4. В условиях оптимизации инфраструктуры культуры в Свердловской области библиотеки сталкиваются с серьезной задачей не только литературного, но и, в целом, более широкого художественного воспитания и просвещения, предоставляющего читателям/пользователям возможности виртуального посещения художественных музеев и галерей, лучших концертных и театральных сцен мира, с целью воспитания художественного вкуса и развития художественных потребностей, а также формирования чувства сопричастности с культурной жизнью области, страны и мира.
5. В связи с ростом рождаемости в перспективе 3-5 лет особенно возрастет интерес к детским библиотекам и разнообразным библиотечным услугам для молодых мам, пап и малышей, а также бабушек и дедушек. Детские библиотеки в этих условиях могут стать площадками семейного интеллектуально-игрового общения.
Особенно востребованы культурные программы для мужской части читающей аудитории. Предложив площадку для компьютерного общения или on-line состязания, библиотеки могли бы привлечь в ряды читателей тех, кто «перестал читать вовсе» или «читает только аудиокниги в автомобиле».
6. В связи с нарастающим количеством трудовых мигрантов и их семей в Свердловской области необходимо вести работу по социокультурной адаптации мигрантов к условиям проживания в Свердловской области и включения их в живой культурный процесс – обучая их русскому языку, компьютерной грамотности, предоставляя трудовым мигрантам весь комплекс информационно-библиотечного обслуживания на русском языке, а также услуг перевода и поиска электронных книг и других текстов на национальных языках.
В) Досугово-развлекательная событийная деятельность библиотек становится одной из наиболее востребованных в условиях сокращения числа сельских и городских, муниципальных и профсоюзных клубов и кино-клубов. По существу, это организация всей культурно-массовой работы с населением удаленных, экономически депрессивных территорий и моногородов области в новых экономических, информационно-технологических и социально-демографических условиях.
Вывод:
Концептуальный подход, рассматривающий в качестве главной ценности библиотечной деятельности личность читателя и библиотекаря, совместную деятельность в современных условиях, позволяет выявить и описать огромную социокультурную потребность в разнообразных видах современной библиотечной деятельности. Библиотеки, традиционно являвшиеся центрами культурной жизни, сегодня частично утратили эту роль в силу обветшалости и технологической отсталости, между тем масштаб и насущность задач, реально встающих перед библиотечным и культурным сообществом области, требует разработки и скорейшего внедрения программ социальной адаптации и интеграции областного культурного сообщества средствами информационно-библиотечного обслуживания.
Деятельность культурная – виды деятельности, относящиеся к сфере культуры и направленные на достижение ее основных целей (реализацию ее функций (это, в частности, деятельности по созданию, сохранению, распространению и освоению культурных ценностей, а также по образованию и воспитанию субъектов культуры)
Культура – присущий обществу (человеческому роду, различным человеческим общностям) и личности специфический способ воспроизводства и развития, включающий в себя различные виды человеческой деятельности и созданные ими («искусственные») программы, средства и формы их осуществления. В узком смысле (и в настоящей Концепции) – особая сфера общественной жизни (и, соответственно, социального управления), включающая производство, сохранение, распространение и потребление ценностной информации (культурных ценностей), прежде всего искусства, и реализующие эти функции институты (учреждения).
Концепция развития культуры – обобщенный системный взгляд на состояние (ресурсы, противоречия, проблемы) и перспективы, цели и способы развития сферы культуры и необходимой для этого развития культурной политики в среднесрочной и долгосрочной перспектива.
Комеморизация советской эпохи – включение элементов советской культуры в современное культурное пространство и, тем самым, в актуальную коллективную память общества.
Креативные индустрии – виды культурно-творческой деятельности, сочетающие духовно-культурные (эстетические, художественные, историко-культурные, социально-символические) цели с коммерческими и потому ориентированные на рыночное функционирование (предложение, спрос, потребление). Тесно связаны с развитием индустрии туризма, фестивальной деятельностью и другими формами массового потребления культуры.
Культурные институции – учреждения, компании, организации, создающие, сохраняющие и транслирующие культурные ценности. Социальные функции культуры реализуются в процессе функционирования сферы культуры как системы (сети) учреждений, осуществляющих культурную деятельность.
Культура сотрудничества – ценностные ориентации и способы человеческих отношений, обеспечивающие объединение людей и организаций вокруг общих целей (в данном случае - во имя развития социальной и культурной сфер), преодоление ими разделяющих их различий, в том числе ведомственной разобщенности.
Имидж – символический образ, наглядно, целостно и ценностно (как достоинства или недостатки) представляющий индивидуальные особенности человека, города, региона и т. д.
Инновационные процессы в культуре – формы деятельности, направленные на производство, закрепление и внедрение в сфере культуры новых образцов (моделей) культурной деятельности, ее технологий, организационных форм и результатов.
Институты культурные – материально-организационные формы больших сфер культурной деятельности как коллективной деятельности людей (институт образования, институт художественной культуры, институт сохранения культурного наследия), обеспечивающие единый (нормативный) порядок, координацию и кооперацию усилий субъектов культуры.
Институциональное направление развития культуры – совершенствование и развитие существующих учреждений культуры: оптимизация их организационно-управленческой структуры, механизмов саморегуляции, способности к самостоятельному решению проблем и саморазвитию, адаптации в постоянно усложняющихся условиях.
Интенсификация культурной деятельности – деятельность, направленная на повышение производительности (количества и качества) труда работников культурной сферы и учреждений культуры.
Искусство актуальное – новейшие виды и способы художественного творчества, часто объединяемые в понятие арт-практики. Искусство, возникшее и развивающееся в современной культуре и отличающееся от традиционного искусства прошлого и современности, именуемого «изящным», специфической технологией, языком, содержательностью, характером взаимодействия с публикой (например, «арт-объекты» вместо традиционных картин, символические коллективные действия – перформансы вместо привычных спектаклей).
Методология – система способов восприятия, мышления и практической деятельности, определяющих направление (цель) и строение этих деятельностей; в широком смысле – синоним обобщенно понятой «технологии».
Модернизация культуры – обновление культуры, ее освобождение от устаревших (материально и морально) элементов, устранение негативных характеристик и дефицитов, нахождение наилучших, или оптимальных в данных условиях и при данном потенциале способов ее деятельности, организации и управления ею.
Политика культурная – система целенаправленных управленческих действий по регулированию сферы культуры: обеспечение необходимых условий функционирования и развития производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей.
Потенциал культурный – системные возможности сферы культуры эффективно осуществлять ее социальные функции, создавая, сохраняя и транслируя людям культурные ценности, влияя на их отношение к миру, духовное самочувствие и образ жизни. Воплощается в предметных, организационных и человеческих (субъектных) ее компонентах (материально-техническая, организационная и кадровая «база» отрасли). Развитие культуры есть, прежде всего, развитие ее потенциала.
Проектный подход – программирование культурной деятельности на основе проектов – разработок конкретных предметных целей и планов развития соответствующей сферы, способов их достижения, времени реализации, кадровых, материально-технических и финансовых ресурсов. Сочетание бюджетной и проектной схем финансирования дает возможность развертывания креативного потенциала культуры в современных условиях.
Программно-целевой подход – организация работы сфер и направлений культуры на основе ряда утвержденных органами власти разных уровней целевых долгосрочных программ.
Рынок культуры – сфера функционирования культурных ценностей на основе игры предложения и спроса, сочетающая их духовную и экономическую ценность, символический и финансовый капитал и, соответственно, обеспечивающая возрастание того и другого, прибыльность культуры. Деятельность управления культурой в условиях ее рыночного функционирования предполагает формирование механизмов, обеспечивающих оптимальное сочетание цены и ценности культурного продукта.