Другую загадку загадала отцу Настя. Тарас видит, как затаилась от него дочь. Почему она молчит? О чем думает? К чему стремится?
Вздыхает старый Тарас: “Незнакомое племя!” Не было у него веры в стойкость таких, как Настя. “Где уж им! На папашины деньги учились, горя не видели, с Александром Яковлевичем Пархоменко в поход не хаживали, почем хунт лиха, не знают”. Тарас придирчиво присматривался к Насте и ее подругам. Какой путь изберет его дочь? Терзался отец и не знал, что девушка нашла этот путь раньше, чем он сам, и мужественно идет трудной дорогой подпольщицы. В ней как бы нашел воплощение измененный временем облик комсомолки гражданской войны. О таких поэт М. Светлов писал:
Наши девушки ремешком
Подпоясывали шинели,
С песней падали под ножом,
На высоких кострах горели.[3, c.163-164]
Изображение нового поколения не прерывается на Насте, автор ведет ее и далее – к образу Леньки. Этот мальчик полон энергии и сил бороться с немцами. Он луч света в этом царстве жестокости и насилия. Этот мальчишка знает все, что делается в городе. Кто первый говорит Тарасу, что немцы в городе и что немцы убегают? Мальчик тянется к знаниям, к новым для себя открытиям, ему недостаточно уметь читать, считать и писать, нет, ему нужно большее, но он все равно отказывается идти в фашистскую школу. Ленька - это то поколение, за которое находится в подполье Степан, ходит по стране Тарас, умирает на виселице Настя.
Конец произведения устремлен в будущее. Наша армия разбивает немца на всех фронтах. Тарас и жители освободили город. Домой на костылях возвращается младший сын Тараса Никифор. Он чувствует себя не усталым, больным солдатом, а жадным, нетерпеливым строителем: “Эх, работы сколько! Работы! А костыли что ж? Костыли скоро долой! И задымим. Будьте любезны!” Андрей воевал вместе с армией и получил медаль “За отвагу”.
Образы повести «Непокоренные» не оставили равнодушными современников: по мотивам повести в 1945 г. на Киевской киностудии был снят кинофильм «Семья Тараса» (режиссер - Марк Донской). Фильму был присужден Главный приз Золотая медаль МКФ в Венеции-46.
В одном из небольших кинотеатров Лос-Анжелеса близ Голливуда демонстрировался советский фильм «Семья Тараса» («Непокоренные»). Прошло два года после окончания войны, и притихшие зрители, среди которых было немало выходцев из России, взволнованно следили за событиями в украинском городке, оккупированном фашистами. И в тот момент, когда на экране крупным планом появилось сосредоточенное лицо подпольщика Степана Яценко, в зале послышались громкие рыдания. Седая женщина небольшого роста, не сдерживая слез и не отрывая глаз от экрана, кричала: «Степан... это же мой сын Даниил! Я его не видела и ничего не знала о нем долгих семнадцать лет!». [5]
Опера «Семья Тараса» принадлежит к числу наиболее ярких советских героико-патриотических опер. Именно в 1942 г. Дмитрий Кабалевский вместе с либреттистом С. Цениным задумал написать оперу «Семья Тараса». Первая редакция оперы, законченная в 1947 г. и в том же году представленная в Москве, была подвергнута критике. Вторую редакцию композитор закончил к 1950 г. В новом виде «Семья Тараса» была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени С. М. Кирова, а затем обошла большинство советских и ряд зарубежных оперных сцен. Леонид Баратов (режиссер-постановщик) был удостоен Сталинской (Государственной) премии за постановку в театре имени Кирова оперы "Семья Тараса" Д. Кабалевского (1952 г. ). Критики особо отмечали образ Насти – символ юности, веры, силы и любви. [5]
Глава 4. Гоголевские традиции в “Непокоренных”
Прочитав книгу Б. Горбатова “Непокоренные”, я задумался, что автор хотел нам показать этой книгой? Он описывал беспримерный подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны. В этой книге Горбатов учил, как жить, как понимать свой гражданский долг, как быть честным и сильным. В это трудное время не только солдаты были героями, но и простые люди, живущие в городах и деревнях под немцем, не щадили себя.
Название повести с предельной точностью выражает ее идею. Это книга о духовной силе, несгибаемости, непобедимости народа. “Непокоренные”- это повесть о том, как шла борьба за души людей, не по своей воле оказавшихся в оккупации. Выиграть эту борьбу было не просто, но еще сложнее было решиться на эту борьбу. А кто решался (таких было большинство), до последнего стояли на защите своей страны и городов.
В своих поисках стиля, интонации повествования Горбатов не случайно, а вполне продуманно опирался на гоголевскую традицию, традицию повести “Тарас Бульба”. Его сближает с Гоголем сознательная установка на изображение героического подвига, совершаемого человеком из глубин народной жизни, сближает высокий речевой стиль, пронизывающая повествование лиричность.[4, c.169]
Бесспорна близость основных образов к повести Гоголя. Но разве это дает основания говорить о нескромности автора или его подражательности Гоголю? Только на первый взгляд эта символика кажется прямолинейной. Вчитайтесь внимательнее, и вы увидите за символическими образами новизну содержания. Горбатов в создании их идет от реальной действительности своего времени. Кажущаяся традиционность образов становится средством оттенить новизну характеров.
Но важно подчеркнуть и другое – перекличка с Гоголевскими образами открывает возможность раскрыть глубже героичность русской души, исторические корни, ее питающие.
Только посмотрев на имена героев, можно увидеть, что они перекликаются с Гоголевскими, Тарас (и тут и там), Андрей (у Гоголя - Андрий), Степан (Остап у Гоголя). Но если посмотреть на сюжетную линию, то можно увидеть много общего с Гоголевским «Тарас Бульба»: Андрей разочаровал своего отца своим уходом из казачьего войска (то есть можно сказать, предал родину, как Андрий), как фашисты казнили Настю (враги убили жену Тараса). В отличие от Гоголя, самое важное для Горбатова было утверждение красоты, благородства нравственного мира русского человека.
Не всем критикам правильно была понята эта связь горбатовской повести с гоголевской традицией. Если Б.Соловьеву признание этой связи не мешало оценить повесть как произведение новаторское (“Звезда”, 1948, № 10), то Ю.Лукин не понял смысла этой переклички с Гоголем. Он писал: “Может быть, несколько нескромно такое нарочитое подчеркивание предпочитаемой близости своих героев, хотя бы по именам, с героями Гоголя”.[4, c.170]
Горбатов и сам хотел подчеркнуть эту похожесть своего произведения с Гоголевским. В самом конце есть диалог, который вторым (после имен) навел меня на мысль о связи с «Тарасом Бульба»: “У Степана вдруг радостно защемило в горле. “Что за отец у меня! Что за старик!” Он с любовной гордостью посмотрел на отца, почувствовал себя его сыном и услышал, как глубоко-глубоко в этой земле шумят корни его рода.
- Хорошего мы с тобой рода, отец! – весело засмеялся он. – Казацкого!
Старик удивленно просмотрел на сына.
- Мы не казацкого, с чего ты взял? Не казацкого – рабочего. И прадед твой рабочий был, и дед, и дядья. Вся фамилия наша – рабочая.
Но Степан весело обнял его за плечи:
- Казацкого, казацкого! Ты не спорь, отец!”[1, c.116]
Так ощущает герой Горбатова неразрывность свою с дорогим прошлым родного народа.
Повесть “Непокоренные” стала заметным событием в советской литературе, она послужила своеобразным ориентиром и для других художников в развитии темы народа в Великой Отечественной войне. Напечатанная сначала в “Правде”, в “Комсомольской правде”, в журнале “Октябрь”, она вышла затем в 1943 году отдельным изданием с тиражом 500 тысяч экземпляров. Только за время войны повесть выдержала двенадцать изданий. И это красноречиво говорило о том, что народ признал и полюбил эту честную и мужественную книгу, написанную Борисом Горбатовым, писателем, который от начала и до конца своего творческого пути был писателем-бойцом, журналистом-бойцом, человеком-бойцом. И поныне его слово остается в боевом строю.[1, c.12]
Заключение
Проследив жизненные вехи и творчество Б.Горбатова, можно резюмировать:
1. Борис Горбатов не сразу выбрал путь прозаика, вначале писал стихи, после нелестного отзыва В.Маяковского понял, что поэзия не его стезя
2. Писательская профессия началась с газетных заметок и статей
3. Б.Горбатов – автор произведений разных жанров: статей, заметок, рассказов, повестей
4. Главная идея его произведений – отражение геройских будней современников
5. Произведения Б.Горбатова получали неоднозначную оценку критиков
Проанализировав повесть «Непокоренные», можем определить особенности этого произведения:
1. Повести по праву присуждена Премия. Здесь нет, рисовано трагичных картин, нет пафосности, столь присущей военной прозе 20 века
2. Произведение не оставило равнодушным современников: по сюжету книги снят кинофильм М.Донским, Д.Кабалевским написана опера
3. В центр повествования нравственно чистые, русские люди, патриоты
4. Прообразами «Непокоренных» послужили реальные лица
5. Сюжет, изложенный автором, на самом деле имел место в истории Донабасса в годы Великой Отечественной войны
6. Особенность композиции повести: анафорические повторы (заключающая главу фраза повторяется в начале следующей главы), подчеркивающие неразрывность глав «Непокоренных», автор сковывает их, как цепью
7. Можно провести параллели между героями «Непокоренных» и «Тарас Бульба» Н.Гоголя: сюжет, герои, идея
Список литературы
1. Горбатов. Б. Непокоренные. Москва, Профиздат, 1985. 223с.
2. Карпова В. Чувство времени. Очерки творчества Б.Горбатова. Москва, Художественная литература, 1970. 270с.
3. Коган А. Уроки памяти. Литературно-критические очерки. Москва, Художественная литература, 1989. 476с.
4. Савельев С. А.. Воспоминания о Борисе Горбатове. Москва, Советский писатель, 1964. 494с.
5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Горбатов_Борис_Леонтьевич.