Сложность - вещь пугающая и захватывающая. Основной костяк команды был готов к этим сложностям, чем и был предопределен успех. Достаточно спокойно и с пониманием был воспринят уход некоторых сотрудников (к счастью, это были единицы, в основном ожидавшие «золотые горы», а не тяжелую работу на результат при начальной минимальной бюджетной зарплате). Пришлось полностью заменить отдел информационных технологий, так как для выполнения задач требовались профессионалы с более высокой квалификацией. С сотрудниками отдела был проведен ряд встреч и аналитических разборов, аттестация персонала, выявившая несогласованность действий и невозможность выполнения многих поставленных задач. Коллектив отдела покинул ИДЦ в полном составе, сохранив нормальные человеческие отношения и оказав центру большую услугу, организовав поиск и предложив взамен специалистов высочайшего уровня, соответствующих нашим требованиям.
Сформированная новым начальником информационных технологий команда виртуозно исполнила проект по заданию, формировавшемуся с первого дня работы ИДЦ. «Электронная карта пациента» начала функционировать с мая 2000года. В течение всего последующего периода работы и по настоящий день информационная система ИДЦ развивается практически непрерывно. Сейчас врач центра имеет всю информацию о пациенте, начиная от направления лечебного учреждения в сканированном виде, до иллюстрирующих выявленную патологию растровых картинок и видеоклипов. Считанные минуты занимает статистическая обработка данных, вход с любой интересующих профессиональный справочник и многое другое.
3. Структура Иркутского областного диагностического центра
Государственное учреждение здравоохранения «Иркутский областной диагностический центр» было зарегистрировано 06 июля 1998г. на основании постановления Главы администрации г. Иркутска как муниципальное учреждение г. Иркутска, а 10.01.2000г. передано в областную государственную собственность в соответствии с распоряжением губернатора Иркутской области от 30.12.99г.
Иркутский областной диагностический центр сегодня - самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение, обеспечивающее высококвалифицированную диагностическую, консультативную и лечебную помощь населению Иркутской области, других регионов России и стран зарубежья. Центр оснащен самым современным медицинским оборудованием ведущих мировых производителей - Японии, США, Германии, Швейцарии и др. Концентрация высокотехнологичных, высокоинформативных и наукоемких диагностических приборов последнего поколения, практически не имеющих аналогов в регионе, позволяет осуществлять диагностический процесс на мировом уровне. Высокая пропускная способность оборудования обеспечивает доступность любых манипуляций для широких слоев населения г. Иркутска, Иркутской области и прилегающих территорий.
Планируемая при проектировании пропускная способность центра- до 450 посещений в смену и до 1500 исследований в сутки. В 2002 году работа центра была переведена на двухсменный режим, пропускная способность увеличилась до 800-1000 в смену, а с середины 2003 года составляет в среднем 1000-1200 посещений в день.
Трехэтажное здание Диагностического центра расположено в центре Иркутска, имеет удобную транспортную развязку, автостоянку. Здание в кирпичном и железобетонном исполнении, реконструированное на основе незавершенного строительства под диагностический центр. Полное строительство завершено в 1999г. Общая площадь 9341,63 кв.м., полезная площадь 7540,9 кв.м. Здание оборудовано пожарно-охранной сигнализацией, цифровой телефонной связью, суперсовременными инженерными электрическими сетями. Имеется прекрасная автомобильная стоянка под видеонаблюдением для пациентов со стороны ул. Байкальская и для сотрудников по периметру здания с трех сторон, с местами выделенной парковки для санитарного транспорта с функциональными подъездами, служебного автотранспорта ИДЦ, личного транспорта топ - менеджмента и сотрудников.
Структура и управление ИДЦ предопределяет успехи и развитие за прошедший период. Основными требованиями при приеме на работу являются высокий профессионализм, стремление к самосовершенствованию, креативность, восприимчивость к изменениям и инновациям, способность работать в команде. Организационная структура ИДЦ незначительно видоизменялась за прошедшие пять лет. Совершенствование ее происходило параллельно внедрению инновационных технологий менеджмента. Анализ работы ИДЦ за 2000-2003г. показал высокую эффективность принятых решений. Приведенная ниже схема (рис. 1), отражающая основные разделы, иерархию и взаимосвязи медицинских и немедицинских служб, по нашему мнению, не нуждается в комментариях.
Рис. 1
4. Факторы, влияющие на формирование корпоративной культуры.
4.1. Внешняя адаптация.
Эффективная деятельность любой сферы экономики не возможна без рациональной интеграции интеллектуальных, технических и финансовых ресурсов. В здравоохранении, как наиболее затратной отрасли народного хозяйства, данная интеграция весьма актуальна. Медицинские организации финансируются из основных трех источников: бюджет, средства обязательного медицинского страхования (ОМС), доходы от предпринимательской деятельности. При бюджетном финансировании медицинские организации получают ежемесячно средства в соответствии с утвержденной сметой расходов, которая обычно утверждается в среднем на 40% от расчетной. Данный принцип абсолютно не мотивирует врачей на достижение количественных и качественных показателей. Как не работай – получишь только зарплату по единой тарифной сетке. Более прогрессивный механизм финансирования – оплата за счет средств ОМС за конкретные выполненные услуги. Однако и здесь имеются серьезные проблемы, отнюдь не стимулирующие развитие рыночных отношений в здравоохранении. Тариф на медицинские услуги состоит только из зарплаты, начислений на нее, медикаментов и мягкого инвентаря. Остальные расходы должен компенсировать бюджет, чего зачастую просто не происходит. Ни о какой рентабельности здесь речь идти не может. Третий источник финансирования – доходы от предпринимательской деятельности, в полной мере соответствует рыночным отношениям. Цена формируется из себестоимости и рентабельности. По сути можно говорить, что во всех современных государственных или муниципальных медицинских организациях существует внутренний конфликт между не рыночной необходимостью и рыночной целесообразностью деятельности. Сложность еще заключается в том, что необходимо соблюдать баланс между социальной, медицинской и экономической эффективностью. Еще более усугубляет ситуацию практически правовой вакуум и сплошные юридические коллизии, когда один закон противоречит другому. Понимая все сегодняшние проблемы здравоохранения, Правительство и новое министерство здравоохранения и социального развития решились на довольно радикальные реформы, которые, по их мнению, должны вывести систему здравоохранения из глубокого системного кризиса.
С 90-х годов наша страна вступила в полосу острого демографического кризиса, характеризующийся ростом естественной убыли населения (естественный прирост населения в 2000 г. отмечен только в 15 субъектах Федерации), низкой продолжительностью жизни (65 лет) и значительным разрывом длительности жизни мужчин (58,9 лет) и женщин (72,4 года), высоких показателей общей (15,3%) смертности, сверхсмертности мужчин, особенно трудоспособного возраста. За 10 лет население России сократилось на 1,7 млн. человек. К сожалению, сегодня финансовые средства, предусмотренные Минздраву России, не отражают потребности отрасли, а определяются экономическим возможностям страны. Размеры государственного финансирования здравоохранения недостаточны для выполнения существующих государственных обязательств перед населением. Объем государственного финансирования здравоохранения сегодня составляет около 3% внутреннего валового продукта. Между тем страны с высокоразвитой экономикой тратят на здравоохранение в среднем 7% ВВП, но практически ни в одной стране не гарантируется бесплатность всех видов медицинской помощи всем гражданам. Население в той или иной мере участвует в оплате медицинских услуг. Происходит сокращение масштабов профилактики заболеваний и нарастание платности медицинской помощи. Расходы на медицинские нужды перемещаются на население. Только теневая оплата медицинских услуг и приобретение лекарственных средств населением составляют, по разным оценкам, до 50% совокупных расходов государства и населения на здравоохранение.
Первые попытки реформирования отечественного здравоохранения (внедрение обязательного медицинского страхования) в целом мало изменили его экономическую ситуацию. Чрезвычайно централизованный механизм управления отраслью и система ее финансирования практически не претерпели коренных изменений, необходимых для решения многочисленных вопросов, возникших в связи с переходом общества к рыночным отношениям.
Важной составляющей политики здравоохранения остаются традиции, сформировавшиеся в процессе исторического развития системы здравоохранения и отмеченные влиянием специфических черт национальной культуры каждой страны. В России к таким традициям можно отнести следующие устойчиво проявляющиеся характеристики: государственный характер системы здравоохранения, безвозмездность медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских службах, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, профилактическая направленность здравоохранения; бюджетное финансирование здравоохранения, феномен врача-политика, общественного деятеля на поприще медицины.