Следует отметить, что среди функций рассказчика И. Я.Чернухина выделяет и «создание в тексте одного или нескольких фрагментов, которые мы называем камертонами». Эти фрагменты ассоциируются с заглавием произведения и настраивают читателя на определенное восприятие, на поиск в тексте определенных смыслов/Чернухина, с.118/. Следовательно, фрагменты, ключевыми словами в которых являются слова «иллюзии», «чудеса», «магия» и т. п., сигнализирующие о прохождении темы иллюзорности мира, отвечают именно этой функции и актуализируют смыслы заглавия.
Во 2-ой главе мы остановимся подробнее на способах реализации этих тем при анализе разноуровневых выразительных средств, использованных в «Иллюзиях».
2.4.2. Проблематика романа
Проблематику литературного произведения следует рассматривать в прямой связи с его тематикой и идейно-художественной концепцией. Проблемы «серьезного» произведения фактически вытекают из его тематики как острые жизненные противоречия, обусловленные самой природой создаваемых образов, и практически никогда не разрешаются автором до конца. Идея же произведения «может состоять не столько в решении, сколько в острой, волнующей общество постановке той или иной проблемы» /КСЛТ, стр.5 /. Постановка проблемы побуждает читателя к сочувствию героям, к самостоятельному поиску решения за пределами художественного текста.
Как уже упоминалось, сюжет романа «Иллюзии» подчинен его идейной концепции. Дональд «выбирает» эту жизнь ( this lifetime) с целью узнать что-то доселе неведомое, научиться чему-то. Стремление пройти избранный путь достойно, достигнув своей цели, пронизывает мысли и поступки Шимоды и, вместе со стремлением Ричарда овладеть премудростями «профессии Мессии», составляет основные движущие силы сюжета.
Основная проблема романа заложена в неизбежном противостоянии Мессии толпе. Впервые она обрисовывается в 1-й главе-притче романа, где главный герой — Мастер — верит в свою способность помочь и себе, и всему человечеству, «and as he believed so it was for him». Однако другим не удавалось по его примеру поверить в собственные силы, вместо этого «the shops and garages where he worked became crowded and jammed with those who sought his learning and his touch<...>». Постепенно Мастер заметил, что «the multitude thronged him the more day on day, they pressed him to heal them without rest and feed them always with his miracles, to learn for them and to live their lives.»
Мастеру из притчи удалось уйти от толпы, бросив свою «работу» Мессии с формулировкой «I quit». Однако в основной части «Иллюзии» Дональд — alter ego Мастера — сталкивается с той же проблемой и вынужден решать ее заново. Точнее формулирует проблему следующий диалог Ричарда и Дональда. Ричард обвиняет Шимоду в том, что тот не имеет проблем и не нуждается ни в чем в мире, поскольку знает начало и конец всего.
«'You missed, there,' he said. 'Tell me...do you know why I quit the Messiahs job?'
'Crowds, you said. Everybody wanting you to do their miracles for them.'
'Yeah. Not the first, the second. It's not the crowds that wear me, it's the kind of crowd that doesn't care at all about what I came to say.<...>'
When he said that, he looked lonelier than I had ever seen a man still alive. He didn't need food or shelter or money or fame. He was dying of his need to say what he knew, and nobody cared enough to listen.»
И тогда Ричард приходит к выводу, с которым Шимода неожиданно соглашается: если счастье Мессии зависит от того, слушают его или нет, в этом-то и заключена его единственная, но самая важная проблема: «if your happiness depends on what somebody else does, I guess you do have a problem.»
Конфликт Шимоды и толпы составляет проблемный стержень романа. На фактическом уровне он разрешается трагически и, с точки зрения Ричарда, бессмысленно — гибелью Дональда, неотвратимо повторившего судьбу других мессий. Однако на уровне идей, на уровне философии к концу романа Дональд находит решение собственной проблемы.
«That's what I came here to learn: it doesn't matter whether I communicate or not. I chose this whole lifetime to share with anybody the way the world is put together and I might as well have chosen it to say nothing at all.»
Неожиданной для Шимоды является реакция Ричарда:
«'That's obvious, Don. I could have told you that.'
'Thank's a lot. I find the one idea I lived this life to find, I finish a whole life's work, and he says, 'That's obvious, Don.''
He was laughing, but he was sad, too, and at the time I couldn't tell why.»
Кроме основного конфликта романа, в нем ставятся и другие, но не менее острые и значимые проблемы. Среди них можно выделить следующие:
— проблема одиночества изгнанников, а также тех, кто выбирает свой собственный образ жизни (cf. Mine is a free life, but it does get lonely, sometimes);
— проблема потребности в слушателе и собеседнике, взаимосвязанная с предыдущей (cf.I was glad to find him, just to have somebody to talk with who knew an aileron from a vertical stabilizer);
— проблема неверия в собственные силы (на примере, с одной стороны, толпы, с другой — Ричарда: «Argue for your limitations, and sure enough, they are yours»);
— проблема смерти и разлуки с друзьями;
— проблема выбора собственного пути, собственного способа мыслить, собственного взгляда на мир;
— возможно ли быть верным кому-либо или чему-либо, кроме себя самого и как быть верным самому себе;
— свободен ли человек делать то, что он хочет;
и другие.
На многие из поставленных вопросов имплицитно или эксплицитно отвечают цитаты из «Руководства для Мессии» или уроки Шимоды, однако некоторые проблемы остаются открытыми.
Такова, например, проблема одиночества инакомыслящего (в конце романа Ричард сталкивается с ней наиболее явно), а также проблема неверия в собственные силы.
2.4.3. Идейная концепция романа
Идеи писателя призваны характеризовать его отношение к изображаемым событиям, характерам, обстоятельствам и как бы «подытоживать художественное повествование обобщающими суждениями мировоззренческого, философского характера»/ ЭСЮЛ, стр.355/. Заголовок художественного произведения, как правило, напрямую зависит от его проблемы, темы или идеи. В анализируемом случае, одна из важнейших идей романа вынесена в заглавие, что позволяет читателю настроиться на домысливание формулировки самой идеи и на обостренное восприятие определенных аспектов содержания.
«Иллюзии» — роман подчеркнуто идеологизированный, по сути, философский, и предлагает читателю целостную идейно-художественную концепцию, отличающуюся от большинства общепринятых. По этой причине идеи играют доминирующие роли в произведении и во многом предопределяют развитие сюжета.
Способы их отражения в романе мы будем подробно рассматривать в следующей главе. На этом этапе исследования представляется целесообразным выделить и перечислить важнейшие идеи романа.
— Мир существует лишь в нашем воображении. Мир не является реальностью, хотя на его страницах можно выразить реальность, а также ложь или чепуху. Эта идея проходит лейтмотивом всего произведения, начиная с заглавия, и порождает собой другие идеи как развитие той же мысли.
— Каждый человек живет в собственном мире, мире собственных иллюзий, действующем по им установленным законам.
— Человеческая жизнь похожа на театральное представление или кинофильм: мы знаем, что это иллюзия, но платим деньги и тратим время на то, чтобы еще раз увидеть и пережить ее.
— Для того, чтобы достичь желаемого, необходимо просто захотеть этого и поверить в то, что это уже сделано.
— Нет предела человеческим возможностям, есть лишь предел человеческому воображению.
— Человек не нуждается в Мессии. Он сам является собственным Мессией и способен излечить себя от всех болезней и решить собственные проблемы.
— Все события, все люди появляются в нашей жизни благодаря тому, что мы притягиваем их туда. Что с ними делать, зависит от нас самих.
— Нам не дано желать того, что мы не в силах осуществить. Для этого лишь нужно хорошенько поработать.
— Нет такой проблемы, которая не научила бы нас чему-нибудь, поэтому мы сами ищем проблемы ради познания чего-то нового.
— Наше настоящее Я есть «the inner learning creature, the playful spiritual being».
— Все, что мы делаем на Земле, отвечает либо цели обучения, либо цели получения удовольствия.
Наиболее точную и емкую формулировку большинство идей получает в цитатах из «Руководства для Мессии», а раскрываются, иллюстрируются и комментируются эти идеи уже в диалогах Ричарда и Шимоды, а также — опосредованно — в событиях романа.