Смекни!
smekni.com

Чоки Ньима Ринпоче. Учение о предварительных практиках обычные предварительные практики: четыре изменения ума (стр. 20 из 28)

Каким образом можно исправить фактор злости и агрессивности? Что может искоренить его? Сострадание! Чистое, подлинное сострадание. Зрелое сострадание. Сострадание должно быть зрелым, это не должно быть сострадание детского уровня. А что такое зрелое сострадание? Оно является зрелым тогда, когда стало беспристрастным, объективным. Когда оно свободно от предубеждений и пристрастий, оно возникает по отношению ко всем людям вне зависимости от того, являются они нашими друзьями, врагами или совершенно незнакомыми людьми. Сострадание можно назвать зрелым, если вы испытываете его в одинаковой мере ко всем существам. Такое сострадание может полностью искоренить гнев и агрессию.

Буддизм — практическое учение, следовательно, если мы изучаем буддизм, это означает, что мы получаем учение и применяем его непосредственно к себе. Мы пытаемся понять намерения и смысл, уделяем большое внимание учениям, пристально рассматривая их и изучая, и углубляем понимание. Так мы обретаем уверенность в природе учений.

Мы постоянно совершенствуем проницательность и понимание до тех пор, пока у нас не появится прозрение относительно смысла учения. Тогда это прозрение, ясное понимание позволяет получить опыт посредством практики медитации. Поскольку суть, коренное качество, любящая доброта неотделима от прозрения и мудрости, то природу любящей доброты, сострадания мы изучаем очень тщательно.

Мы пытаемся понять, что имеется в виду под состраданием, что это за способность. Чем больше мы узнаём, что такое сострадание, тем больше поступков совершаем на основе сострадания и тем больше развиваем сострадание. Нам нетрудно признать прямо сейчас, что наше сострадание несовершенно, небеспристрастно и не универсально.

Мы не можем любить постоянно даже тех, кто нам нравится, тех, кого любим. Иногда мы на них злимся. Потом мы жалеем об этом и думаем, что злиться стыдно. Мы думаем: «Я не должен был злиться», — но на следующий день повторяется то же самое. Даже полагая, что по-настоящему любим своих родителей и детей, мы иногда на них тоже сердимся. Поэтому очевидно, что нам предстоит многое улучшить в плане стабильности и баланса сострадания. Мы должны развить сострадание до такой степени, чтобы в конечном счете оно стало совершенным и полностью беспристрастным.

Существует подлинное сострадание и забота о каждом живом существе, и, как только мы достигаем этого состояния, мы можем действовать на уровне, ранее не доступном для нас. Если мы достигли определенной стабильности в сострадании, если достигли такой зрелости сострадания, когда можем проявлять подлинную заботу и добросердечие ко всем без исключения: и к друзьям, и к врагам, и к незнакомым людям — с этого момента наше тело перестает быть обычным телом. Любые наши поступки становятся источником помощи для других: как на относительном (временном), так и на абсолютном уровне. Конечно, это связано с тем, что физические действия зависят от состояния ума, и если ум становится сострадательным, «пропитывается» состраданием, то и тело превращается в орудие сострадания, равно как и речь становится в высшей степени надёжной, правдивой и достоверной.

Любые наши слова будут воздействовать совершенным образом на тех, кто их слышит. Они будут действовать немедленно. Таким образом, конституция нашего тела и природа голоса будут полностью преобразованы благодаря состраданию. Мы должны стремиться к этому. Это тот Плод, о котором мы говорим.

Мы должны обрести этот Плод. Поэтому мы и работаем. Мы работаем для того, чтобы достичь намеченной цели, иначе зачем мы это делаем? Это то, что приносит нам удовлетворение. Когда мы видим, что наше желание исполнилось, мы говорим: «Да, я хотел того-то и того-то. Я пытался получить это, и вот оно есть». Когда мы видим, что наше желание исполнилось, мы испытываем чувство удовлетворения.

Ринпоче говорит по-английски.

Не так ли? У нас, людей, равно как у животных и насекомых, есть желания и надежды. Животные, насекомые озабочены поисками пищи, воды и жилища. У них есть и другие маленькие проблемы, например: озабоченность по поводу своей территории, проблемы спаривания — и это всё. Им не так уж много нужно. Особенно рыбам. У них есть одна действительно большая проблема, поскольку они мучают друг друга. Разные рыбы и морские животные кусают, едят, убивают друг друга, и это — их самая большая проблема. В остальном им не так много надо. Им не нужен туалет. Им не нужна гостиная. Им не нужна столовая. Им не нужна кухня. Более того, им не нужны кровать и подушка, зубная щётка и стоматологическая клиника. Им не нужно то, не нужно это. Без всего этого они могут обойтись и чувствуют себя при этом вполне хорошо.

Но мы, люди, вполне разумны по сравнению с ними, однако наш разум склонен впадать в крайности (как в хорошую, так и в плохую сторону). Если рассматривать плохие крайности, то можно увидеть, что люди создали множество ненужных, вредоносных вещей. Кто их создал? Их создали люди. Какие люди? Умные люди, гении!

Итак, что такое “крайности”? Крайности могут быть хорошими и плохими. Плохие крайности — это ненужные вещи, существующие в этом мире. Все боятся, все беспокоятся, у всех есть страхи. С другой стороны, есть также множество прекрасного, например, навыки врачей. Или возможность путешествовать в разные места, это так легко, удобно. Сейчас самые современные самолёты могут перевозить по 800 человек. В одном большом самолёте могут лететь 800 человек. Как они летят? Едят, спят, ходят в туалет и прилетают в совершенно другое место. Одновременно с этим они могут смотреть телевизор и говорить по телефону. Многое меняется. Мир становится всё более цивилизованным, удобным, комфортным.

Что означает “цивилизованный”? Это слово не обязательно имеет отношение к материальной выгоде. Оно может иметь отношение и к пользе для души. Что-то должно поменяться внутри, в каждом из нас. Мы должны стать более любящими, заботливыми, добрыми, терпеливыми, умными, готовыми оказать помощь. Именно такие люди являются цивилизованными в настоящем смысле слова.

Какой бы ни была цивилизованность, у внешних материальных благ также есть две стороны: хорошая и плохая. Нам не нужна плохая сторона. Нам не нужны никчёмные, невероятно мощные бомбы, бактериальное, химическое и биологическое оружие.

Кто их создал? Не Бог и не дьявол. И их не завезли с другой планеты. Их создал один тип живых существ. Не слоны, не тигры, не умные дельфины и не змеи. Их создали люди!

Какой тип людей? Разве их создали крестьяне? Нет. Кочевники? Нет. Их создали высокообразованные люди! С одной стороны, они изобрели много прекрасного. Но, с другой стороны, они изобрели и много ненужного, вредоносного.

Где? В этом мире. Насколько мощны эти вещи, куда они могут попасть, какова их дальность? Кто знает об этом? Образованные люди. Крестьяне не знают. Необразованные люди только слышали о бомбах, о ядерных бомбах, и они просто вздыхают в недоумении. Они знают, что это — оружие, мощное оружие, но они даже не представляют, насколько оно разрушительное.

Я думаю, многие из вас смотрели кинофильм “На следующий день”. Это довольно старая картина. И если кто-то снимет новый фильм и покажет, каково воздействие нового оружия, это будет невероятно!

Если случается, например, ценами, мы очень сильно страдаем и платим большие деньги, чтобы решить эту проблему. Это очень прискорбно. С другой стороны, это — не вина какого-то живого существа. Это — катастрофа, природная катастрофа.

Давайте подведем итог сказанному. Любой человек, интересующийся духовными вопросами, Дхармой, буддизмом, должен понять, что суть учения — это любящая доброта и мудрость.

Нам нравится слышать это и изучать, нам нравится становиться сострадательными, умными людьми. Я не думаю, что все хотят стать злыми вне зависимости от того, являются они духовными людьми или нет. Никто не хочет постоянно злиться, всегда ранить, причинять боль, говорить мерзкие слова. Покопавшись внутри себя, вы обнаружите, что не хотите этого. Вы не будете чувствовать себя хорошо, если причините другим страдания.

По какой бы причине вы ни говорили плохие слова, глубоко в душе вы не принимаете их и не почувствуете счастья, произнеся их. Вы не будете уважать себя. Вы можете думать: “Я злюсь, это нехорошо”. Если у вас плохое настроение, вы почувствуете себя несчастным в этот день. Иногда у людей есть причины для того, чтобы пребывать в плохом настроении. Иногда у людей нет причин для плохого настроения. Некоторые говорят, что у леди раз в месяц есть причины быть в плохом настроении. Возможно, у мужчин раз в месяц тоже есть причина, я не знаю. Однако, как бы там ни было, мы бываем в плохом настроении и без причин.

Ум очень забавен, у него есть разные уровни. Также он хитёр, очень хитёр. Мы не знаем, откуда может появиться очередная мысль. Мы почти не контролируем себя. Нам кажется, что мы можем контролировать свои мысли, однако эмоции, или мысли, очень сильны. Мы можем контролировать многое другое, но контролировать нам следует именно ум, а это непросто. Почему? Из-за кармы.

Для тех, кто верит в Дхарму и изучает ее, термин “сила кармы” понятен и логичен, потому что они знакомы с ним. Для тех, кто ничего такого не изучал, этот термин подобен слову, произнесенному на иностранном языке, или термину, взятому из другой религиозной веры. Но это не религиозные убеждения и не иностранный язык, а, скорее, научный язык. Более того, это слово несет в себе общий, естественный смысл. Можно сказать, “карма” — это “привычка”. Если однажды мы проконтролируем свой ум, будет результат. Всё есть привычка. Если у нас есть одна хорошая мысль, если мы ценим и уважаем ее, если мы счастливы из-за того, что она есть, то существует большая вероятность, что появится вторая добрая, несущая помощь мысль, затем третья, четвёртая, пятая и затем бесчисленное множество хороших мыслей. И все эти добрые мысли не останутся лишь на ментальном уровне, а повлекут за собой действия.