Мировой опыт также свидетельствует, что в условиях постиндустриального общества развитие так называемых культурных, или креативных, индустрий (искусство, дизайн, художественные ремесла, компьютерное творчество, организация праздников и фестивалей и т.д.), создаваемые ими продукты и услуги способны давать серьезный социально-экономический эффект: создавать рабочие места, стимулировать развитие торговли и туризма. Так, в Англии они привели к возрождению переживавших многолетнюю депрессию старых индустриальных городов (Манчестер, Бирмингем).
Еще одна важная «новая» функция культуры: ценности нашего национального (как и мирового) культурного наследия, высокое, имеющее подлинную художественно-духовную ценность искусство противостоят псевдохудожественному ширпотребу – всякого рода «попсе», обильно льющейся сегодня на сознание взрослых и, что еще хуже, детей с экранов телевизоров, с низкопробной, часто непрофессиональной поп-эстрады, с рынка во всех отношениях дешевых аудио- и видеозаписей. В условиях полного отсутствия высокой культуры или возможностей приобщиться к ней эта массовая продукция низкого качества все же «меньшее зло», чем уже названная пустота и скука бедной и серой повседневности. Но надо понимать, что эта «массовая культура», оглупляющая и уродующая сознание россиян, в своей распространенности и доступности ненамного менее опасна и нетерпима, чем пустота и скука. Ведь она производит примитивных и духовно бедных, точнее – бездуховно-пассивных потребителей. А для всесторонней модернизации, в которой нуждается Россия, необходимы, наоборот, социально активные, внутренне богатые, творчески мыслящие и чувствующие, словом, по-настоящему культурные люди.
Их-то и может (и должна) помочь сформировать, наряду с реализацией всех других своих социальных функций, сфера культуры, целенаправленно организованная и управляемая осмысленной и адекватной требованиям реальности культурной политикой областной и муниципальной власти.
Наконец, в современном мире – мире глобальных экономических, политических и культурных отношений, мире все более напряженной конкуренции во всех сферах и, соответственно, борьбы за конкурентные преимущества возрастает роль имиджа как инструмента конкуренции и факторов, формирующих позитивный имидж. Культура, ее творческие достижения – во всем мире признанный, сильный имиджепорождающий фактор. Его сила – в обаянии и притягательности, в обещании встречи с великим прошлым, с талантом, творчеством, красотой, богатством восприятия и переживания мира, духовной свободой. Страны и города с великой древней культурой и современным новаторским искусством самые туристически посещаемые (Италия, Франция, Китай; Париж, Нью-Йорк, Барселона). Особенно следует подчеркнуть важность не только международного, но и «внутреннего», патриотического культурного имиджа. Одних он заставляет гордиться своей территорией, дорожить жизнью здесь и стремиться сделать ее лучше, других – заинтересоваться, познакомиться, увлечься, захотеть поселиться и вложить свой труд и свои деньги (российские руки и деньги нашей области нужны не меньше, чем иностранные).
Понимание социальных функций сферы культуры, специфического содержания и значения каждой имеет принципиальное значение и является основополагающим для настоящей Концепции. Ведь из уже сказанного следует, что именно максимальная реализация социальных функций культуры является основной целью культурной деятельности и культурной политики. А реальная степень выполнения (реализации) этих функций и ее обеспечения через развитие отрасли выступают основными критериями оценки эффективности культурной деятельности (деятельности всей культурной отрасли, ее конкретных учреждений и начинаний) и управленчески регулирующей ее культурной политики.
В целом же целями и задачами политики областной власти (в лице министерства культуры и туризма) по совершенствованию и развитию сферы культуры являются:
1. Обеспечение (создание и совершенствование) необходимых условий для продуктивной творческой деятельности во всех сферах отрасли: создания современных высококачественных (в идеале – мирового уровня) культурных ценностей и событий; создания и развития инновационных организационных форм (институций) и механизмов культурной деятельности; сохранения, умножения и развития содержательного, языкового и видового разнообразия культурной сферы и ее продуктов;
2. Обеспечение необходимых условий для функционирования, количественного роста и развития системы организационных форм и механизмов культурной деятельности по сохранению культурных ценностей прошлого и настоящего, их трансляции (распространению) и освоению (потреблению) населением;
3. Стимулирование и обеспечение роста социокультурной и экономической эффективности и качества всех компонентов сферы культуры; существенная интенсификация деятельности учреждений и всех субъектов культурной деятельности;
4. Повсеместное внедрение в отрасли передовых технологий организации и управления культурной деятельности и социально-производственных отношений в сфере культуры, социального продвижения культурных продуктов и их потребления;
5. Привлечение, стимулирование и поддержка новых социальных субъектов культурной деятельности и партнерских отношений в сфере культуры;
6. Создание и эффективное использование системы научного сопровождения (мониторинга, экспертного анализа, оценки, прогнозирования и проектирования) функционирования и развития сферы культуры;
7. Обучение и переподготовка руководителей и работников отрасли в контексте потребностей и процессов ее развития.
Социальные функции культуры выполняются (реализуются) в процессе функционирования сферы культуры как системы (сети) учреждений, осуществляющих культурную деятельность. Для структурирования и оформления концептуального видения развития сферы культуры будем далее исходить из того, что в целостной работе, т.е. функционировании сферы культуры можно выделить две большие функциональные задачи: продуктивную и репродуктивную. Первая, продуктивная предполагает производство разнообразных культурных ценностей. Вторая, репродуктивная реализуется через деятельность по сохранению, распространению (трансляции) и потреблению (освоению) культурных ценностей. Эти разные задачи часто совмещаются в деятельности учреждений культуры (например, в театре). Но это не отменяет самостоятельной значимости и специфики названных задач и связанных с ними проблем. К тому же и в деятельности самих учреждений, как правило, доминирует продуктивная (как в том же театре, оркестре или киностудии) или репродуктивная (как в библиотеке и музее) функциональная ипостась культуры.
Отсюда, интегральную цель культурной политики – системы управленческих действий по регулированию сферы культуры можно представить (сформулировать) как обеспечение необходимых условий, или всемерная поддержка, функционирования и развития производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей. Слова «обеспечение» и «поддержка» в данном случае означают всестороннее содействие культурной деятельности, ведущее к решению ее проблем и развитию: переводу всей системы этой деятельности и каждого ее компонента: субъектов, их отношений, ресурсов, форм, программ, процессов и продуктов на новый, более высокий уровень сложности, организованности, продуктивности, ценностного качества, доступности, социальной значимости и востребованности (способности удовлетворять культурные потребности людей).
Концепция и стремится, в конечном счете, ответить на вопрос: какой должна быть культурная политика в Свердловской области, чтобы достичь своей цели и обеспечить эффективное функционирование и развитие сферы культуры.
Свердловская область, несомненно, относится к числу наиболее развитых в культурном отношении регионов России. Здесь накоплен значительный культурный потенциал: многочисленные объекты культурного наследия, формы бытования и ценности традиционной культуры живущих на Урале этносов, развитая сеть учреждений культуры, искусства и художественного образования, квалифицированный кадровый состав специалистов и управленцев региональным культурным процессом. Главным культурным центром области является Екатеринбург, где сосредоточено большинство учреждений культуры и творческих сил. Например,16 театров (во всей области – 26)[3], 5 концертных организаций (в целом в области – 7), 13 (из 18 в области в целом) музеев и галерей пространственных искусств. Здесь работают художественные коллективы и художники, получившие всероссийское и мировое признание: Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, Коляда-театр, данс-театр «Провинциальные танцы»; Уральский академический филармонический оркестр; замечательные хоровые коллективы; писатели, поэты и драматурги А. Архипов, О. Богаев, Ю. Казарин, Н. Коляда, М.Никулина, Я. Пулинович, И. Сахновский; кинорежиссеры О. Черкасова, А. Федорченко, драматург и кинорежиссер В. Сигарев; живописец М. Брусиловский, график В. Волович и многие другие. Десятки крупных художников, работающих ныне в Москве, Петербурге и за рубежом – бывшие свердловчане. Высокий уровень екатеринбургского искусства, его способность обновляться и сохранять конкурентоспособность и после отъезда местных талантов в столицы определяется не только живыми художественными традициями, активной художественной средой (в том числе творческими союзами), но и качественно работающими учреждениями среднего и высшего специального художественного образования: Уральским музыкальным колледжем, музучилищем им. П.И. Чайковского, художественным училищем им И. Шадра, Уральской государственной консерваторией им. М.П. Мусоргского, Екатеринбургским государственным театральным институтом (сюда же надо добавить и художественно-графический факультет Нижнетагильского пединститута).