Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 28 из 28)

Субъекты культурной политики – органы власти, общественные группы, социальные институты, формирующие, практически реализующие и развивающие культурную политику как управленческую деятельность в сфере культуры.

Системный подход - определяемый целостностью общества, культуры, ее отдельных учреждений и каждой личности способ управления, при котором технологии деятельности предполагают видение предмета и поля деятельности с ним как системы – сложноорганизованного целого, имеющего собственную специфику, закономерности существования и свойства, не совпадающие со свойствами образующих его частей (компонентов, элементов).

SWOT анализ сферы культуры – рассмотрение: Strengths – сильных внутренних факторов развития, Weaknesses – слабых внутренних сторон, тормозящих развитие, Opportunities – внешних возможностей, положительных в отношении процессов развития, Threats – угроз, внешних отрицательных факторов, препятствующих развитию культуры.

Функциональный подход - выделение назначения каждого компонента системы, его вклада в существование и развитие целого как его сущности, причины. Соответственно поддержка любой части со стороны целого, всякого рода инвестиции в нее должны определяться необходимостями (потребностями) целого и реальным вкладом, эффективностью, т.е. функциональной результативностью работы части по отношению к целому.

Управление результатами – управленческий подход к любым самостоятельным подсистемам и компонентам культурной сферы, требующий увязывать количество и качество государственных инвестиций и других форм господдержки с реальной значимостью, или системной эффективностью результатов их деятельности. Результативность деятельности (количество, ассортимент, качество, востребованность, доступность и, наконец, общественно значимое воздействие ее результатов) является основанием для оказания государственной (муниципальной) материальной и нематериальной поддержки учреждениям и начинаниям в культурной сфере (в данном случае).


И в заключение. Огромный культурный потенциал Свердловской области, укорененный во многих наших земляках дух культуры и их творческие дарования не только дают основания, но и подталкивают к постановке весьма амбициозных целей – как в масштабе конкретного учреждения культуры (творческого коллектива), так и всей сферы культуры. Если учесть, что эти цели, как и сама культура, - во благо всей Свердловской области, каждой ее территории и каждому ее жителю, что они и помогают практическому, материальному развитию области, и, что не менее важно, открывают заслуживающим этого людям высшие человеческие ценности, вдохновляющие горизонты, возможности и смыслы высшего существования и счастья – разве это не достаточные основания, чтобы, несмотря на все дефициты и преграды, все же упорно пытаться идти к этим целям, совместно работать ради их достижения? Уверены, что это так.

Авторский коллектив: Закс Л.А., доктор философских наук, профессор (руководитель авторского коллектива); Гудова М.Ю., кандидат философских наук, доцент; Лисовец И.М., кандидат философских наук, доцент; Немченко Л.М., кандидат философских наук, доцент; Шуклина Е.А., доктор социологических наук, профессор.


[1] Необходимо напомнить, что культура – явление, охватывающее все сферы общественной жизни, включающее всё, что создано деятельностью людей и служит в качестве программ, средств и форм их существования и развития. Исходя из этого, современная наука понимает культуру как присущий только обществу и человеку способ их самовоспроизводства и саморазвития. Поэтому она много шире принятого в социальном управлении ведомственного представления о культуре как особой сфере общества. Последняя – только часть универсальной системы культуры, но часть, конечно же, весьма масштабная и существенная в своей общественной роли, без нее нормальное существование общества и человека также невозможно. Она охватывает, прежде всего, художественную культуру, а также учреждения и деятельность, обеспечивающие сохранение, трансляцию и освоение (потребление) обществом и каждым человеком культурных ценностей прошлого («культурное наследие») и настоящего. Далее в Концепции «культура» берется именно в этом объеме и значении.

[2] Представленный в Концепции анализ состояния культурной сферы Свердловской области базируется на аналитических материалах и официальных документах областного Министерства культуры и туризма, в том числе на тексте областной целевой программы (ОЦП) «Развитие культуры в Свердловской области» на 2011 – 2015 годы).

[3] Данные Екатеринбургского отделения СТД РФ

[4] Данные взяты из «Российской газеты» - Экономика УрФО № 5339.

[5] Имея в виду ситуацию общего и хронического дефицита бюджетного финансирования, в этом разделе приводятся и суммарные сведения по данному вопросу.

[6] Мы исходим из признания: а) социальной значимости двух функциональных целей художественного образования и воспитания: формирования, «возделывания» субъектов художественного творчества и субъектов художественного восприятия; б) необходимости выполнения художественно-формирующих и шире – духовно-творчески-формирующих функций всеми учреждениями культуры и образовательными учреждениями.

[7] Тем или иным влиянием на позитивный (или негативный) имидж обладают все публичные формы и субъекты культурного производства, обмена (коммуникаций) и потребления. Мы выделяем только наиболее и непосредственно «имиджезначимые». При этом сам имидж, как говорилось ранее, должен рассматриваться и, соответственно, обеспечиваться в трех своих ипостасях, или модификациях: международный, российский и «внутренний», воздействующий на самих жителей области.

[8] Предложения Центра стратегического планирования «Стратегия 2020» [http: //twitter.com/search?q=%23strategy2020]

* Очевидно сходство с критериями «качества».

** Узнается из опросного листа клиента

*** Это все – предмет мониторинга учреждения, заинтересованного в верном представлении об эффективности своей работы.