Курсовая работа:
Употребление тропов в текстах немецкоязычных проповедей.
От автора:
Данная работа на защите была признана полной лажей, поэтому рекомендую использовать лишь как вспомогательный материал.
Если нужен ещё какой-либо материал по лингвистике, пишите мне на monster.vic@rambler.ru. Буду рад помочь по мере возможностей.
Виктор.
Введение
Нет бытия вне сравнения, ибо само бытие есть сравнение.
О. Мандельштам
Одна и та же мысль в языке выражается множеством способов, из которых может быть выбран наиболее эффективный в конкретной речевой ситуации. Кроме психологического и логического аспектов, понятие эффективности передачи информации имеет и чисто лингвистический аспект. Он связан с выбором стиля и жанра речи и с применением приемов выразительности, усиливающих восприятие текста.
С коммуникативной точки зрения под стилем понимается общепринятая манера, обычный способ исполнения какого-либо конкретного типа речевых актов: ораторская речь, передовая статья в газете, научная (не узкоспециальная) лекция, судебная речь, бытовой диалог, дружеское письмо и т.д. Стиль в этом смысле характеризуется не только набором (параметрами) языковых средств, но и композицией акта. В данной работе нас, прежде всего, будет интересовать стиль ораторской речи.
Целью нашей работы является показать на примере одного из видов ораторской речи, а именно проповеди, насколько важны в стилистике и риторике все те оформления языкового материала, преднамеренные и непреднамеренные, отклоняющиеся от нормального употребления языка или созвучные с ним, однако подчеркивающие его с особенными целями, которые направлены на повышение речи, акцентирование отдельных частей или украшение высказывания. Всю важность такого стилистического приёма как образность речи можно увидеть в следующем примере.
В средние века в Европе было распространено следующее действие: проповедник вставал на вершину холма, а вся его паства, состоявшая из жителей многих деревень и даже городков, собиралась на склонах этого холма, чтобы его послушать. Оратор говорил, конечно, о проблемах важных и волнующих публику: о войнах, урожае, эпидемиях, воспитании детей, о нравственных проблемах, о толковании Слова Божьего и о многом другом. Слушателей бывало много, некоторые мешали слушать другим, отвлекаясь и начиная шуметь. Он обращался с речью только посредством собственного голоса (без микрофона!) к многотысячной иногда толпе, и надо было построить свою речь так, чтобы в течение нескольких часов его слушали. Понятно, насколько эта задача сложна, и каким блистательным оратором надо быть, чтобы долго держать в подобных условиях внимание публики. Одним из приемов, который обязательно использовался в такого типа речах (и используется сейчас в публичных выступлениях), является, например, риторический вопрос как средство повышения эффективности восприятия текста. Сама вопросительная интонация будоражит человеческое внимание — она нетипична. Все нетипичное активизирует коммуникативную функцию. "Приятно испытывать перемену, потому что перемены согласны с природою вещей", — писал Аристотель. Нетипичность поведения особенно важна, если речь продолжается долго, так как порог человеческого внимания невелик.
Поэтому так важно в речи стимулировать у слушателей непроизвольное внимание, возникающее как бы само собой вне волевой установки самого человека. Непроизвольное внимание вызывается действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, значимого или вызывающего эмоциональный отклик. Именно таким «раздражителем» и будет объект нашей работы – тропы, то есть слова, употреблённые в образном (переносном) смысле, для достижения большей наглядности и выразительности речи.
Первая часть нашей работы посвящена теоретическому рассмотрению основных видов тропов, их употребление в речи на материале русского и немецкого языка; во второй части мы непосредственно уделим внимание нашей основной проблеме, а именно, использованию тропов в текстах немецкоязычных проповедей.
Глава 1
Прежде чем перейти к рассмотрению тропов, кратко остановимся на том, что же представляет собой ораторская речь и конкретно проповедь.
1.1 Искусство ораторской речи
Оратор создает свой образ посредством речи. Образ оратора, как и всякий авторский образ, зависит от: 1) аудитории, 2) предмета речи, 3) типа речи.
Речь должна быть построена таким образом, чтобы в ней чувствовался высокий уровень компетентности. "Невозможно быть во всех отношениях достохвальным оратором, не изучив всех важнейших предметов и наук. Речь должна расцветать и разворачиваться только на основе полного знания предмета; если же за ней не стоит содержание, усвоенное и познанное оратором, то словесное ее выражение представляется пустой и даже ребяческой болтовней" (Цицерон). (Апресян 1978, 20)
Какими средствами передается то, что мы хотим донести до слушателя или читателя? Эти средства делятся на две группы: лингвистические (т.е. средства естественного языка) и паралингвистические (мимика, жесты т.д.). Основную нагрузку несут лингвистические средства: фонетические, морфологические, лексические, синтаксические. Эти средства за некоторыми исключениями уникальны для каждого естественного языка. Излишне говорить о степени стилистической безграмотности наших людей, об их поразительном косноязычии. При этом печально, что под гласностью отечественные средства массовой информации, которые должны точно реализовывать речевую норму, видимо, понимают, кроме всего прочего, возможность говорить в эфире "кто что хочет" и "кто как умеет".
Для выражения мысли язык использует все уровни своей структуры. Поэтому, для того чтобы правильно говорить, надо знать:
а) как произнести слово (фонетико-стилистический уровень);
б) в какую грамматическую форму его поставить (грамматико-стилистический уровень);
в) какое слово или словосочетание выбрать (лексико-стилистический уровень);
г) как расположить слова в предложении (синтаксико-стилистический уровень);
д) как сконструировать связный текст из определенного набора предложений (стилистический уровень сверхфразового единства);
е) как средствами голоса передать нужную интонацию (стилистический уровень интонационного контура).
Один и тот же текст реально является результатом целой серии внутренних психологических целевых установок, а не одной какой-то цели. Людям дано умение поставить перед собой множество задач и одним действием (т.е. одновременно) все их решить, что является замечательной способностью человеческого интеллекта. (Зарецкая 2002, 72 – 73)
Для примера лучше всего выбрать речь профессиональную. Какие профессии впрямую связаны с речевой деятельностью и ораторским мастерством? Таких профессий довольно много. Скажем, адвокат или прокурор. Безусловно, они достигают своих профессиональных целей через речь (все прочее есть лишь подготовка к ней), которую выигрывают или не выигрывают на процессе. Это профессиональная ораторская деятельность. В суде, претендующем на объективность, прокурору приходится доказывать обоснованность обвинения, а у адвоката есть реальная возможность убедить судей в справедливости своих доводов. В речах как обвинения, так и защиты должно быть нравственное обоснование своей позиции, демонстрация способов анализа и оценки доказательств, а сама речь должна быть образной и волнующей, прямой и достаточно лаконичной и одновременно благоразумной и осторожной. Это требует мастерства, ведь в судах решаются судьбы людей, а потому общий уровень судебного красноречия есть показатель степени уважения к человеческой личности в обществе в целом.
Деятельность политика также является профессиональной ораторской деятельностью, связанной с приобщением людей к определенной идеологии и социальным концепциям, которые политик излагает. К огромному сожалению, многие современные отечественные политики не владеют ораторским искусством и поэтому свои непосредственные задачи как политиков решают малоэффективно. Редкий политический деятель способен сегодня в письменной или устной форме обратиться к своим согражданам и в чем-нибудь их убедить или к чему-то призвать. А ведь еще Платон писал: "Я утверждаю, что если бы в какой угодно город прибыли оратор и врач и если бы в Народном собрании или в любом ином собрании зашел спор, кого из двоих выбрать врачом, то на врача никто бы и смотреть не стал, а выбрали бы того, кто владеет словом, — стоило бы ему только пожелать... Оратор способен выступать против любого противника и по любому поводу так, что убедит толпу скорее всякого другого..."
1.2 Определение проповеди
Проповедь — христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о проповеди составляет предмет особой богословской науки — гомилетики. Главный вопрос в этом учении — о существе в природе проповеди – доселе представляется еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы, как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о проповеди, содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при определении проповеди принимается во внимание одна внешняя ее сторона — словесная форма, и самая природа проповеди определяется как исключительно риторическая, т. е. проповедь представляется как бы не имеющей своих особых законов продукции, относится к той литературной области, которая называлась красноречием или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, который были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе проповеди стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, проповедь — «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника пред слушателями, обладающими тем же содержанием». Т. Гарнак («Praktische Theologie», 1875) определяет проповедь как «акт слова в культе» или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняется общим логическим и эстетическим законам слова и в частности законам ораторского искусства. (Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание): Для среднего и старшего возраста. 1998, 298)