Смекни!
smekni.com

Чоки Ньима Ринпоче. Учение о предварительных практиках обычные предварительные практики: четыре изменения ума (стр. 21 из 28)

То же самое относится и к злым мыслям. Если мы разозлились один раз, затем второй и третий раз, если разозлились много раз, то велика вероятность того, что мы станем еще более злыми. И наше поведение также изменится. Начнем с того, что мы уже не будем много улыбаться, потом изменится цвет нашего лица, и мы начнем по-другому двигаться. У каждого своя манера двигаться. Некоторые двигаются очень забавно. У некоторых наблюдается дрожь в одной части тела, у некоторых — в двух. Некоторые дёргаются в нескольких местах, у некоторых даже всё тело трясётся.

Отчего это происходит? Их ударило током? Нет. Кто-то мучает их? Никто. Отчего это происходит? Может быть, Бог заставляет их это делать? Нет, Бог очень добрый, он не стал бы этого делать. Может, это дьяволы? Нет, дьяволы очень добры, они не стали бы заставлять вас делать что-то подобное. Они все очень добры. Кто же тогда делает это? Вы сами! Следовательно, наша обязанность, желание, цель — остановить привычку к агрессивным мыслям.

Я уже говорил о животных, о том, что у каждого животного или насекомого есть свои цели и желания. Точно так же и нам, людям, хочется добиться своих целей, интересов. Интересы бывают разные. Если исполняется одно желание, нам надо, что исполнилось и второе. Если исполняется два, нам уже надо десять. Двести, тысяча, две тысячи, нет конца желаниям.

Нам нужна не одна вещь, а бесчисленное их количество. Желания сосчитать невозможно. Нет конца желаниям, нет конца потребностям. Они истощают и изнуряют нас. Они заставляют нас злиться и печалиться, беспокоиться и бояться. Иногда, если желаний слишком много, мы сходим с ума.

Что же нам действительно нужно? Мы надеемся стать счастливыми. Поэтому нам нравится использовать много вещей. Всю свою жизнь мы пытаемся помочь себе и своим дорогим друзьям. Нам кажется, что помощь можно найти там, где-то там. Но настоящее счастье — внутри нас!

Как это можно доказать? Когда мы удовлетворены, когда у нас есть одна мысль, одна полезная мысль, мы становимся счастливыми. Эта мысль не только приносит пользу другим, благодаря ей мы себя тоже хорошо чувствуем. Когда у нас добрые мысли, когда мы проводим одну секунду или пять минут в подлинной доброте, тогда мы по-хорошему относимся ко всем, хотим помочь всем, не хотим злиться, произносить плохие слова, не хотим даже плохо думать о ком-либо. Вместо этого мы чувствуем любовь ко всем, заботимся обо всех и хотим всем помочь.

Если мы заняты такими мыслями, то нас переполняют счастье и мир. И это хорошо не только для нас, происходит много хорошего в результате этой доброты. Она действует подобно лекарству, только доброта — это нечто настоящее и чистое. Следовательно, у любящей доброты и сострадания невероятно хорошие качества. Они уменьшают любые плохие эмоции и увеличивают хорошие способности. Что же приводит к этому? Любящая доброта и сострадание!

Когда мы говорим «мы любим практиковать», что имеется в виду под практикой? Нужно очень хорошо понимать, что такое практика. Может быть, это очень ясная визуализация, подобная изображению в телевизоре? Или начитывание миллионов и миллионов мантр? Или что? Или практика приведет ум в спокойное, продолжительное состояние, лишенное эмоций? [Более разумное] состояние, чем то, в котором пребывает человек, ведущий растительный образ жизни, но при этом лишенное эмоций?

Вы понимаете? Или, может быть, нужно быть очень умным и знать, что делать, как помогать, как ранить, что кушать, какая еда и одежда самая лучшая? Питаться в Японии или Италии? Съездить обновить гардероб в Париж или поваляться где-то на горячем песке или что-то наподобие этого? Возможно, вы делаете это каждый день и спите, например, в собственном самолёте. Я знаю, что некоторые так и делают. Зачем? Вы в самом деле счастливы от этого? В самом деле удовлетворены? Нет!

Тогда что такое подлинное удовлетворение? Что такое счастье? Что приносит счастье людям? Что такое настоящая помощь для других? Суть в том, что любящая доброта и сострадание наиболее важны. Я уже говорил вам о том, что у всех у нас есть цель.

Что такое духовные цели, желания, выгоды? Каковы эти выгоды? Нам нужно кое-что поменять. Нам нужно кое в чём преуспеть.

Деловые люди каждый день подсчитывают, сколько денег они заработали. Они говорят: «Время — деньги. Поэтому, если я потеряю деньги, это плохо. Если я заработаю деньги, это хорошо». Вы учитесь и думаете: «Сколько слов я выучил сегодня? О, я выучил немало». Или: «О, я выучил немного». Или, если вы — рабочий, то вы знаете: «Сегодня я сделал столько-то. Я сделал это. Я построил то-то. Я создал то-то. Это хорошо». Или: «Сегодня я работал не очень хорошо».

У всех есть цели, у всех есть желания. Каждому нужно преуспеть. В чём нам нужно преуспеть? Не следует думать, что нужно преуспеть только на духовном пути: в пуджах, молитвах, визуализациях, медитациях определённого уровня. Да, всё это необходимо и важно, так как это — методы. Но для чего предназначены эти методы? Чтобы накопить больше сострадания и больше мудрости. Это — истинная причина наших практик, в противном случае это лишь детские игры.

Почему мы ваяем статуи? Почему делаем материальные пожертвования? Если мы не знаем причину, то может показаться, что мы делаем нечто бессмысленное и зря тратим энергию и деньги. Почему бы не заняться чем-то другим? Например, помогать бедным. Зачем подносить тысячу масляных светильников, если можно отдать деньги, потраченные на них, тому, кто нуждается?

Но методов много, и они работают. Поэтому, если мы думаем: «Я хочу поднести это, чтобы сделать здоровыми и счастливыми всех живых существ, для их процветания», — это будет обладать силой, так как у наших объектов: Будд и Бодхисаттв — очень много заслуг. Их энергия очень, очень сильна. Любые наши действия и подношения ограничены, но их энергия, сила и благословения невероятно сильны, они распространяются повсюду невероятным образом. Любые духовные ритуалы полезны. Но не следует полагаться лишь на них. Одних ритуалов недостаточно. Ритуал — всего лишь метод.

Необходимо также знать, как правильно подходить к выполнению ритуалов. Что значит «правильно подходить»? Это значит, что нам нужна чистая мотивация. Если мы хотим обрести хорошее имя, власть, иными словами, хотим получить что-то лишь для себя — это неправильная мотивация. Когда мы молимся, мы часто просим: «Я молюсь, чтобы я и моя семья были здоровы, счастливы, не болели и т.д.», — и нам очень трудно упомянуть в молитве тех, кто не живёт с нами. Поэтому в текстах часто говорится о том, что перед выполнением предварительных практик следует визуализировать мать и отца рядом с нами и, если возможно, поместить врага прямо перед собой. Врага следует визуализировать прямо перед собой или как можно ближе к себе. Зачем? Это — тренировка!

Именно чистая мотивация обладает огромной силой, а не объекты, не дорогие вещи. Если мы потратим много денег и энергии, но наша мотивация будет не очень чистой, результат также будет не очень хорошим. Если мотивация чиста, то результат будет идеальным, даже если у нас не так много денег и сил.

Практика означает, что нужно быть внимательным в каждый момент времени и держать в уме хорошие привычки. Хорошие привычки наиболее важны. Что означает «хорошие привычки»? Это полезные мысли, любящая доброта и сострадание. У любящей доброты и сострадания прекрасный смысл.

Ринпоче продолжает говорить по-тибетски.

Что мы понимаем под «любящей добротой»? Обычно она определяется как желание того, чтобы все были счастливы и обладали причинами для счастья, так же, как сострадание определяется как желание того, чтобы все освободились от страданий и причин страданий.

Именно это мы имеем в виду, когда говорим о любящей доброте и сострадании. Поскольку мы говорим о “счастье и причинах счастья” и о “свободе от страданий и причин страданий”, нужно выяснить, что же является причиной страданий и причиной счастья. Ведь мы хотим создавать причины счастья и устранять причины страдания. Именно этого мы хотим достичь. Наша цель — сделать живые существа счастливыми и избавить их от страданий. И как можно достичь этой цели? Есть много методов и способов, на которые можно положиться.

У нас могут быть [высокие] устремления, мы можем посвящать заслуги, учить Дхарме прямо или косвенно. Другими словами, мы должны помогать людям распознать причину страданий и причину счастья.

Если мы поможем им в этом и они начнут накапливать причины счастья и избегать создания причин страданий, то они вступят на духовный путь и пойдут по нему. Можно назвать это путём, ведущим к счастью, к блаженству.

Будду называют Сугатой, то есть «ушедшим к счастью, благословению, блаженству». Конечно, нам уровень Сугаты кажется неописуемым и непостижимым, потому что на этом уровне приходит такая реализация и такое достижение, когда сострадание становится универсальным и полностью свободным от каких-либо пристрастий.

Это состояние наполнено состраданием, в нём нет ни крупицы враждебности к кому бы то ни было. При этом ум ясен, абсолютно прозрачен. Все без исключения феномены проявляются в полной ясности, во всех деталях. С другой стороны, становится ясной и суть этих феноменов.

Таким образом, у мудрости есть два аспекта: осознание всего, что могло бы проявиться, и понимание исконной природы всего, что проявляется. Другими словами, это уровень всеведения, достижение состояния Будды. Объединив всеведение и всеохватное сострадание, Будда действует на благо живых существ, принося им непосредственную пользу и направляя к той же реализации по пути, который ведёт к окончательному и абсолютному счастью.

Будды могут делать это прямым, косвенным и неочевидным способом. Они продолжают активно действовать на благо живых существ, защищая и спасая их от страданий и укрепляя во временном и абсолютном счастье.

Таково достижение, и очевидно, что это состояние с непостижимыми качествами чистого совершенства. Но откуда они берутся? На это есть самая обыкновенная причина. Живое существо, подобное нам, и есть источник этих качеств. Именно обладание умом, подобным нашему, делает возможным взращивание естественных качеств: любящей доброты, сострадания и распознающего аспекта ума — мудрости, которая видит природу вещей. Чтобы обрести это невероятное достижение, нужно взращивать эти качества, последовательно поддерживать их и прилагать необходимые усилия к их укоренению, росту и развитию.