Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 10 из 28)

Это будет касаться, прежде всего, «проклятого» вопроса о бюджетном финансировании сферы культуры. Определенные надежды на улучшение бюджетно-финансовой ситуации в культурной сфере связываются с принятой новой государственной областной целевой программой «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы. Она действительно должна несколько улучшить финансовую ситуацию в отрасли. Но, откровенно говоря, она удовлетворит лишь очень малую часть потребностей огромной и затратной культурной сферы. Понятно, что принципиальное решение проблемы возможно только при существенном росте экономики области, ее ВВП. А это «Стратегией социально-экономического развития Свердловской области» прогнозируется в случае осуществления инновационно-оптимистического или хотя бы индустриально-модернизационного сценария развития, причем к 2020 году. Стратегия развития культуры, отсюда, должна, с одной стороны, реалистично ориентироваться на деятельность, прямо по К.С.Станиславскому, «в предлагаемых обстоятельствах» (т.е. примерно на сегодняшний объем бюджетного финансирования), что предполагает оптимизацию экономики творческих и иных учреждений культуры, как и рационализацию форм и механизмов их бюджетного финансирования. С другой стороны, ситуация наводит на мысль о поиске других источников финансирования и, шире, новых поддерживающих «опор» культуры. Эти меры и будут в данном случае «нивелировать» = отчасти (но, увы, только отчасти!) компенсировать угрозу сохранения дефицита бюджетных средств. О других способах нивелировать угрозы и освоить возможности – в следующих разделах Концепции.

V. Цели и задачи развития культуры в Свердловской области в 2012-2020 гг. как императивы государственного управления отраслью

Напомним: цель культурной сферы - реализация жизненно необходимых для общества функций культуры. Ее достижение обеспечивается всем организованным системным «телом» сферы культуры, связывающим в единое целое субъектов с их способностями, знаниями и умениями, используемые ими программы, инструменты («материально-техническая база»), способы (технологии) и организационные формы (учреждения, или институции) культурной деятельности. Во всем этом и заключен культурный потенциал, т.е. функциональные возможности сферы культуры, реализуемые в этой самой деятельности производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей, а вместе с ними – в разнообразных личностных и социальных эффектах – результатах воздействия культуры на конкретных людей и общество в целом.

Отсюда, развитие сферы культуры есть не что иное, как развитие (количественное и качественное обогащение, умножение, рост) всех составляющих ее системы и, конечно же, развитие самой деятельности: ее технологического совершенства (мастерства) и рациональной организации, производительности и внутреннего разнообразия, качества, разнообразия и доступности ее продуктов, результативности их воздействия на умы, сердца и поступки людей, на состояние общества. Все эти «выросшие» в процессе развития сферы культуры свойства деятельности и ее результатов, включая доступность и влияние, можно объединить общим понятием «эффективность».

Поэтому, более коротко и ясно говоря, интегральная цель развития культурной сферы областиэто развитие ее культурного потенциала и эффективности культурной деятельности. Такова же, естественно, и цель областной культурной политики, призванной управленчески обеспечить условия для развития культурной сферы. Эта большая интегральная цель включает в себя, также достаточно объемные и сложные, но все же более конкретные цели («подцели») развития:

1. Развитие культурного потенциала и эффективности продуктивной творческой деятельности: создания современных культурных ценностей высокого качества (в идеале – мирового уровня), сохранения, умножения и развития содержательного, языкового и видового разнообразия культурного творчества и ее продуктов; увеличение производительности культурного производства;

2. Развитие культурного потенциала и эффективности деятельности по сохранению и функционированию культурного наследия народов России, региональных культурных традиций, памятников, ценностей прошлого и настоящего.

3. Развитие культурного потенциала и эффективности деятельности по распространению (оказанию культурных услуг) и освоению (потреблению) населением культурных ценностей.

Следует учитывать также, что прогрессивное развитие – это всегда, кроме роста количества и сложности, еще и модернизация и совершенствование системы, т.е. ее обновление, освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, решение (снятие с повестки дня) проблем и разрешение существующих противоречий, нахождение наилучших, или оптимальных, в данных условиях и при данном потенциале способов деятельности, ее организации и управления. Без этого не понять конкретных задач (содержания) развития, не определить его направлений, способов и средств.

Содержание сформулированных целей развития основных функциональных сфер культуры определяет систему задач по развитию этих сфер (они объединяют обеспечение условий развития самой творческой деятельности и ее результатов).

1. Задачи, вытекающие из цели развития сферы производства культурных ценностей:

- обеспечение развития материально-технической базы культурного производства и ее эффективности;

- обеспечение развития программной (духовно-мировоззренческой и методологической) основы культурного творчества и ее эффективности;

- обеспечение развития субъектов культурного творчества и их эффективности;

- обеспечение развития институций (учреждений) культурного производства: модернизации, совершенствования и развития организационно-управленческой структуры (механизма) уже существующих и создания новых эффективно работающих институций;

- развитие системы управления (областного и муниципального) сферой культурного производства: управленческого обеспечения и стимулирования модернизации, совершенствования и развития творческих процессов, роста их интенсификации, разнообразия и ценностного качества.

Критерии оценки развития сферы и управления ей: количество, разнообразие и качество созданных произведений, их востребованность и социально-духовное влияние.

2. Задачи, вытекающие из цели развития сферы сохранения и использования культурного наследия, как и предыдущие, предполагают (чтобы не повторяться):

- модернизацию, совершенствование и развитие компонентов обеспечивающего эту сферу культурного потенциала; а также

- развитие системы управления (областного и муниципального) данной сферой.

Критерии оценки: физическое, функциональное и эстетическое состояние сохраняемых объектов культурного наследия, интенсивность, разнообразие и качество практик его культурно-актуализирующего использования, что предполагает существование соответствующих нормативов.

3. Задачи, вытекающие из цели развития сферы распространения и потребления культурных ценностей, повторяют предыдущие в части развития культурного потенциала выполняющих данную деятельность учреждений. Здесь, однако, следует конкретизировать результативный аспект развития, поскольку он завершает и «венчает» цепочку социального функционирования всей сферы культуры и непосредственно реализует (либо не реализует или реализует недостаточно, некачественно, негативно) воздействие культуры на людей, ее социальные функции:

- обеспечение развития ассортимента (разнообразия), количества и качества предоставляемых населению культурных услуг и культурных ценностей, их реальной доступности, востребованности и духовно-психологического воздействия на людей;

- развитие системы областного и муниципального управления достижением желаемых результатов развития данной сферы. Критерии оценки: число видов (жанров) предлагаемых учреждением (сетью) культурных услуг; количество и качество конкретных публичных культурных событий, их регулярность (частота проведения в единицу времени) и число зрителей; сила воздействия: аншлаги, устные и письменные отклики зрителей, повторение по их просьбе, приглашение на другие площадки, резонанс в СМИ, существование зрительских объединений друзей-волонтеров учреждения и/или проекта.

Подчеркнем: каждый из названных компонентов результативности сферы распространения и потребления культуры необходим и важен и ни один не должен быть упущен учреждением и политикой управляющего органа культуры. И только все вместе они могут обеспечить эффективное функционирование сферы культуры: рост культурного уровня людей, их духовную удовлетворенность и самореализацию, гордое сознание своей идентичности: принадлежности к своей стране и малой родине, российской нации и этносу, их истории и культуре; стимулы лучше (более творчески, содержательно и гармонично) жить и работать, саморазвиваться; гармонизацию психологической атмосферы и человеческих отношений в обществе.

Отдельный аспект развития и управления им – экономическая эффективность всех функциональных сфер. Рыночная реальность узаконивает императив прибыльности, стремление к получению максимально возможной коммерческой выгоды, что должно стать – как внутреннее требование и стремление – нормой всех руководителей и работников учреждений культуры, особенно, естественно, автономных. Сказанное, однако, не означает возможность прибыльности всякого культурного события или проекта (событийного комплекса), но непременно и обязательно предполагает стремление к оптимизации затрат, оправданной минимизации издержек, жизнь «по средствам» - при успешном, тем не менее, выполнении своих основных культурных обязанностей. Непростая, прямо скажем, задача! Но очень важная и полезная, повышающая необходимость креативного отношения к делу: поиска нетривиальных подходов, неожиданных источников, ресурсов, способов и партнеров, помогающих решению проблем/задач. Когда не хватает средств на новую технику, их отсутствие должно компенсироваться освоением, например, новых форм организации труда и деловых отношений, новых социокультурных технологий, новых личностных знаний и умений (профессионального мастерства) и - главный, решающий ресурс – более интенсивными трудовыми усилиями. Все это ведет не только к большей социокультурной, но и экономической эффективности культурной деятельности (так, талантливая игра актеров в спектакле или яркие сценические решения режиссера, подчас, дают не меньший художественный успех и коммерческий эффект, чем дорогостоящие сценические чудеса чисто технической природы (пример – «бедный театр» Николая Коляды). Но это – тема следующего раздела Концепции.