Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 14 из 28)

Б. Работа с субъектами-потребителями культурных ценностей. Тут мы продолжаем сказанное ранее о необходимости, но недостаточности «парадигмы услуг». Развивая способы удовлетворения актуальных культурных потребностей населения, повышая доступность культурных услуг, нужно видеть стратегическую цель – в том числе и самой доступности - в приобщении людей разных социальных категорий к ценностям «большой культуры», в их личностном культурном развитии, как в плане восприятия культуры, так и ее созидания. Дальше скажем о детях, но тут хочется подчеркнуть важность стимулирования реализации творческих склонностей взрослых: форм их самодеятельности и обучению творчеству. Стоит изучить опыт других стран, например, Германии, где взрослые, подчас пожилые люди учатся в музыкальной школе наравне с детьми: там популярна и престижна игра на музыкальных инструментах, самодеятельное ансамблевое музицирование.

Воспитание публики сегодня приобретает самостоятельное и исключительное значение. Сегодня под влиянием целого ряда негативных факторов: общего падения уровня культуры, связанного с цивилизационным сдвигом, молодостью нового общества, а также в результате снижения качества общего образования (прежде всего, уменьшением его гуманитарно-культурной составляющей), засилья массовой (по определению доступной) культуры и экономических проблем, особенно в провинции, некоторые культурные способности и потребности не воспроизводятся (не формируются в процессе социализации детей и молодежи) или воспроизводятся в крайне «усеченных» (поверхностных, примитивных, односторонних, ориентированных на легкое потребление) вариантах, а у взрослых утрачиваются. Отсюда, невосприимчивость многих, в особенности, молодых людей к классическому и современному искусству, снижение молодежной посещаемости культурных событий и ценностных требований, некачественное (поверхностное, «статусное», «тусовочное») культурное потребление в режиме развлечения. Симптоматика, опасная для духовного уровня (и, можно сказать, духовного здоровья) нации, ее продуктивной дееспособности. Известный оперный режиссер Георгий Исаакян с грустью констатировал: «битву с массовой культурой мы проиграли». По мнению многих ученых и педагогов, в сложной социокультурной ситуации переходного периода, торжества общества потребления и масскульта мы – вместе с высокой культурой - потеряли несколько подрастающих поколений россиян, особенно живущих вдали от культурных центров.

Отсюда специальная и остро актуальная задача всей сферы культуры и культурной политики: систематическая целенаправленная «обработка» детской и юношеской аудитории: ее особое «внушающее» информирование, пробуждение интереса, «обольщение» культурой, привлечение к качественным культурным событиям и ценностям, общение на понятном для нее языке, учет ее социально-психологических особенностей, просветительское и воспитательное воздействие на нее: формирование верных культурных представлений и серьезных ценностных ориентаций, способностей и потребностей восприятия и творчества культурных ценностей. К этому надо добавить формирование высокого престижа культуры, всех ее сфер и достижений в общественном и индивидуальном сознании, использование арсенала PR и рекламы для «продвижения» культуры и приобщения детей и взрослых к культурному потреблению и творчеству. И вот, что следует подчеркнуть: речь идет отнюдь не только о тех, кто учится в ДШИ, спецколледжах, художественных училищах и вузах. Объект воспитательной заботы и работы – все учащиеся, рабочая молодежь и так называемая неблагополучная. И касается задача приобщения к культуре и воспитания культурных компетенций отнюдь не только учреждений художественного образования, к чему иногда склонны сводить дело, но и театров, концертных организаций, музеев, галерей, выставок, библиотек и культурно-досуговых учреждений. Дела хватит всем. Работа с детьми и молодежью должна стать особо значимым специальным направлением работы всех управлений и учреждений культуры и быть поддержанной общеобразовательной школой, институтами гражданского общества, социальной рекламой, интернет-ресурсами и (в идеале) СМИ. До 2015 года у каждого учреждения культуры в обязательном и административно контролируемом порядке должна появиться программа работы с детской и молодежной аудиторией. И, конечно, пора уже объединить усилия руководства сфер культуры и образования в деле приобщения подрастающих поколений к культурному наследию и высокому искусству. А консолидировать все эти усилия концептуально, организационно и финансово могла бы предлагаемая нами особая подпрограмма (специально выделенный раздел) уже принятой на 2011 – 2015 гг. ОЦП: «Культура – будущему» - с подключением к ней соответствующих муниципальных программ.

В. Будущие субъекты культурной деятельности. Явно просматривается две основные составляющие направления: отбор и возделывание будущих творцов искусства и пополнение и развитие кадрового резерва субъектов-специалистов других культурных профессий. Забота о молодых художественных дарованиях, тем более – особо одаренных, одна из наиболее тонких задач управления культурой и учреждений образования всех уровней (школа, учреждение СПО, вуз). Успехи не должны успокаивать и обольщать. Очевидно, что в нашей области: 1) часть одаренных детей не выявляются своевременно или вообще остаются незамеченными и в результате в них, по выражению Сент-Экзюпери, «умирает Моцарт»; 2) часть выявленных юных дарований не могут развить их в силу бедности родителей или плохих условий жизни и учебы в своем учебном заведении (проблемы общежитий, питания, здоровья, соблюдения нормального режима труда и отдыха); 3) еще одна часть благополучно проходит весь положенный путь, но не становится большим музыкантом, артистом, живописцем – в силу недостаточной компетентности педагога, нерешенных проблем технического и духовного порядка, творческого и педагогического провинциализма (об одаренности самих педагогов не говорим – это редчайшие и уникальные явления, не поддающиеся, увы, репродукции даже при целенаправленном обучении у них). А часть одаренных ребят регулярно уезжают доучиваться в столичные вузы – чтобы уже никогда не вернуться назад. Все названные проблемы плюс проблемы художественной педагогики, педагогики талантов должны решаться непосредственно в учебных заведениях, но при особой материальной и организационной поддержке Минкультуры и туризма и муниципальных управлений. Интересной представляется идея Министерства о создании банка данных молодых дарований. На наш взгляд, его было бы уместно связать с мониторингом судьбы этих дарований: от их «открытия» и прогнозов-надежд через ступеньки овладения искусством к итоговому результату: что из кого, в конце концов, получилось/не получилось. Реальный был бы показатель эффективности художественно-педагогической работы. Словом, молодые таланты - это важнейшая часть предложенной выше подпрограммы «Культура – будущему», все аспекты которой было бы полезно в течение 2012-13 годов свести воедино в комплексной министерской программе поиска, поддержки и мониторинга роста молодых дарований.

Что же касается не слишком популярных ныне профессий «работников культуры»: музейных, библиотечных, клубных и, может быть особенно, художественно-вспомогательных (гримеры, осветители, машинисты сцены, мастера по ремонту музыкальных инструментов, реставраторы), то и тут пора отнестись к их растущему дефициту всерьез. Имеем в виду и работу со студентами гуманитарных специальностей вузов и культпросветучреждений СПО, с добровольными помощниками из числа постоянных клиентов учреждений культуры – для их привлечения к профессиональной деятельности, и организацию специального обучения по дефицитным специальностям (в рамках учебных заведений искусства и культуры или специально открытых курсов). Общая активизация деятельности таких учреждений, как музеи и библиотеки, расширение их функций и креативная роль в близкой молодежи культурной среде также должны способствовать привлечению молодых работников.

Г. Сравнительно новые для областной культурной сферы социальные субъекты, с которыми ей необходимо и стоит иметь дело (о чем мы упомянули в конце второго раздела):

- бизнесмены и бизнес-структуры;

- субъекты гражданского общества;

- субъекты негосударственного сектора культуры.

Они могут стать помощниками и партнерами культурной отрасли, но для этого должны быть осознаны в своей потенциальной культурной роли и также стать предметом целенаправленной политики на всех управленческих уровнях отрасли от учреждений до областного министерства.

1) Об отношениях с бизнесом. Как всем хорошо известно, больших и массовых личных склонностей к меценатству российский бизнес не проявил. В отдельных случаях, включая нашу область, его к этому склонял «административный ресурс». Но ведь и у него есть ограничения возможностей и желаний влиять и принуждать, так что и на этой основе широкое распространение благотворительность у нас вряд ли получит. В стране отсутствует решающее основание-стимул для меценатства и спонсорства: законодательство, узаконивающее и поощряющее определенными бонусами и льготами финансовую и иную материальную поддержку искусства и культуры. Но деньги, связи, даже, возможно, опыт и энергия бизнесменов и фирм необходимы культурной сфере. Нужно искать ключи к сердцу и разуму бизнесменов, работать над их привлечением к культуре, ростом интереса к ней и установлением стабильных и продуктивных партнерских отношений с бизнесом. Правда, при нынешнем уровне культуры большинства наших бизнесменов на «чистую» (бескорыстную) благотворительность, похоже, рассчитывать не приходится. Но ведь это только усиливает необходимость специальных и постоянных усилий, превращения работы с бизнесом в значимое направление культурной политики на всех управленческих уровнях и деятельности самих учреждений; важно понимать, что систематичность работы не только позволит добиться конкретных материальных результатов, но и создаст очень важный «воспитательный» эффект приучения-приручения предпринимателей, формирования у них привычки к партнерству с культурой, чувство личной причастности к ее проблемам и гордости за ее достижения и успехи. Основные возможные направления работы с бизнес-структурами на всех уровнях отрасли: