Смекни!
smekni.com

Чоки Ньима Ринпоче. Учение о предварительных практиках обычные предварительные практики: четыре изменения ума (стр. 22 из 28)

Так что мы должны понять, что всё начинается с простой ситуации, подобной нашей. И в этой ситуации мы обладаем потенциалом для того, чтобы позволить явлениям проявиться истинным образом, в полном, чистом и совершенном виде.

Очень важно осознать взаимозависимое возникновение. Взаимозависимое возникновение чрезвычайно важно, потому что причины и условия развиваются и разворачиваются во взаимной игре именно по этим правилам. Поясню на примере цветка. Мы можем что-то видеть, что-то испытать. Мы можем взять цветок в руки и т.п. Другими словами, есть нечто, что доступно нашим чувствам. Разумеется, цветок вырастает, будучи зависимым от причин и условий. Мы знаем, что причина цветка — семя, из которого может что-то вырасти. А семя нужно куда-то посадить и должным образом ухаживать за ним. То есть ему нужна почва, грунт соответствующего типа.

А что такое правильный грунт? Многое зависит от типа семени, которое у нас есть, так как растения растут в разных почвах. Некоторые растут во влажной почве, некоторые — в не очень сухой и не очень влажной, некоторые — в сухом песке. Когда мы выясним, какой грунт является подходящим, всё остальное будет полностью зависеть от типа семени. Ему нужно где-то расти, и за ним нужно ухаживать соответствующим образом.

На примере семян, цветов и роста мы можем увидеть то, каким образом в нас присутствует семя просветления, потому что мы обладаем элементом просветления, единством сострадания и прозрения, Татхагатагарбхой как своей коренной составляющей.

Итак, причина просветления в нас заложена, но она подобна семени, являющемся фундаментальной причиной цветка. И ее недостаточно точно так же, как одного семени недостаточно для того, чтобы выросло растение с цветами, запахом и т.д.

Точно так же для семени просветления нужна сообразная поддержка, и эту функцию выполняет, конечно же, драгоценное человеческое тело с его свободами и богатствами. Если вы хотите узнать об этом более подробно, почитайте тексты, в которых описано, что значит обладать драгоценной человеческой жизнью с её свободами и десятью богатствами.

В любом случае, такова правильная основа. Это — настоящая хорошая почва, в которой семя нашего просветления может дать всходы и начать расти.

Однако очевидно, что недостаточно обладать лишь хорошей поддержкой, если мы посадили семя. Должны иметь место определённые явления. Должны собраться все факторы. Кроме того, есть и такие факторы, которых мы бы хотели избежать. Другими словами, на лицо целый спектр взаимозависимых условий, которым нужно сложиться и окружить наше семя, прежде чем оно даст всходы, начнёт расти и превратится в цветок.

Нужно снабдить семя определённым количеством влаги (это, опять же, зависит от типа семени). Ему нужен солнечный свет, определённые климатические условия, а также время. Нужно всё учесть: обстоятельства, удобрения, определённую подкормку — иначе что-то будет развиваться неправильно. Чтобы цветок не вырос и что-то пошло неправильно, не так уж много и надо: достаточно отсутствия одного фактора.

Например, если мы наполним коробку подходящей почвой и посадим туда семя, то оно не прорастет, даже если мы обеспечим правильное количество и тип удобрения, должный уровень влаги, соответствующую температуру и др. Просто ему не будет хватать пространства. Точно так же, если недостаточно солнечного света, семя, возможно, и прорастет, но тот тип цветка, который мы ожидаем увидеть, не получится.

Если мы поливаем цветок, но температура воды неправильная, то вместо того, чтобы способствовать росту, вода убьёт растение. Если мы будем поливать растение кипятком, оно, естественно, погибнет. Таким образом, есть очень много факторов, которые нужно принимать в расчёт, и нужно убедиться, что они складываются в правильной комбинации.

Что касается удобрения, то бывают такие удобрения, которые в определённых условиях будут способствовать росту растения, но в нашем случае окажутся губительными для него. Всё это нужно знать и быть уверенными в том, что собирается правильная комбинация факторов, способствующая росту растения. Тогда растение будет прекрасно расти и, в конце концов, даст те замечательные цветы, которыми мы сможем любоваться. Таким же образом, нужно собрать факторы и для того, чтобы расцвели качества, которые у нас уже есть, — Татхагатагарбха.

Главное обстоятельство — это наличие духовного наставника. Наставника, который может передавать учение и сделать его понятным для нас до такой степени, что мы сможем применить его на практике. Это решающий фактор. Но есть и другие факторы, которые должны быть в наличии после того, как мы получили от мастера методы. То есть мы должны продолжать практиковать и убеждаться в том, что мы развиваемся. Важно осознавать, что явления происходят именно таким образом — в зависимости от других явлений, причин, условий и т.д. Вспомните пример с цветком. В данном случае должны были сложиться определённым образом мириады причин и условий прежде, чем у нас появился цветок, который можно взять в руки и понюхать и запах которого может быть приятен или неприятен, но нет сомнений в том, что мы чувствуем определённый запах. Поэтому, пожалуйста, поймите, что феномены проявляются именно таким образом — как взаимодействие причин и условий.

Практикуя подобным образом, как мы можем убедиться в постепенном росте? За счёт следования практике. А что такое практика?

Ринпоче говорит по-английски:

Когда мы ходим в школу, когда учимся читать и писать, мы думаем: «Я — хороший писатель». Но это лишь мечта, потому что мы не являемся хорошими писателями. Хромает синтаксис, хромает грамматика, многое хромает. Мы не хорошие писатели. Но мы хотим им стать и мечтаем об этом.

Хорошо, мы можем думать о чем угодно. Никто не помешает нам это делать. Мы можем думать так, как нам нравится, например: «Я — повелитель мира, я — создатель всего мира, я — самый умный на земле». Что бы мы ни думали, нестрашно. Даже если мы скажем об этом вслух, нестрашно. Но поверят ли нам люди, это другой вопрос. И какой тип людей думает так и верит в это, это совсем другой вопрос. Итак, хорошо, мы можем сказать: «Я очень хороший писатель», — даже если мы учимся в третьем классе. Нет проблем.

Подобным образом, когда мы практикуем, нам нужно проверять себя: «На каком я уровне?» Это самое важное. И не следует думать: «Мой уровень — уровень архата, или уровень Бодхисаттвы». Да, это наше желание, наша цель, но мы должны тренировать и укрощать свой ум и продвигаться шаг за шагом. Итак, как нам проверять себя? Очень важно проверять себя. Кто знает меня? Где я? Даже близкие люди знают меня не очень хорошо. Кто же меня знает? Я себя знаю! Никто не знает меня лучше, чем я сам!

Итак, во-первых, что нужно получить? Куда мы собираемся попасть? «О, я сделал пять раз предварительные практики. Я учился много лет, я много лет провёл в ретритах (занятиях практикой в уединении — прим. пер.)». Не очень умно полагаться только на это. Это не очень логичный критерий, чтобы на него полагаться. Вот, к примеру, правильный способ полагаться на что-то: я знаю, что твой стул сделан хорошо, поэтому я на него полагаюсь и могу на него сесть, и я не упаду. А если стул сделан не очень хорошо, то, полагаясь на него, я сяду и упаду.

Как же проверить? Люди иногда меня просят: «Ринпоче, пожалуйста, проверьте мою медитацию». И в то же время спрашивают: «Как я могу доказать, что я хороший практикующий? Как я могу познать себя? На каком уровне Махамудры я нахожусь? На уровне однонаправленности? Где?»

Конечно, это не так легко объяснить, но нам не следует об этом беспокоиться. Проверить очень просто. Есть очень простой, очень надёжный способ проверки. Вы можете сказать: «Я — в Бодхе (место, где читалась лекция — прим. пер.). Есть ли кто-нибудь, на кого я зол? Есть ли в Бодхе такой человек? Нет. А в Катманду? Нет. А в Непале? В Азии? Нет. В Европе? Нет. В Америке? Нет. А в более отдалённых местах? Нет. О, я ни на кого не злюсь! А что касается отношения других ко мне, я не могу это контролировать».

Ринпоче говорит по-тибетски.

Но со своей стороны я могу сказать, что нет никого, кто бы мне ни нравился! Я ни на кого не злюсь. Нет даже таких людей, которыми я был бы недоволен. Это не значит просто сидеть и говорить с самим собой об этом. Нужно исследовать, действительно ли я себя так чувствую, действительно ли нет тех, кого я не могу принять. Это не то же самое, что сидеть и искать тех, кто нами недоволен. Но мы смотрим на себя и проверяем: «Куда бы я ни посмотрел, я сижу здесь на стуле и пытаюсь увидеть всех, кого я знаю, в какой бы точке мира они ни находились. Есть ли кто-то, кого я не люблю? Есть ли такие?» Если мы можем с уверенностью сказать, что таких людей нет, с этого момента мы становимся практикующими. Это основа практики.

Теперь путь прямо перед нами. Мы подошли к началу пути. Другими словами, превратились в практикующего Дхарму. Конечно, до того, как это произойдёт, над этим нужно работать, чтобы это случилось. Анализировать таким образом легко — посмотрите на свои чувства. Мы можем выяснить: «Да, мне не на кого сердиться. Я никого не воспринимаю как врага или неприятного мне человека».

Достигнем ли мы такой точки зрения, полностью зависит от нашей практики. Если мы опираемся на практику, мы можем позволить состраданию проявиться, а потом по мере его усиления будет расти и мудрость. В конце концов, с проявлением чистого сострадания появится естественное присутствие всех качеств мудрости.

Почему так? Потому, что заблуждение, любая негативность ума исчезнет. В момент рассвета исчезает темнота. Не так ли? С приходом рассвета темнота рассеивается. И только в этот момент мы можем сказать: «Темнота исчезает». Таким же образом, существует взаимосвязь между исчезновением недостатков ума и проявлением его хороших качеств. Так и следует практиковать.