У дымчатых (не агути) глаза зелеными (у пород где цвет глаз отдельно оговорен) быть не могут.
Теперь требования к серебристым и золотым окрасам:
1) Дымчатые, как и все окрасы не агути в идеале не должны иметь никакого рисунка и должен быть хорошо выражен контраст между чисто белым основанием и окрашенными окончаниями волоса. Часто некоторый остаточный рисунок все же просматривается. В этом случае принципиальным отличием дымчатых окрасов от остальных серебристых является полностью прокрашенное зеркальце носа;
2) Шиншиллы (или вуалевые) выглядят практически совсем белыми, но обязательно должна быть обводка носика и век (цвет типинга), может быть видна «буква М» на лбу, темная шерсть на лапках (ступнях), не выраженые темные штрихи на лапах (остатки колец) и слегка, как бы «присыпанная перцем» затемненная спинка. Но любой заметный рисунок, как и явно темная спинка является недостатком;
3) У затушеванных окрасов (шеддед) так же не должно быть заметного рисунка. Допускаются только «буква М» на лбу, незамкнутые кольца на лапах и незамкнутые ожерелья. И, естественно, обводка глаз и носового зеркальца;
4) Для серебристых рисунчатых действуют все требования для окрасов тэбби с той лишь разницей, что основной фон не песочный или бежевый а чисто снежно-белый.
Для всех окрасов этой серии основным является выраженный контраст между основанием волоса и окрашенным кончиком. Недостатком будет наличие полностью прокрашенных волосков. В остальном для дымов действительны все требования и недостатки монохромных и черепаховых окрасов, а для рисунчатых – в силе все, что было сказано об окрасах тэбби.
Иногда можно встретить неграмотную запись окраса, такую как, скажем, серебристый затушеванный тигровый. Такого окраса быть не может. Окрас или затушеванный (любой рисунок – серьезный недостаток) или рисунчатый. И то и другое одновременно невозможно.
Первый и основной признак окраса: от 1/2 (золотые тэбби) до 2/3 (золотые затушеванные) или 7/8 (шиншиллы) части каждого остевого и покровного волоска в светло- или ярко-абрикосовый теплый тон. Оттенки этого тона на разных участках тела кошки могут различаться, но ни в коем случае ни должны переходить в тусклые, сероватые цвета. Наиболее частым не сказать, чтоб приятным ) дополнением к окрасу золотых тэбби и затушеванных служат остаточные полосы тикинга на прокрашенной темной части остевых волосков, что или "смазывает" рисунок (у тэбби) или придает неряшливый вид окрасу (у затушеванных). Этот недостаток настолько распространен, что рассматривается почти как норма.
Очень часто встречаются цветовые варации кошек, промежуточные между золотыми и обычными черными тэбби: остевые волосы таких животных прокрашены в "золото", а вот подшерсток - серый. Обычно и глаза этих особей не достигают изумрудно-зеленого цвета, характерного для золотых окрасов.
Среди золотых кошек с рисунком (тэбби) наблюдается еще одна вариация золотого окраса, когда и подшерсток золотой, и фон ости высоко вызолочен, а вот покровные волоски в рисунке затемнены почти до корней. Кстати, у кошек такого типа никогда не отмечается полосок тикинга в рисунке, и собственно "золото" интенсивного, почти медного цвета. К сожалению, выборка кошек этого типа крайне мала.
Среди золотых окрасов можно выделить как минимум три различных типа, а также все варианты перехода межуд ними.
Укрепилось два предрассудка: во-первых, золотистыми бывают только персы, причем только шиншиллы или затушеванные (но никак не тэбби), а во-вторых, золотистый окрас определяется наличием того же полудоминантного гена-ингибитора (генетический символ I), который обеспечивает серебристые окрасы шиншилл, затушеванных, сильвер-тэбби и дымчатых кошек. Гомозиготы же по рецессивному аллелю того же гена - ii- способны давать только обычных черных тэбби или однотонных особей. Считалось, что по механизму действия ген 1 является ингибитором меланина, то есть препятствует синтезу и накоплению в волосе гранул пигментов как черного (эумеланин), так и желтого (феомеланин). Таким образом, волоски, за исключением наиболее рано выросшей части - кончика, под действием гена ингибитора остаются неокрашенными (белыми). Однако работой одного лишь гена, хотя бы и полудоминантного, всех вариаций окрасов, получаемых в серебристо-золотой гамме, объяснить не удавалось. Поэтому генетиками-заводчиками было выдвинуто предположение о генах руфизма - то есть группе генов, обеспечивающих дополнительный синтез желтого пигмента - феомеланина. Но и это слишком расплывчатое предположение не было признано удовлетворительным.
Согласно этому закону параллелизма на роль кандидатов в гены золотого окраса быд выдвинут доминантный ген "широкой полосы" - wb-, обнаруженный у некоторых грызунов. Под действием этого гена формируется широкая желтая полоса в основании волоса, и животное приобретает золотой окрас. В случае действия нормального аллеля гена wb получается обычный черный тэбби, если же к этому фону добавить ген-ингибитор, то формируется серебристый тэбби. Когда же аллели I и Wb сосредоточены в одном организме, образуются серебристые или затушеванные шиншиллы.
Другая гипотеза, основанная также на параллелизме окрасов, заключается в наличии у кошек генов "золотого агути" (генетический символ Ау), характерного для собак и мышей. У большинства млекопитающих, хорошо изученных генетически, агути-комплекс представлен не только двумя аллелями, то есть вариантами гена, известными у кошек (А - агути и а-неагути), а целой серии аллелей. Так называемый "соболиный" окрас собак, например, связан именно с действием аллеля "золотого агути" и заключается в желтом прокрашивании волос (за исключением их темных кончиков). Если исходить из предположения о наличии такого же гена у кошек, то дальнейшие рассуждения о формировании серебристо-золотой гаммы окрасов окажутся сходными с изложенными выше, с той разницей, что место гипотетического гена wb будет занимать привычный агути-фактор А. Можно заключить, что в настоящее время наиболее распространены бигенные теории золотых и серебристых окрасов, то есть базирующиеся на двух отдельных локусах (или генетических комплексах).
Чтобы ознакомиться с одной из последних теорий наследования золотых и серебристых окрасов, основанных на взаимодействии двух независимых генов на фоне агути или неагути-мутации, вспомним некоторые особенности разведения не только этих, но так называемых дымчатых и простых окрасов. Они состоят в следующем.
Остается предположить, что гены, отвечающие за серебристый окрас (ингибиторы меланина и, прежде всего, его желтой модификации - феомеланина) действуют независимо от генов золотого окраса - ингибиторов эумеланина, черного пигмента (на то, что ген золотого окраса - также ингибитор пигмента, указывает и корреляция окраса с зеленым недопрокрашенным цветом глаз). В одной из последних работ эти гены были соответственно названы Bleacher и Eraser (название и генетические символы неофициальные). Каждый из этих генов должен быть представлен как минимум двумя аллелями, действующими, естественно, на агути или неагути-фоне.
Условно принято, что в процессе определения окраса по этой схеме все участвующие гены обладают одинаковой генетической активностью. В реальности, конечно, соотношения доминантности - рецессивности не соблюдаются так уж строго и проявление генов варьируется в довольно широких пределах. Доказательством этого могут служить нередко отмечавшиеся промежуточные цветовые формы.
Кроме того, известно, что степень проявления гена часто зависит от его дозы, то есть количества копий. Например, серебристая гомозиготная кошка будет обладать более ярко выраженным "серебром", чем гетерозиготная. При этом следует учесть частую способность генов удваиваться, увеличивать свою копийность в результате мутаций.
Что касается деятельности генов-модификаторов руфизма, то теперь велика их роль в степени интенсивности желтого пигмента - от бледно-золотистого до ярко-медного. Вероятно, их действие связано или с интенсивностью синтеза феомеланина, или со степенью его концентрации в волосяных фолликулах. Самостоятельного генетического символа эти гены не имеют.
Возможно, что составляющие агути-комплекса играют для этих окрасов не только статическую роль генетического фона, но и непосредственно вовлечены в формирование золотого (то есть лишенного эумеланина) тона шерсти, то есть, помимо известных нам двух аллельных состояний агути-гена (А и а) существуют и другие представители этой генетической серии , подобно описанному выше аллелю "желтого агути". Проявление генов-ингибиторов эу- и феомеланина при воздействии с иными агути-аллелями и может давать те самые, пока не объясненные эффекты золотых окрасов.