Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 20 из 28)

Подпрограмма «Работающее культурное наследие» (как часть ОЦП) могла бы включать следующие конкретные подпрограммы:

Живая жизнь классического наследия. Целевая программа поддержки классического искусства в актуальном культурном пространстве: актуализация, развитие (переосмысление) и продвижение классических произведений мирового и российского искусства (всех видов), нашей региональной классики. Поддержка ее ребрендинга, в том числе через популяризацию произведений и их творцов, обновление культурной мифологии выдающихся представителей дореволюционной интеллигенции Екатеринбурга: Д.Н. Мамина-Сибиряка, М.О. Клера и всего ОЛЕ, П.П. Бажова. Классическое наследие включает в себя и памятники религиозного содержания, и действующие культовые объекты. В этом случае можно обратиться к практике паломнического туризма, развивающегося в области.

Традиционная культура народов Урала. Целевая программа комеморизации и музеификации традиционного образа жизни на Урале, обычаев и обрядов, промыслов и ремесел, материальной бытовой культуры, одежды, кухни, фольклора «коренных» народов Урала и более поздних этносов. С использованием традиционных методов (например, актуализации и переосмысления мифологии места, времени, культуры, труда и быта, картины мира и базовых ценностей) и новейших технологий (компьютерные игры, моделирующие жизнь уральской горнозаводской деревни 16-19 вв., реконструкция традиционных культурных реалий Урала средствами кино, анимации, компьютерной графики и их художественное существование в виртуальном пространстве, там же размещенные записи музыкального фольклора и т.д., историко-культурное наполнение сайтов библиотек и музеев).

Советское наследие – наше наследство. Целевая программа комеморизации, музеификации и культурной актуализации памятников культуры и искусства советской эпохи: памятников советской архитектуры и создание в них музеев советского быта, труда, социально-политической жизни, досуга и развлечений, художественной культуры; аналогичное использование промышленной архитектуры эпохи советской индустриализации и ее осмысление с современных позиций, приспособление части неиспользуемых заводских зданий и сооружений под центры искусств и творческих индустрий, фестивалей и ярмарок, места концертов и развлечений; библиотечная актуализация и популяризация лучших произведений советской литературы, создание коллекций и выставочных экспозиций советских книг, журналов, газет, плакатов, рекламы и т.п. для историчного понимания и объемной оценки советской цивилизации, ее идеалов и реальности, триумфов и трагедий, достижений и провалов, причин ее исторического поражения. Но ведь, при всем при том, для многих наших соотечественников советская эпоха – время их становления и созревания, пора их счастливого детства и юности. И здесь вновь важны связи с индустрией туризма. Сегодня в мировой практике культурного туризма выделяют ностальгический туризм - туристские поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения – этот вид туризма может быть использован в реализации данного направления подпрограммы «Работающее культурное наследие».

Отдельно следует выделить необходимость сохранения и использования в культуре советского кинонаследия (кинофондов). Кризис отечественной киноиндустрии больно ударил по институциям кинопамяти, хранения и распространения отечественных фильмов. Практически разрушен и существует чисто номинально музей кино Свердловской киностудии (абсолютно неприспособленное помещение, технические условия хранения пленки не соблюдаются, фонды, годами любовно собиравшиеся Л.Н.Эглитом, практически недоступны для населения). Серьезно обеднел (после известных событий) фонд областного кинопроката; об утрате собрания свердловских киножурналов уже говорилось. Сегодня на основании каталога архива возможна оцифровка хотя бы части фильмов, теперь хранящихся в Московском киноархиве. Для этой цели можно попытаться привлечь средства предприятий, чья летопись отражена в летописи края. Учитывая мировой опыт сохранения и использования кинематографического наследия, мы предлагаем включить в настоящую программу создание Свердловской областной синематеки. Синематека – это художественно-культурный и медиаобразовательный проект для создания пространства актуализации произведений советского (прежде всего, но также и зарубежного) киноискусства и широкого доступа к ним всех желающих, для развития личности и удовлетворения ее культурных потребностей, для обеспечения нормальной преемственности коллективной исторической памяти, сохранения профессиональной кинокультуры. Синематека может стать альтернативной прокатной площадкой, столь необходимой при свершившемся тотальном захвате медиапространства массовой культурой. Она может вернуть в кинозал зрителя старшего возраста и, одновременно, стать местом художественного образования школьников и студентов, всех категорий молодежи, культурного общения людей. Для создания Свердловской синематеки есть предпосылки: наличие третьего по численности в стране отделения Союза кинематографистов РФ, его фонды, областной кинопрокат, коллекции студий, телеархивы, музей кино, с одной стороны, а с другой – подготовленная публика, киноклубы (вузовские, работающие на базе кинопроката и СК), постоянные зрители фестивалей кино и т.п. Упомянутое киноклубное движение, опять возрождающееся как выражение общественной потребности в качественном кино, имеет самоценное социокультурное значение в контексте обозначенных интересов и целей и также вправе рассчитывать на помощь и поддержку.

Работающее наследие: культурный туризм. Объединит в систему совместные проекты учреждений культуры и индустрии туризма по актуализации и интенсификации использования объектов культурного наследия для развития культурного туризма в области.

Ответ на следующий вопрос об основаниях выбора приоритетов – какое звено системы способно, развиваясь, «потащить» за собой все остальные и существенно повысить эффективность системы в целом? – сегодня понятен и определяется информационной революцией рубежа 20-21 веков. Потребность в освоении информационно-компьютерных технологий столь же очевидна, как и отставание в этом отношении всей областной культурной сферы. Отсюда, следующее предлагаемое приоритетное направление – областная подпрограмма и ее дочерние муниципальные аналоги. Не должно смущать, что в своем непосредственном содержании она имеет технический (а не «культурный» в нашем смысле) характер: именно оснащение современной информационной техникой и станет мощным средством прогресса областной сферы культуры.

4. Виртуальное пространство культуры Свердловской области. В настоящее время в области успешно начат и развивается проект филармонии «Виртуальный концертный зал», который в соответствии с разрабатываемой программой должен к 2015 году охватить все 92 муниципальных образования области. Этот проект не только решает собственные задачи, но и служит убедительным и побудительным образцом для других областей культурной сферы. И театры, и музеи, и библиотеки, и образовательные учреждения должны будут рано или поздно пойти по этому пути, преодолевая с помощью системы интернета, компьютерных и телекоммуникаций культурно-информационный разрыв между центрами и провинцией области, создавая доступное населению виртуальное пространство встречи с культурными событиями, приобщения к «живой» художественной и иной разнообразной (событийно-справочной, рекомендательной, просветительской, художественно-критической, дидактической, рекламной и т.д.) информации.

Однако в условиях очевидного множества задач в рамках данного направления, или, если хотите, одной большой задачи (овладения компьютерными технологиями и виртуальным интернет-пространством для целей своей деятельности), но для всех учреждений культуры, предлагаем, на наш взгляд, решение, которое создаст фундаментальную интегральную основу последующего (а где будет возможно, и параллельного) решения соответствующих задач конкретных учреждений.

Необходимо создать в самое ближайшее время (год, максимум два) мощный и хорошо обеспеченный единый интернет-портал «Культура Свердловской области». Именно сюда будет сходиться и здесь будет сосредоточена основная масса информации обо всех существенных аспектах сферы культуры: учреждениях культуры, режиме, порядке и плановом содержании их работы на каждый период (например, текущий репертуар всех театров, всех музейных и галерейных выставок), справочные материалы об этих учреждениях, аннотации и реклама всех культурных событий, сведения о планах и предстоящих проектах, о «персонажах» культурной жизни; тут будут представлены идеологические, аналитические, статистические и иные материалы Министерства культуры и туризма, важнейшие документы муниципальных управлений культуры, сведения об организационной структуре, кадровом составе и порядке их работы. Пока не возникнут свои виртуальные залы у театров и концертных организаций, здесь можно будет познакомиться с записями (или фрагментами) наиболее значительных спектаклей, концертов, а отдельные наиболее интересные художественные события воспринимать в режиме on-line, как и творческие встречи с деятелями искусства и пресс-конференции. Некоторые управленческие действия также могут осуществляться в режиме интернет-мостов. Портал также будет территорией взаимодействия (общения, обмена информацией, координации и интеграции) учреждений культуры. Наконец, через портал можно будет выйти на информационные ресурсы учреждений культуры, прежде всего, музеев и библиотек, электронные каталоги последних, например, в случае, если у библиотеки нет своего сайта. Можно организовать также – для всех учебных заведений культуры и искусства области – лекции и консультации известных специалистов, профессоров, деятелей искусства. И, конечно, задать вопросы и получить ответы руководителей сферы культуры, высказать свои замечания, предложения. Для обеспечения международных контактов и имиджевых функций необходимо дублировать (хотя бы основную) информацию на английском (в идеале – и на немецком и французском) языке.