Смекни!
smekni.com

Профильное обучение в современной школе (стр. 4 из 13)

2. Как правило, профильное обучение охватывает три, реже два последних года обучения в школе.

3. Доля учащихся, продолжающих обучение в профильной школе, неуклонно возрастает во всех странах и составляет в настоящее время не менее 70%.

4. Количество направлений дифференциации, которые можно считать аналогами профилей, невелико. Например, два в англоязычных странах (академический и неакадемический), три во Франции (естественнонаучный, филологический, социально-экономический) и три в Германии (“язык-литература-искусство”, “социальные науки”, “математика-точные науки-технология”).[5]

5. Организация профильной подготовки различается по способу формирования индивидуального учебного плана обучающегося: от достаточно жестко фиксированного перечня обязательных учебных курсов (Франция, Германия) до возможности набора из множества курсов, предлагаемых за весь период обучения (Англия, Шотландия, США и др.). Как правило, школьники должны выбрать не менее 15 и не более 25 учебных курсов, продолжительностью до одного семестра.

6. Количество обязательных учебных предметов (курсов) на старшей ступени по сравнению с основной существенно меньше. Среди них присутствуют в обязательном порядке естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура.

8. Дипломы (свидетельства) об окончании старшей (профильной школы) обычно дают право прямого зачисления в высшие учебные заведения за некоторыми исключениями, например, во Франции прием в медицинские и военные вузы проходит на основе вступительных экзаменов.

§2.2. Отечественный опыт профильного обучения

В дореволюционной России до середины XVIII в. дифференциация обучающихся осуществлялась по следующим направлениям: церковное или светское, сословное, мужское или женское.

Реформа 1786г. подготовила почву для появления большого числа разнообразных учебных заведений: мужские гимназии, женские гимназии, реальные училища, коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища.

Попытки создания профильных классов, школ и классов с углубленным изучением отдельных предметов предпринимались в России примерно с середины XIX века, когда началась новая реформа среднего образования. Ее политическим фоном была обострившаяся борьба против крепостного права. После его отмены резкой критике было подвергнуто прикладное реальное среднее образование, что отражено в Уставе 1864 года.

В 1849 году была введена бифуркация (раздвоение) курса мужских гимназий после 3 класса. Учащиеся, желавшие продолжить образование в университете, изучали еще иностранные языки, а предполагавшие идти на службу изучали курс русского законодательства и дополнительно математику. Такая система просуществовала до 1864 года, когда был принят новый гимназический Устав.

В соответствующем указе предусматривалась организация гимназий двух типов: классической (подготовка в университет) и реальной (подготовка к практической деятельности и поступлению в специализированные учебные заведения), причем фуркация начиналась с 1 класса. Фуркацией обучения называлось разделение учебных планов и программ с целью специализации учащихся, которая предусматривает сохранение общеобразовательного характера школы.

В 70-х гг. вместо них появились реальные училища, которые давали значительно меньший объем общеобразовательных знаний и отличались выраженной специализацией.

В V-VI классах реальных училищ существовали два отделения – основное и коммерческое, а в дополнении семилетки три отделения: 1)общее – преимущественно для подготовки учащихся для поступления в высшие учебные заведения; 2)механико-техническое; 3)химико-техническое.

В 1888 г. реальные училища были реорганизованы: механико-техническое и химико-техническое отделения были упразднены, и сами училища превращены в средние общеобразовательные учебные заведения, дававшие учащимся по математике, физике и естествознанию значительно больший объем знаний, чем классические гимназии.

Но по уставу 1871 года все гимназии стали классическими. Реальные гимназии были преобразованы в реальные училища, которые не давали права на поступление в университет.[6]

Новый импульс идея профильного обучения получила в процессе подготовки в 1915-1916 годах реформы образования, осуществлявшейся под руководством Министра просвещения П.Н.Игнатьева. По предложенной структуре 4-7 классы гимназии разделялись на три ветви: новогуманитарную, гуманитарно-классическую, реальную. Однако в связи с отставкой министра реформа не была проведена.

В 1918 г. состоялся первый Всероссийский съезд работников просвещения и было разработано Положение о единой трудовой школе, предусматривающее профилизацию содержания обучения на старшей ступени школы. В старших классах средней школы выделялись три направления: гуманитарное, естественно-математическое и техническое.

В постановлении коллегии Наркомпроса в июле 1924 года по школам II ступени (8-9 кл.) отмечается целевая установка на подготовку «массового, полноценного, квалифицированного, сознательного работника определенной области труда» при обеспечении условий для возможного поступления в вуз. Известен Шатурский опыт, где действовали профуклоны по политпросветработе, школьной и дошкольной педагогике, конторскому делу, медицине, технике. Например, старшеклассники, избравшие педагогический уклон, участвовали в совещании учителей, в работе методических комиссий т.д. Они проходили практику в детских садах, библиотеках, начальных школах, выполняя обязанности помощников педагога. Массовая ориентация на профуклоны относится к 1924/25 учебному году. Их широкое распространение диктовалось социальными условиями. Высокий уровень безработицы 20-х годов обусловили необходимость подготовки старшеклассников для овладения определенной профессией.

Точка зрения Наркомпроса предполагает девятилетку как политехническую школу с прочно бронированным объемом общего образования. Конкретное проведение в жизнь этой идеи предполагает: 1) выделение основных профуклонов и их характер; 2) построение учебных планов и соотношение между специальной и общеобразовательной частями; 3) связь специальных и общеобразовательных программ в отношении их содержания; 4) вопрос о практике учащихся. В 1926 году специальные уклоны были проведены в 1135 школах, обучалось 107314 учащихся и распределение их было по 27 уклонам[7].

В 1934 г. ЦК ВКП(б) и Совет Народных комиссаров СССР принимают постановление “О структуре начальной и средней школы в СССР”, предусматривающее единый учебный план и единые учебные программы. Однако введение на всей территории СССР единой школы со временем высветило серьезную проблему: отсутствие преемственности между единой средней школой и глубоко специализированными высшими учебными заведениями.

Академия педагогических наук в 1957 г. выступила инициатором проведения эксперимента, в котором предполагалось провести дифференциацию по трем направлениям: физико-математическому и техническому; биолого-агрономическому; социально-экономическому и гуманитарному.

При проведении реформы образования в СССР неоднократно рассматривались вопросы профильного обучения. В 1958 году на заседании АПН профессор Н.К.Гончаров выступил с докладом «О введении фуркации в старших классах средней школы» и предложил организовать дифференцированное обучение старшеклассников. В 1966 году были введены две формы дифференциации содержания образования по интересам школьников: факультативные занятия в 8-10 классах и школы (классы) с углубленным изучением предметов. В 1984 году был принят важный документ для общеобразовательной школы – «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Средняя школа стала одиннадцатилетней. Для старшеклассников (10-11 классы) предполагалось 3 направления:

1) 10-11 классы общеобразовательной школы;

2) средние профессионально-технические училища;

3) средние специальные учебные заведения.

В феврале 1988 года Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам образования, выдвинул комплекс мер по обновлению школы. Был принят тезис о необходимости дифференцированного обучения, направленного на развитие индивидуальных особенностей учащихся. На Съезде работников народного образования, проходившем в Москве в конце 1988 года, обсуждались новые концепции реформирования школы. В начале 90-х годов XX века в стране появились новые виды общеобразовательных учреждений, ориентированные на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Также многие годы успешно существовали и развивались специализированные (в известной мере, профильные) художественные, спортивные, музыкальные и другие школы. Этому процессу способствовал Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании”, закрепивший вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

Таким образом, введение различных форм дифференциации в учебный процесс отечественной школы, в том числе и профильного обучения, сопровождалось периодическим подъемом и спадом интереса к ней со стороны работников образования различного уровня. Но, несмотря на это можно смело говорить о том, что направление развития профильного обучения в российской школе в основном соответствует мировым тенденциям развития образования. Наша школа имеет достаточно богатый опыт организации профильного обучения, и на новом этапе критический анализ его поможет предупредить нежелательные негативные ситуации.

Таким образом, можно сказать, что:

· общее образование на старшей ступени почти во всех развитых странах является профильным;

· в России всегда существовало профильная дифференциация, лишь иногда интерес общества к этой проблеме ослабевал.