Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 18 из 28)

- повсеместное освоение данных технологий и обучение им руководителей и работников; организация распространения и усвоения мирового и собственного опыта их применения;

- создание и реализация социально-технологических программ (PR, реклама, брендинг, имиджелогия) на всех организационных уровнях отрасли; обратим также внимание на необходимость единства и координации этой программы как, по сути, программы привлечения и «приручения» людей к культурному потреблению с работой (программой) по воспитанию настоящих и будущих потребителей культурных ценностей;

- выделение специальных людей (создание специальных служб, отделов) для реализации данных программ и, что не менее важно, включение в эту работу всего коллектива учреждений, формирование у сотрудников клиентоориентированного, PR-, рекламо- и имиджеориентированного сознания;

- включение в систему оценочных показателей работы учреждения наличия программы социального продвижения и количества, качества и эффективности проведенных мероприятий и кампаний.

Эту работу необходимо повсеместно осуществить в 2012 – 2015 годах.

Отдельно следует сказать о работе по «продвижению» самой Свердловской области, ее отдельных территорий. Широкое распространение информации о любом качественном культурном событии работает на имидж(и) области. Но особое имиджевое значение имеют масштабные культурные события, где происходит встреча представителей различных культур и культурных территорий с участием субъектов и продуктов культуры нашей области. Поэтому так важна организация выезда наших «культуртрегеров» в российские столицы, крупные российские города и за рубеж и «ответные визиты» деятелей культуры и культурных ценностей из этих мест к нам. Здесь тоже важно не только качество, но и количество, и регулярность событий. В то же время каждое такое событие весьма затратно, и очень полезная, даже объективно необходимая в данном случае культурная «избыточность» вряд ли в ближайшие годы будет области по карману. С учетом сказанного кажется оправданным и разумным создание специальной подпрограммы ОЦП «Развитие культуры Свердловской области»: «Культура Свердловской области в России и мире», которая сможет аккумулировать и оптимально (для наших возможностей) соединить идеологию, технологию и доступные финансовые ресурсы для проведения названного типа культурных акций и укрепления имиджа области. Впрочем, это уже тема следующего раздела Концепции.

VII. Приоритетные направления развития культуры Свердловской области на период до 2020 года и механизмы их реализации /в среднесрочной и долгосрочной перспективах/

В этом разделе мы сосредоточимся на наиболее важных, на наш взгляд, для развития культуры в Свердловской области и потому также нуждающихся в развитии направлениях функционирования ее культурной сферы. Традиционных и новых. На ближайшие три года (до 2015) и до 2020 года. С учетом программно-целевой, проектной идеологии в парадигме управления результатами выделенные приоритетные направления организуются и обеспечиваются (финансируются) целевыми областными (в частности, ОЦП «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011-2015 годы) и муниципальными программами развития культуры и входящими в них подпрограммами как, фактически, системными долговременными проектами.

Вынужденная в силу ограниченности своих финансовых и иных возможностей ограничивать и свои «аппетиты», культурная сфера должна с минимальными потерями для целей развития системы в целом разрешить противоречие между системностью культуры, необходимостью развивать все ее стороны – и необходимостью же реалистически выбрать возможное, т.е. чем-то добровольно ограничиться. Что же выбрать? 1) То, что питает культуру и, через нее, содержание и качество жизни общества и личности, обеспечивает выполнение ее жизненно важных функций (а это, напомним, главный пункт, ключевое основание для всех расчетов и оценок); 2) То, что обеспечивает историческую целостность общества, нации и национально-культурную идентичность людей, обеспечивает их самосохранение, не давая раствориться в других, перестать быть самими собой - это важнейшая функция культуры; 3)То, что, динамично развиваясь, становится источником новых возможностей, объективным условием и локомотивом развития всей системы; 4)То, без чего у культуры нет будущего: ее будущие субъекты-творцы; 5) То, что делает плоды деятельности творцов достоянием населения всей области, тем самым, обеспечивая необходимую для социального влияния культуры ее доступность и преодолевая опасное во многих отношениях социально-территориальное неравенство в сфере культуры; 6) То, без чего нашу область не будут знать и уважать в окружающем мире. А применяемые программно-целевые подходы, конкурсно-грантовая система назначения финансовой поддержки обеспечат выбор лучших проектных вариантов приоритетных направлений. Об идеологии результативности, ее основных критериях см. выше.

Итак, что питает культуру? Производство культурных ценностей, художественных, прежде всего. Творчество, создающее не только новые ценности, но и новые способы деятельности, новые пути развития и новые способности, культивирующее сам творческий дух нации. Отсюда, предлагаемые подпрограммы развития художественного и культурно-ценностного производства на уровне области (по 2015 год – как составная часть уже названной ОЦП «Развитие культуры в Свердловской области», а потом – в рамках новых, планируемых на 2016-2020 годы ОЦП), а также муниципальных целевых культурных программ.

1. Развитие традиционных искусств. Подпрограмма включает финансирование (в форме госзаданий, госзаказов и предоставляемых на конкурсной основе грантов и стипендий) социально значимых долгосрочных (например, фестивалей искусств, создания новых учреждений культуры, периодических изданий и т.п.) и конкретных («одноразовых») творческих проектов (театральных, концертных и кинопостановок, изданий конкретных названий, создания конкретных картин, скульптур, выставок), в том числе на условиях партнерства и софинансирования. Поддержку в данной программе смогут получать не только профессиональные институции и субъекты, но и значимые в культурном отношении любительские, самодеятельные институции и проекты или «маргинальные» проекты с участием профессионалов и любителей (такие, например, как проект центра «Камертон» Уральская молодежная летняя академия джаза (УМЛАД), конкурс им. Л.Л.Христиансена, проводимый отделением народного хорового и сольного пения музучилища им. П.И.Чайковского или фестивали «Скрипка-бродяга» отца и сына Усминских с Графом Муржой и «АгроРок» энтузиаста Ивана Анисимова в деревне Мартынова).

Напомним, что «обязательное» финансирование также предлагается подчинить логике управления результатами, уйти от «абстрактного», бесцельного субсидирования, связав его с количеством и качеством «продукта», его духовным и инновационным воздействием, размером охваченной аудитории. Только такая «унификация» способна динамизировать профессиональную творческую среду, интенсифицировать и поднять качество творческих процессов.

Это направление является постоянным и центральным в деятельности министерства культуры и туризма и должно таким оставаться и впредь – на весь период до 2020 года. Его только нужно оформить и организовать в соответствии с программно-целевым и проектным подходами в системе идеологии управления результатами. Важнейшей основой направления должны остаться гранты Губернатора Свердловской области для осуществления творческих проектов в театральном искусстве, концертной деятельности и издательском деле.

2. Актуальное искусство, творческие индустрии и креативные технологии. Замысел этой подпрограммы, предположительно включающей несколько перспективных областей культурной деятельности (еще более конкретных подпрограмм), требует более подробных пояснений.

Подпрограмма поддержки развития актуального искусства. Уже говорилось об отставании культурной сферы области в развитии и распространении новейших видов и способов художественного творчества и отсутствии продуманной культурной политики на этот счет. Программа призвана компенсировать эти пробелы, негативно влияющие и на имидж Свердловской области и ее культуры. Новейшее искусство - так называемые арт-практики (перформансы и т.п.) и арт-объекты (инсталляции, энвиронменты и т.п.) - вызывает неоднозначное отношение, а большинству населения непонятно, прежде всего, потому что незнакомо. Оно, однако, уже доказало свой креативный ресурс (например, способность дать новый неожиданный взгляд на хорошо знакомые и примелькавшиеся явления), внесло заметную свежую ноту в облик многих городов и интерьеров во всем мире, показало художественный потенциал информационно-компьютерных технологий, наконец, стало характерным языком и символом современности. Предлагаемая подпрограмма будет оказывать господдержку творчеству современных авангардных художников всех видов (пространственные искусства, театр, танец, перформативные практики, музыка) и направлений («официально» авангардным, трэшевым, альтернативным: стрит-арт и клуб-арт), а также организации выставок и фестивалей актуального искусства, реализации его креативного потенциала в модернизации облика наших городов, приобщению к нему населения, особенно молодежи и детей. Представляется желательным специальное финансирование (в рамках новых ОЦП на 2016-2020 годы) в виде грантов Губернатора и/или министерства культуры и туризма творческих проектов актуального искусства.