Смекни!
smekni.com

Чоки Ньима Ринпоче. Учение о предварительных практиках обычные предварительные практики: четыре изменения ума (стр. 24 из 28)

Если мы думаем, что спокойствие нам не нужно, что мы обойдёмся без Шаматхи, то это тоже неправильно. Итак, Шаматха очень важна. Без Шаматхи не будет реализации, её будет очень трудно достичь. Это могут только один или два процента людей.

Ринпоче говорит по-тибетски.

Это не невозможно, но случается чрезвычайно редко. И единственный способ объяснить, как такое происходит — это сказать, что с прошлых жизней у нас есть некоторая близость к практике, иначе получается, что это ни на чём не основано.

Есть возможность достичь осознанности в момент рождения. Такое возможно. Но случается чрезвычайно редко. Также для маленького ребёнка, когда он или она не особенно размышляет о чём-либо, возможно получить ознакомление с природой осознанности от опытного мастера, достигшего реализации, так что это можно понять. Это тоже возможно, но тоже случается очень редко.

На самом деле тантры Дзогчена говорят, что для распознавания природы ума возраст не важен. Ни пол, ни возраст не имеют значения. Не важен и уровень знаний. Неважно, получили ли вы огромное количество знаний или не выучили вообще ничего.

Поэтому в устных инструкциях иногда специально указывается, что тот, кто действительно может получить эти учения — это тот, кто вообще не подвергался влиянию философии.

Это мы говорили о тех, кто достигает понимания естественной осознанности. Кто приходит к распознаванию взгляда Великого Совершенства? В наставлениях говорится, что иногда мастер может указать на природу осознанности так, что ее распознает немедленно и непосредственно тот, кто не подвергался влиянию какой-либо философии, кто не принимает конкретную точку зрения.

Из-за того, что человек не принял конкретную точку зрения, из-за того, что не было влияния философии, всё это происходит гораздо легче, следовательно, узнавание может произойти намного свободнее. В самом деле, у некоторых людей узнавание [природы ума] происходит из-за того, что они не были подвержены влиянию философии и не приняли конкретную точку зрения. Следовательно, [природа ума] может быть узнана. Но если мы пытаемся рассуждать об этом обычным образом, мы можем сказать, что мы учимся, изучаем и поэтому можем достичь узнавания природы осознанности.

Мы изучаем философии и определённые точки зрения, которые могут быть приняты в буддизме, поэтому мы можем достичь понимания. Поэтому мы ожидаем, что у нас узнавание получится легче. Но иногда это не так. А как? Как раз наоборот по сравнению с тем, как мы думали, не так ли? Но есть нечто глубокое, что нужно здесь понять. Оно заслуживает изучения.

Ринпоче говорит по-английски.

Большое спасибо. Это — последняя лекция перед тибетским новым годом, потому что у меня много пудж (тантрические практики, связанные с подношениями — прим. пер.). А после Лосара, когда у меня не будет пудж, мы можем продолжить наши субботние лекции.

Главное — это то, что нам необходимо быть осознанными мгновение за мгновением и держать наш ум спокойным, добрым и ясным. У ясности есть два уровня.

Ринпоче говорит по-тибетски

Даже размышления “всё непостоянно, не длится вечно” и мысли “это не реально” — это способ быть невероятно умным. На самом деле, даже у этих двух простых идей есть сильное сходство с абсолютной мудростью. У них есть некий вид сходства.

Ринпоче говорит по-английски

Простой пример тому — цветок в вазе. Когда мы смотрим, мы в каком-то смысле умом принимаем, что этот цветок долго не просуществует. И через несколько дней он завянет. Нас это не заботит. Мы знаем, что так с цветами и бывает. Это — не проблема для нашего ума. Если же спустя несколько дней что-то случится с вазой, кто-то может подумать: “Это странно. Как такое возможно?” Ваза должна существовать долго. Но у этой вазы теперь плохой запах. Она развалился. Это — не в природе вазы. Если разваливается цветок, всё в порядке, это нормально, однако мы не ожидаем подобного от вазы. Но на самом деле, весь мир — такой.

Ринпоче говорит по-тибетски

Весь мир по своей природе непостоянен. Все встречи заканчиваются расставанием. Что бы ни было собрано, заканчивается. То, что построено, разрушается. И то, что рождено, умирает. Это — грубый уровень непостоянства. Но на тонком уровне всё меняется от мгновения к мгновению. Каждое мгновение подводит нас ближе к расставанию. Каждое мгновение подводит нас всё ближе к окончательному опустошению. Каждый момент мы — всё ближе к разрушению. И каждое мгновение мы — всё ближе и ближе к смерти.

Этот процесс начинается в тот самый момент, когда мы рождаемся. И после этого мы движемся по направлению к смерти. Как только мы собрались вместе, мы движемся к расставанию. Это и есть непостоянство. Для нас, практикующих, мысли о непостоянстве и мысли о недостатке реальности всех явлений, очень важны. Эти мысли — очень важные ракурсы, до которых нам нужно добраться. Для того, чтобы понять, что явления непостоянны, временны, не реальны, не нужно так уж много изучать и исследовать. Придя к прозрению о непостоянстве и недостатке реальности явлений, мы можем просто позволить себе продвигаться с этим пониманием, в самом этом [процессе] заключена огромная сила.

Спасибо вам большое!

Пусть имеющиеся благословения позволят нам тренироваться в беспристрастной любви и сострадании.
И прямо распознать абсолютную и со-возникшую мудрость
Как это делали все Будды, их сыновья и дочери.

Пусть драгоценное сознание просветления появится у тех, у кого не появилось.
Пусть там, где оно появилось, оно не иссякнет, но всё больше и больше растёт.

Благодаря этой заслуге, пусть все обретут всеведение,
победив врага — ошибочные действия,
Из штормовых волн рождения, старости, болезней и смерти,
Из океана Сансары, пусть я освобожу все существа.

Спасибо. Всего вам хорошего. Если кто-то пошлёт это по Интернету, я бы хотел поздравить с новым годом всех наших друзей, всю Сангу.

Всего хорошего! Спасибо большое!

http://www.spiritual.ru/

Интервью Чоки Ньима Ринпоче журналу "Снежный Лев" в феврале 1997 г.

Ринпоче, нам хотелось бы узнать некоторые детали Вашего раннего детства и Вашего образования.

Место где я родился, находится неподалеку от Лхасы и называется Накчуха. Мой отец из Кхама, а мать — из окрестности Лхасы. То, что было дальше, просто случилось, хотя может прозвучать, будто я хвастаюсь. Люди заметили, что мое рождение сопровождалось различными знаками. Сейчас я не помню всех из них. Например, солнце, луна и звезда были видны на небе одновременно. Это считается очень благоприятным моментом. Среди местных жителей семья моей матери была довольно популярной. Её отец был правителем провинции, а также высоко реализованным практикующим. Это привело к тому, что люди говорили: "Случилось что-то хорошее. Видны солнце, луна и звезда. Должно быть переродился великий лама." Другие люди сказали: "Нет, это не хорошо. Тогда несомненно приедут из монастыря, провозгласят его реинкарнацией их ламы и заберут мальчика. Нам не будет пользы от этого. Совершенно точно это нехороший знак."

Моя бабушка была сыта этими сплетнями и сказала: "Вы не должны волноваться об этом. Ребенок — девочка." Это успокоило местных жителей, и они сказали: "Тогда все прекрасно. Девочка — это хорошо. По крайней мере она останется с нами." Секрет моей бабушки продержался один месяц. Когда правда стала известна, люди были несчастны: "Это, должно быть, тулку. Его определенно заберут отсюда. Он не станет нашим будущим правителем."

Будучи младенцем, я указал пальцем в направлении местного монастыря Бонг Гомпа и сказал:"Бонг, бонг".

Маленькая группа старших монахов прибыла на лошадях несколько месяцев спустя. Они ехали от дома к дому, спрашивая о недавно родившихся детях и составляя перечень имен их родителей. Они приехали и к нам. Здесь они показали письмо Кармапы с предсказанием, где было сказано, что отец ребенка — видьядхара, имя матери такое-то и год рождения такой-то. У ребенка находятся родинки в трех местах, символизирующих тело, речь и ум. Письмо содержало несколько других точных деталей. После изучения этих деталей монахи убедились, что я являюсь тулку ламы — главы Бонг Гомпа.

Слуги моего отца Тулку Урген Ринпоче, Кхампы, не были довольны моим коронованием. Линия его семьи, Цангсар, это выдающийся клан в определенной части восточного Тибета. "Не имеет значения, тулку он или нет, — сказали они, — он ещё является потомком линии видьядхар. Следовательно, нам следует забрать его обратно домой. Он — перворожденный сын. Неуместно оставлять его здесь." Так они старались внести разногласия.

Мой отец отговаривал их, советуя им просто следовать тому, что говорит Кармапа. Он никогда не сомневался в словах Кармапы, говоря: "Насколько я могу судить, Кармапа — это Будда, и то, что он говорит — это ваджрный приказ. Что бы он ни решил — прекрасно для меня." На это Кхампы не нашлись, что ответить. Вот так я стал держателем трона Бонг Гомпа.

Тулку Ургьен Ринпоче взял меня обратно в Кхам, чтобы я увидел его монастырь. Во время путешествия в Центральный Тибет я встретился с Кармапой. Ранее мой отец назвал меня Чоки Сенге. Кармапа дал мне длинное имя Карма Самтен Йонгду Чоки Ньима.

Когда пришло время мне учиться читать, мой отец обучил меня алфавиту. Поскольку мой отец каждый день давал учение, я слушал, когда он объяснял людям, что дела самсары тщетны, что ничего не вечно и так далее. Моя мать также учила меня. Бывало, она читала вслух песни и случаи из жизни Миларепы. Многократное слушание этих историй развило сильную веру в этого великого мастера. Это породило во мне глубокое отречение от самсары. Мысль "если не практиковать Дхарму, то всё остальное не имеет реальной ценности" остро стояла в моем уме. Когда она читала, мы оба часто плакали.