Смекни!
smekni.com

Концепция развития культуры в свердловской области (2012 2020 гг.) (стр. 7 из 28)

- откровенно слабым местом управления областной культурой представляется отсутствие должного информационного обеспечения. Во-первых, систематического мониторинга всех значимых аспектов и элементов функционирующей сферы культуры. Во-вторых, ее научного анализа, оценки, прогнозирования и проектирования;

- в свете мирового опыта функционирования культуры (в том числе и массовой) в условиях множества видов конкуренции бросается в глаза дефицит маркетинговых технологий, PR и рекламы в деятельности Министерства культуры и туризма и муниципальных управлений культуры, а также управленческого нормативного внедрения этих технологий в деятельность подконтрольных им учреждений культуры;

- замечание из разряда пока только «желаемого», назовем его ограниченностью «социальной оптики». Культура – феномен, как известно, социально универсальный. Но, одновременно, и весьма разнородный, дифференцированный в соответствии с многоплановой дифференциацией самого социума (и в этом, между прочим, ее жизненность и сила). Областная культурная политика эту реальность пока учитывает далеко не в полной мере. Она работает, в основном, с очевидными территориальными культурными различиями: центр/периферия; крупные города/ малые города и села. Еще одна значимая для нее социокультурная категория – дети (вообще подрастающее поколение). В идеале же и собственные, сущностные, и экономические цели отрасли требуют учета большего числа социокультурных различий ее адресатов (а порой и творцов): экономических, социально-статусных, гендерных, возрастных, образовательных, профессиональных. Что, кроме прочего, предполагает социолого-культурологическое изучение аудиторий культурной сферы (ее потребностей, ценностных ориентаций, жизненных стратегий и стилей, смысловых полей сознания, настроений);

- не менее «идеальным» и сложным для осуществления, но совершенно необходимым требованием современной культурной политики является недостаточно применяемый пока системный подход. Он определяется системностью общества, культуры, ее отдельных учреждений, системной целостностью каждой личности. Соответственно, и развитие культуры есть системный процесс, осуществление и результативность (качество и значимость) которого - а он может получиться всесторонним или «однобоким», прогрессивным, т.е. ведущим к более высокому уровню, или регрессивным - во многом будет определяться адекватностью (системностью) технологии его регулирования.

Выраженные в негативной форме «необходимого, но недостающего», требования к культурной политике неизбежно придется повторить в форме позитивной при изложении видения направлений и способов осуществления развития культурной сферы в Свердловской области.

III. Основные проблемы сферы культуры Свердловской области

Анализ состояния областной сферы культуры и культурной политики уже, фактически, выявил целый ряд проблем разного уровня и масштаба. Здесь же нам нужно свести их воедино, взглянув на состояние и проблемы культурной отрасли обобщенно-целостно и выделив во множестве проблем ключевые и, так сказать, сквозные. Не стоит удивляться тому, что в ряде случаев формулировки проблем могут совпадать с формулировкой целей и задач культурной сферы. На самом деле, они не могут не совпадать! Ведь любая человеческая деятельность начинается, побуждаемая какой-нибудь проблемой или несколькими. А направляется, программируется целью, достижение которой (итог деятельности) будет означать ликвидацию проблемы. В общем виде все конкретные проблемы, или проблемные ситуации, можно, думается, свести к одной: проблеме несоответствия наличных условий потребностям субъектов (личностей, социальных групп, общества в целом). Точно так же многообразие целей можно свести к одной универсальной: решению проблем(ы). Таким образом, представление о целях и задачах (само их разделение тоже, заметим, весьма условно) прямо вытекает из осмысления проблем и выражает необходимость достижения такого состояния системы (у нас - сферы культуры), когда эти проблемы устранены = решены.

Интегральная, или макропотребность общества Свердловской области в данной сфере заключается в оптимальном использовании культуры, т.е. оптимальной реализации ее социальных функций. А проблемами, соответственно, выступают те реалии культурной сферы, которые – в силу тех или иных своих свойств или, наоборот, их отсутствия – этому препятствуют. Далее под «основными проблемами» будем иметь в виду круг, или пучок, однопорядковых проблем, поскольку они не существуют изолированно и поодиночке, а взаимосвязаны. К основным для сферы культуры можно отнести следующие круги проблем:

1. Главная, определяющая большинство других, проблема нехватки финансовых средств – основное препятствие для сохранения и умножения культурного потенциала области, воспроизводства, функционирования и развития сферы культуры. Источники проблемы: ограниченные возможности бюджетов области и муниципальных образований и рецидивы финансирования культуры по остаточному принципу вследствие непонимания ее первостепенной социальной значимости; неразвитость или отсутствие других источников (механизмов) финансирования.

2. Проблемы материально-технической базы производства, сохранения, распространения и потребления культурных ценностей, ее несоответствия указанным функциональным целям: старение имеющихся зданий, оборудования, транспортных средств и особенно их количественная и качественная недостаточность, необходимость новых современных зданий, техники и технологий. Особенно остро ощущается дефицит современной компьютерной техники, программного обеспечения и коммуникаций, без которых невозможны современные виды творчества и культурных услуг. Источник проблем: дефицит денежных средств; возможно, не всегда бережное отношение и рациональное использование; недостаточная квалификация персонала.

3. Проблемы кадров (руководителей и работников) учреждений культуры: их старение, отток; общая культура, профессиональные способности, квалификация и самосознание, отношение к делу и производительность труда; дефицит кадров в отдельных территориях и учреждениях; дефицит современных кадров: владеющих идеологией современной культуры, передовыми технологиями (профессиональными, информационными, экономическими и социальными), компьютерной и оргтехникой, инициативно и инновационно мыслящими. Источник проблем: низкая заработная плата (особенно отдельных категорий работников, например, библиотечных), слабая социальная защищенность и утрата социально-экономического престижа/привлекательности сферы в целом и отдельных профессий; профессиональные традиции, ценностные стереотипы и ментальные привычки советского периода; недостаточность и/или неэффективность механизмов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров.

4. Проблемы функциональной инфраструктуры культурной сферы, ее количественных и качественных характеристик: закрытие и/или отсутствие учреждений культуры в ряде населенных пунктов (малых городов и сел), дефицит посадочных мест и трудности доставки потребителей из отдаленных территорий к местам потребления; неразвитость и необеспеченность форм нестационарного культурного обслуживания населения и гастрольной деятельности художественных коллективов; недостаточность и затрудненность институционального развития (новообразований) различных организационно-правовых форм; неразвитость форм институционального взаимодействия и сотрудничества (партнерства) в рамках отрасли и на межотраслевом уровне. Источники проблем: ограниченность финансовых возможностей отрасли, особенно на муниципальном уровне; большая протяженность территории области и низкая плотность населения в областной провинции; затратность (экономическая неэффективность) ряда учреждений, в том числе культурно-досуговых; недостаточность и/или отсутствие координации и интеграции усилий органов управления культурой области и муниципалитетов и между муниципалитетами; ведомственные барьеры и неразвитость межведомственного сотрудничества; устаревшие формы организации культурной деятельности и производственных отношений в учреждениях культуры; несовершенство и неполнота законодательства о культуре и частном предпринимательстве в культурной сфере; дефицит институциональной политики и институционального творчества; непродуманность и невыстроенность (а, возможно, и отсутствие) культурной стратегии для отдаленных районов, малых городов и сел области.

5. Творческие проблемы культурного производства: неравномерность развития различных видов культурного и художественного творчества, слабое развитие некоторых современных видов, жанров и направлений искусства, дефицит современной, в том числе екатеринбургской, драматургии и музыки в репертуаре наших театров и музыкальных исполнителей; ограниченный характер кинопроизводства (в особенности игровых и анимационных фильмов); несоответствие художественного качества (ценности) отдельных произведений искусства и творческого уровня отдельных учреждений культуры уровню мировых критериев и достижений, а также собственному культурному потенциалу как в содержательном (глубина, сложность и убедительность осмысления жизни и ценностно-мировоззренческого отношения к ней, утверждения и защиты ее гуманистических начал), так и в формально-языковом отношении; слабый уровень овладения и отставание от современного мирового художественного опыта, дефицит новаторских поисков в традиционных искусствах, низкое качество актуализации традиций народного искусства и их творческого освоения. Источники проблем: отсутствие финансовой и организационной господдержки новых искусств, конкретных произведений и институций; недостаточное финансирование и, отсюда, ограниченность современных технико-технологических возможностей творческих учреждений; отсутствие материальных возможностей для приобщения деятелей и менеджеров искусства к мировому художественному процессу, недостаточный уровень их духовной и художественной культуры, профессиональных компетенций, а, подчас, и творческих способностей; отсутствие необходимых персональных условий, материальных и моральных стимулов (стимулирования) творчества и больших творческих амбиций; недостаточная работа с деятелями искусства по проблематике творчества и культуры в творческих союзах, снижение профессионального уровня, активности и влияния художественной критики, дефицит общественного внимания к художественному творчеству, форм его проявления.