РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ
(2012 – 2020 гг.)
ЕКАТЕРИНБУРГ
2011
СОДЕРЖАНИЕ
II. Состояние культурной сферы Свердловской области и областной культурной политики. 9
III. Основные проблемы сферы культуры Свердловской области. 23
VIII. Прогноз основных результатов реализации Концепции. 77
IX. Показатели эффективности реализации Концепции. 81
Приложение 1 Ресурсы развития музейной сферы Свердловской области. 89
Приложение 2 Основные направления развития библиотек Свердловской области до 2020 года 93
Словарь основных терминов Концепции. 95
Целью настоящей Концепции развития культуры в Свердловской области на 2012-2020 гг. (далее – Концепция) является осмысление потенциала и общественных потребностей, противоречий и проблем, возможных направлений и перспектив развития культурной сферы Свердловской области до 2020 года и необходимой для оптимизации функционирования и развития отрасли культурной политики областной и муниципальной власти. Соответственно, задачами Концепции является анализ, оценка, прогнозирование и проектирование как всей системы, так и отдельных предметных (конкретные сферы, формы и механизмы) компонентов областной культурной сферы и культурной политики, рассмотренных в перспективе их совершенствования и развития. Представление о конкретных задачах и, соответственно, составляющих Концепции дает ее Содержание (см. с.2).
В своих аналитических выводах, оценках и идеях Концепция опирается на законодательство РФ и Свердловской области, а также на такие программные для развития культуры России и Свердловской области документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года; Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года; Стратегия развития информационного общества в РФ; Концепция развития библиотечного дела в РФ до 2015; Концепция долгосрочного развития театрального дела в РФ на период до 2020 года; проект Федерального Закона «О культуре в РФ»; Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года; Концепция государственной молодежной политики Свердловской области на период до 2020 года; областная целевая программа «Информационное общество Свердловской области» на 2011-2015 годы; областная целевая программа «Развитие культуры в Свердловской области на 2011-2015 годы».
Необходимость и актуальность Концепции определяются, с одной стороны, фундаментальной ролью культуры[1] в любом обществе, а с другой – насущными потребностями развития нашей области, невозможного без развития ее культуры, целями принятой Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на период до 2020 года. Поэтому представляется необходимым начать Концепцию с напоминания места и роли культуры в обществе вообще, в обществе современном – в особенности.
Современное развитое общество осознает культуру как важнейшее условие и содержание своей жизни и прогресса, как наиболее значимую часть богатства нации и ее граждан, их бесценный в своем значении символический капитал. Отсюда, одним из важнейших критериев развитой цивилизации XXI века сегодня выступает уровень развития культуры (и, в частности, искусства), наличие масштабной и эффективно работающей инфраструктуры культурных институтов и механизмов, обеспечивающих сохранение и обогащение национального и мирового культурного наследия, создание, трансляцию и потребление растущего числа качественных культурных ценностей, плодотворный региональный, национальный и глобальный культурный обмен, духовно-творческую самореализацию людей.
Многочисленные функции культуры жизненно важны для любого общества. Но особую актуальность они приобретают в современной России, переживающей драматический, но значительнейший по влиянию на жизнь сегодняшних и последующих поколений исторический период. Период, к счастью, эволюционного и мирного, но все равно очень трудного перехода от одного типа общества и культуры к другому; по сути – период тектонического цивилизационного сдвига, затрагивающего все без исключения стороны жизни. Кризис исторически исчерпанных форм жизни и сознания (в частности, ломка и изживание советских представлений, ценностей и идеалов) драматически совмещается с необходимостью модернизации, с непростым поиском новых форм жизни и сознания. Трудно и постепенно, но в России созревает новый способ жизни и воплощающий его новый тип цивилизации. Новое историческое содержание и направленность получают и традиционные функции культуры. Напомним о них.
Прежде всего, культура – главный и универсальный способ активной адаптации общества и человека к новой социально-исторической реальности, ее созидания, совершенствования и очеловечивания. В полном смысле слова, она «строить и жить помогает». Так, создавая общие социальные представления, нормы и ценности, культура помогает совершенствовать общественные отношения, социальные институты и коллективное сознание; обеспечивает организацию (внутренний порядок), стабильность и сплоченность общества, сознание его исторической и национальной идентичности. Создавая общую для разных групп общества картину мира, включающую базовые ценности и идеалы, культура определяет единство их мироотношения, сходство ценностных ориентаций и устремлений, реакций и планов, умственных и душевных «притяжений» и «отталкиваний». Наполняя жизнь людей созданным ею содержанием, культура создает пространство духовного мира («духовности») общества и личности, возвышает их над материальной жизнью, питает их веру, любовь и надежду, придавая тем самым их жизни цель и смысл. Культура обеспечивает сохранение и передачу драгоценного опыта и достижений прошлого, органические духовные связи людей с их предшественниками, т.е. выступает коллективной памятью, основой национального самосознания. И в то же время прокладывает путь в будущее, создавая целеуказующие программы жизни и творчества больших социальных групп. Передавая свои богатства подрастающим поколениям, она обеспечивает их социализацию: превращение всякого биологически рожденного на свет человека в разумное социальное существо, его профессионально-практическое, гражданское, мировоззренческое, нравственное и эстетическое формирование. Особое значение в современной России с ее острейшей необходимостью всякого рода инноваций получает эвристическая функция культуры: ее способность развивать творческие способности людей. Так, способности нестандартного видения мира, дерзкой фантазии и парадоксального мышления пробуждает и развивает современное (и далеко не всеми понимаемое и принимаемое) искусство и близкий к нему дизайн. Все это не только позволяет каждому человеку жить в обществе и быть его субъектом, но обеспечивает как воспроизводство, так и обновление-развитие и общества, и самой культуры. Наконец, благодаря всем этим функциям сфера культуры оказывает формирующее влияние и на материально-практическую жизнь общества: его экономику и политику, материальное производство и потребление, на производительность и качество труда человека-работника, на качество созданных им вещей и услуг. Как доказано крупномасштабными международными социологическими исследованиями, экономическое и социальное развитие стран (народов) напрямую зависит от особенностей их культуры, прежде всего, принятых ценностей и норм, и от сформированной этой культурой национальной ментальности.
Но в современном мире культура получает и ряд новых функций, имеющих большое социальное значение в наших условиях. Она становится условием и средством решения насущных и острых (рождающих социальную напряженность) проблем региона, конкретных местностей. Одна из таких проблем – обеспечение соответствующих современным стандартам и потребностям образа и качества жизни рядовых жителей отдаленных от культурных центров территорий. Современному человеку в провинции так же, как и жителю столичных городов, необходим, кроме других благ культуры, и современный досуг, заполняющий его свободное время, наполняющий душу и разум людей достойной духовной пищей. Нужны развивающие и возвышающие людей развлечения и увлечения, содержательные и интересные события. Такие события не только приобщают участвующих в них людей к подлинным ценностям, но и создают праздничную атмосферу, формируют позитивное, жизнелюбивое самочувствие. Всё это – реальная альтернатива провинциальной скуке, духовной пустоте, пьянству и возникающему на этой почве отклоняющемуся (криминальному) поведению. И все это может и должна дать современная индустрия культуры – творец ярких, увлекательных и, одновременно, оставляющих глубокий позитивный след в умах и душах людей событий, становящихся не просто «информацией» или «воспитательным средством», а значимой частью их личной жизни. Такова, прежде всего, известная с древности сила большого искусства, с которой не сравнится ни одно другое явление, или учреждение, культуры: ни школа, ни церковь, ни спорт, ни различные объединения «по интересам» - при всем их значении. Не менее важно в социальном плане и то, что, решая названную проблему (а это ведь проблема каждого, без исключения, человека!), индустрия культуры (прежде всего, художественной) решает и другую, не менее насущную. Она устраняет одну из главных причин миграции граждан из провинциальных городов и деревень в центр, из нашей области и страны – в другие.