Мы часто говорим о «неэгоистичном» «несхватывании» — некоторые могут подумать: не становится ли тот, кто это практикует, более странным или даже менее умным?
Однако в противоположность этому, есть такой момент: кто бы ни распознал неэгоистичную МУДРОСТЬ, недвойственную ОСОЗНАННОСТЬ, со-проявляющуюся МУДРОСТЬ, сознание такого человека будет более ясным, дальновидным, почти безграничным.
В наши дни мы всё ещё можем видеть старых мастеров, достигших реализации, таких, как Чогъе Тричен Ринпоче. Мы можем быть с ними.
<...> Просто быть с такими старыми учителями — ЭТО очень действенно!
Это действенно, замечательно действенно. Просто побыть со старым учителем, просто увидеть, прикоснуться, подумать о нём/ней!
Мы счастливы, что до сих пор живы некоторые из таких старых учителей. Но также печально, что их осталось так мало.
В старые времена, когда у тех учителей была энергия и заинтересованность в том, чтобы учить, было мало учеников, заинтересованных в том, чтобы учиться.
Но сейчас многие из наставников покинули нас — увы! Нам нужно увидеть этих наставников, достигших реализации. Просто пойти и посмотреть на них — даже на одну или две секунды…
http://www.spiritual.ru/
Субботняя лекция от 29 января 2005 (Бодха, Непал).
Вступительные молитвы
Ринпоче говорит по-тибетски:
Это называется Дхарма. Что такое Дхарма? Это — учения, которые исходят от Будды. Тогда кто такой Будда? Это — тот, кто обладает великой мудростью и великим состраданием.
Будда сострадателен. У него есть сострадание, так как нет ни одного живого существа, которому бы Будда не сочувствовал. Нет ни одного живого существа, которому Будда не помогал бы и к которому не относился бы с заботой и вниманием. Нет такого живого существа, на которое Будда не взирал бы с состраданием, поэтому проявление сострадания Будды одинаково для всех и касается каждого вне зависимости от того, верит человек в Будду или настроен к нему враждебно.
Следовательно, то, чему учит Будда, — это учение о Сострадании. Говорится: развивайте любовь и сострадание ко всем без исключения. Об этом часто повторяется в учении.
Учение невероятно обширно. Учение, Дхарма объясняет всё. Оно объясняет и внешнюю форму явлений, и их суть. Оно объясняет относительную и абсолютную истину. В учении мы можем найти подробное объяснение любого явления, имеющего отношение к Сансаре, Нирване или Пути. Вот почему учение обширно и всеобъемлюще, но при этом можно сказать, что оно сводится к объяснению двух основных аспектов: сострадания и мудрости. Эти два аспекта — основа и сердце буддийских учений.
Говорить о сострадании легко, однако долг и обязанность любого буддиста — вникнуть в природу сострадания, осуществлять его на практике.
Сказано, что семя просветления есть у каждого живого существа. То есть природа Будды всепроникающая и присутствует во всех живых существах. Но мы можем добавить, что она [присутствует] в них как семя. Нет живых существ, которые не обладали бы такими естественно присущими качествами, как любовь и сострадание, а также способность знать и понимать. Это — естественные качества живых существ, присущие им по определению. Эти качества являются основными составляющими ума-мудрости Будды, хотя и присутствуют в виде семени. Таким образом, мы можем сказать, что все живые существа относятся к «классу Будды», они — одинакового класса, одинакового типа. Почему? Потому что быть сострадательными, знать и понимать — это естественно присущая им способность. Но всё же я попробую на примере проиллюстрировать тот факт, что семя просветления присутствует, но не созрело.
Давайте представим новорождённого ребёнка. Очевидно то, что он принадлежит к человеческой расе. Он, несомненно, является человеческим существом, которое родилось в нашем мире и обладает характеристиками человеческого существа. Другими словами, он обладает функциями человека, но нужно, чтобы прошёл процесс созревания. Ребёнок должен вырасти. С другой стороны, мы признаём, что это — человеческий ребёнок, хотя он и не может действовать, как взрослый человек, не может общаться и работать так, как это делают взрослые. И всё же совершенно очевидно, что это человеческий ребёнок. Точно так же мудрость и сострадание являются нашими базовыми составляющими, хотя мы не обладаем ими в той мере, в которой ими обладает Будда. Мы относимся к «роду Будды» точно так же, как ребёнок относится к человеческому роду. В общем, примеры способствуют пониманию, и существует много примеров, иллюстрирующих естественное присутствие просветлённости внутри нас.
Например, в учении говорится о семени, которое может дать росток, или о масле, содержащемся в кунжутном зёрнышке, или о том, что в молоке находится элемент масла. [Просветлённость] присутствует везде как потенциал, который можно заставить проявиться. И примеры используются для того, чтобы показать, что мы обладаем состраданием и способностью заботиться о других, сочувствовать другим как естественно присущими нам качествами. Такова природа человека. И человеку присуща способность знать, постигать и приходить к пониманию.
Таковы наши естественные качества, и человеку нет необходимости учиться им заново. Ему можно указать на них, и тогда он признает, что знал о них, об этих двух качествах, изначально ему присущих: о сострадании, заботе о других, сочувствии и способности познавать и понимать явления. Эти качества присущи всем живым существам.
В нашем случае эти качества малы, неразвиты. И, следовательно, практика заключается в том, чтобы взрастить естественный элемент любви и мудрости, который есть внутри нас. Усилить его, заставить вырасти — вот в чём заключается практика. Поэтому, слушая учение Дхармы, мы должны обрести чёткое понимание того, что такое сострадание. Мы должны постичь природу сострадания и постараться претворить это понимание в жизнь, в результате чего мы станем сострадательными практикующими.
Таким образом, если мы в своей жизни основываемся на сострадании вне зависимости от того, что происходит, вне зависимости от того, благоприятствуют нам обстоятельства или нет, если в любой ситуации нас не оставляет чувство заботы о других и желание помогать им и приносить пользу, то это действительно сердце практики. Если мы сочетаем сострадание с прозрением, с взращиванием мудрости, если всё глубже постигаем суть явлений и обучаемся таким образом, то можно сказать, что мы взращиваем основной потенциал, внутренне присущий нам элемент просветления.
Что такое Татхагатагарбха? Что такое суть Просветления? В чем заключается суть Просветлённого? Это два качества: сострадание и мудрость, единые и нераздельные. Сострадание подразумевает мудрость и наоборот. Такова суть просветления.
В учении говорится, что именно это и есть суть просветления, которой мы обладаем и которую необходимо взращивать. Нужно приложить определённые усилия, и тогда эти качества смогут развиться и укрепиться. Когда естественному качеству — состраданию — помогают таким образом, посредством определённых усилий, его энергия становится невероятно мощной.
Мы должны взращивать его, усиливать, позволять становиться всеохватным, безграничным потому, что сострадание неимоверно сильно. Так ведь? Сострадание — одно из лучших качеств ума, точно так же, как агрессия (и вы, наверное, согласитесь со мной) — одно из худших. Именно гнев заставляет страдать нас самих и окружающих нас людей, в то время как сострадание делает нас счастливыми. Именно сострадание ведёт нас к счастью. Благодаря состраданию становятся счастливыми все: и мы сами, и окружающие — вне зависимости от того, какое счастье имеется в виду: временное или абсолютное. Гнев же и агрессия как в относительной, так и в абсолютной перспективе заставляют страдать и нас, и всех остальных.
Будда очень подробно объяснял созревание кармы, природу кармических деяний и процесс их созревания. Давайте рассмотрим страдания и то, что вызывает страдания. Что является фундаментальной причиной любых страданий? Непосредственная ситуация? Или же причина связана с абсолютной перспективой? Исследуя этот вопрос, мы обнаруживаем, что причина страданий — невежество. Причина заключается в неспособности видеть явления такими, какие они есть, вследствие чего развиваются беспокоящие эмоции.
Одна из беспокоящих эмоций, особенно негативная, — это гнев, агрессия. Гнев и агрессия заставляют нас страдать и приносить страдания другим.
Что такое гнев и агрессия? Это состояние противопоставления себя другим. В этом состоянии любые наши действия и слова направлены на то, чтобы ранить другого, причинить ему вред, поэтому гнев и агрессия неоправданны и их следует искоренять.
Проявление подобных эмоций ведёт нас по пути страданий, и точно так же всё, что мы делаем в таком состоянии, принесет боль и страдания окружающим. То есть гнев и агрессия заставляют нас страдать и увеличивают страдания. Поэтому и говорится, что нет большего зла, чем гнев.
Итак, вопросы кармы, созревания кармы и последствий наших действий можно свести к очень простым положениям. Можно сказать, что момент негативного ума — это момент плохой кармы, момент создания плохой кармы.
Что такое негативный ум? Это враждебный ум. Агрессивный ум. Это — плохая карма, так как, позволив хотя бы на миг проявиться враждебному, агрессивному уму, мы создаём определенную склонность ума. Это влияет на ум определённым образом, и в будущем агрессивность будет проявляться всё чаще. Чем больше мы вовлекаемся в этот процесс, тем больше позволяем всплывать на поверхность и проявляться враждебному, агрессивному уму. Постепенно тенденция злиться и быть агрессивным усилится, и таким образом основой всех наших поступков и слов будут злые намерения.
Если мы привыкнем к агрессивности и враждебности, то, в конечном счете, превратимся в разрушительную личность.