным пенитенциарным правом.
Становление современного международного пенитенциарного права продолжалось в течение длительного времени и включало несколько этапов: от доктринальной и в большинстве своем декларативной разработки до построения системы общеобязательных норм, выработки механизма их функционирования и контроля в рассматриваемой области правовых отношений.
Учет международно-правовых норм на уровне национального Российского законодательства и правоприменения является объективной необходимостью и конституционным требованием.
2. К военнослужащим и иным субъектам воинских отношений также должны применяться эти общие международные стандарты и правила с некоторыми объяснимыми изъятиями. Сказанным определяется значение рассматриваемых международных норм для военного права, для деятельности военных юристов по их научному анализу и внедрению в практику: законотворческую и правоприменительную.
3. Концепция применения и исполнения наказаний военнослужащих в зарубежных государствах базируется на специфике их военной организации, на особенностях воинских задач и отношений, предполагающих особую дисциплину и субординацию, не имеющих аналогов в гражданском обществе.
Критерием действенности применения специальных воинских наказаний западные специалисты считают эффективный контроль за контингентом войск, провозглашаемый краеугольным камнем успеха в решении вооруженными силами возложенных на них задач.
4. Различные системы исполнения наказаний в отношении осужденных военнослужащих обнаруживают гораздо больше сходства, чем отличия. Причины такого положения, как показано в исследовании, вытекают из единства исторических, экономических, социальных и военно-политических детерминант, из унифицированных целей и задач, которые стоят перед военно-пенитенциарным законодательством и практикой его применения.
5. В государствах с развитыми правовыми системами и с вооруженными силами, комплектуемыми на профессиональной основе, наиболее распространенными, приемлемыми и эффективными видами специальных уголовно-правовых мер являются применение штрафа, конфискации и иных мер, не связанных с изоляцией от общества и увольнением из армии. Тюремное заключение с его средствами воздействия на осужденных признается менее эффективным. В тех случаях, когда военно-тюремное заключение все-же применяется, оно преследует в основном частнопревентивные и общепредупредительные карательные цели. Задачи исправления и перевоспитания признаются менее реальными и в функциях военно-пенитенциарных учреждений занимают второстепенное место.
6. Конкретные виды воинских уголовных наказаний и элементы правовой регламентации их исполнения в самых мощных военно-тюремных державах мира заслуживают внимания и тщательного учета при совершенствовании нового российского военного, уголовно-исполнительного и военно-пенитенциарного законодательства ( в частности, порядок и условия применения к военнослужащим лишения свободы и режим содержания в военных тюрьмах, правовая регламентация и механизм исполнения имущественных уголовных наказаний, институты пробации, ограничения по службе, краткосрочного уголовного ареста и др).
З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Анализ исследованных на концептуальном уровне военно-пенитенциарных проблем, основанный на современных достижениях отечественной и зарубежной правовой науки, истории развития, международного опыта и действующего нового законодательства, практической деятельности органов военой юстиции, военного командования и управления в рассматриваемой сфере позволяет сделать следующее заключение:
I. Теоретические выводы (6).
1. Исполнение уголовных наказаний - фундаментальная современная социально-правовая проблема, имеющая несомненную актуальность и все возрастающее значение. Пенитенциарное право в настоящее время заняло место самостоятельного научно-практического направления. Уголовно-исполнительная деятельность- это конечный этап правоприменения, подводящий своеобразный итог всему функционированию уголовной, в том числе военной юстиции. От ее эффективности во многом зависит действенность многих органов государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.
Уголовно-исполнительное законодательство и практика его применения являются одним из общепризнанных и реально действующих в современных условиях средств воздействия на преступность и контроля за ее состоянием. В новом уголовно-исполнительном законодательстве военно-правовым проблемам впервые отводится самостоятельная и значительная роль.
В современных условиях Российского государства и общества, когда роль иных средств системы воздействия на преступность утрачивается, снижается или измененяется, значение основанного на законе уголовно-исполнительного фактора неизбежно возрастает. В процессе демократизации, формирования правового государства и то же время ухудшения статистических показателей преступности важно избежать чрезвычайных мер и обеспечить верховенство закона во всех сферах, связанных с правами человека и гражданина, в том числе в уголовно-исполнительной. Обеспечение на всех уровнях естественных прав, свобод и безопасности человека, в том числе в пенитенциарной сфере, - одно из приоритетных современных направлений деятельности международного сообщества.
2. Самостоятельность основанного на положениях Конституции России нового уголовно-исполнительного права ныне определяется собственным предметом, специфическим методом и наличием обособленной системы правовых норм, в которых военным аспектам впервые отводится своя отдельная роль. Значение четкой многуровневой правовой регламентации императивных, в том числе уголовно-исполнительных отношений особенно повышается в военной сфере государственной организации, где существует объективная необходимость некоторого ограничения общегражданского статуса специальных субъектов и где этот статус нередко нарушается.
В связи с совершением военнослужащими в период прохождения службы различных преступлений объективно возникает необходимость применения к ним уголовных наказаний, адекватно отражающих детерминирующую связь между деянием и реакцией государства на его совершение, в том числе в условиях военной организации. Исполнение уголовных наказаний в отношении осужденных военнослужащих представляет собой особую и специфичную социально-правовую деятельность управомоченных на то органов военного управления и военной юстиции по достижению совокупности конечных целей уголовно-правового воздействия, применяемого к военнослужащим, совершившим преступления.
В процессе исполнения особыми и обособленными органами государства мер уголовно-правового воздейстивия к специальным субъектам в условиях дальнейшего прохождения ими военной службы возникают специфические, отличные от общих уголовно-исполнительных, военно-пенитенциарные отношения, характеризующиеся своей оригинальной комплексностью, спецификой предмета, участников, механизма функционирования и требующие соответствующего детального юридического многоуровневого регулирования различными нормативными актами. Такая регламентация рассматриваемого объективного явления осуществляется целым рядом норм общеправового, военно-административного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного характера. Совокупность специфических многоуровневых правовых норм, регламентирующих весь комплекс однородных общественных отношений, возникающих в процессе и по поводу исполнения уголовных наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим в условиях военкой организации, может быть названа военно-пенитенциарным законодательством.