Тем не менее, в последнее десятилетие прослеживаются такие тенденции, как:
· Децентрализация системы здравоохранения;
· Дифференциация региональных и муниципальных и формирование окружных систем здравоохранения;
· Развитие частного сектора, формирование платного сектора в государственном здравоохранении;
· Появление политической бюрократии в управлении здравоохранением;
· Усиление роли пациентов;
· Изменение технологической базы здравоохранения;
· Формирование теневого сектора здравоохранения;
· Формирование медико-технологического лобби
В последние годы отмечается относительная стабилизация негативных тенденций в состоянии здоровья населения. Происходит снижение младенческой смертности, уменьшается материнская смертность. Повышение качества и доступности медицинской помощи стали одной из важнейших целей государственной политики в области охраны здоровья граждан Российской Федерации, что подтверждено в «Концепции охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005г.», одобренной распоряжением Правительства от 31.08.2000г.
Современная медицина превратилась в точную науку в строгом смысле этого слова, в науку об условиях, формах и методах распознавания и лечения болезненных процессов и структурных изменений в организме. Новейшие диагностические технологии, пришедшие в практическую медицину в последние 15-20 лет, кардинально изменили методологию постановки диагноза. Тем самым процесс постижения сущности болезни развился в сложную систему разделения и кооперации интеллектуального труда в новом комплексе отношений между медицинскими работниками, в частности врачами- специалистами диагностических подразделений, и лечащими врачами. В формировании точного диагноза, как правило, участвуют представители нескольких медицинских профессий, что делает значительно более обоснованным решение об окончательном диагнозе, выборе методов лечения и прогнозе заболеваний. Эффективность диагностического процесса в целом определяется уровнем оснащенности, уровнем квалификации персонала, применяемых технологий и качеством менеджмента.
Поиски новых организационных форм в диагностике, путей повышения ее эффективности привели к осознанию целесообразности создания диагностических центров. Первые диагностические центры за рубежом появились в 50-х годах в Великобритании, затем в 60-х -70-х годах в США, Франции, Германии, Нидерландах и других странах. Изучение опыта деятельности как небольших (Йоркшир, Эдинбург) так и крупных мультидисциплинарных центров (Клиника Мейо в США, клиника в Висбадене и др.) показало их высокую эффективность в рациональном использовании дорогостоящего оборудования, удешевлению стоимости услуг при повышении качества, уменьшению времени на установление диагноза, в разработке оптимальных и рациональных схем обследования больных, создании рациональной системы контроля качества. Даже в такой высоко развитой стране как Япония в настоящее время в рамках реформирования здравоохранения префектуры о. Хоккайдо разработана программа создания по всей территории острова медицинских зон, основным учреждением которых должны стать многопрофильные диагностические центры.
В России первые диагностические центры начали организовываться в 1988 году после выхода15 июня 1998 г. соответствующего приказа министра здравоохранения СССР 480. Во многих республиках и областях Советского Союза развернулась активная работа по подготовке зданий к приему уникального для того времени медицинского оборудования, закупаемого централизованно Правительством СССР. Энтузиазм, с которым врачи взялись за реализацию этой идеи, напоминает энтузиазм строителей первых пятилеток. Невзирая на ограниченное финансирование, отсутствие СниПов и соответствующих регламентирующих приказов Минздрава, на ощупь, практически день и ночь, без выходных, преодолевая иногда активное сопротивление, но, всегда имея поддержку от руководителей регионов и городов шли они к заветной цели.
Это было время перестройки и казалось, что именно такие глобальные проекты могут кардинальном образом изменить в лучшую сторону ситуацию в здравоохранении. Однако реализовать полностью задуманное Минздраву помешал 1991 год. Из запланированных 76-ти в России было создано 32 диагностических центра.
Уже в первые годы работы эти учреждения доказали правильность принятого решения об их организации. В регионах России, имеющих диагностические центры, постоянно улучшаются качество диагностики, показатели здоровья населения, за последние восемь лет послеоперационная летальность снизилась в среднем в 15 раз, количество проведенных оперативных вмешательств увеличилось в 5 раз. Выявление ранних форм онкопатологий возросло с 25 до 45%, Сократились сроки пребывания больных в стационаре в среднем на 25%, сократилось дублирование исследований в ЛПУ, произошел перенос центра тяжести обследований со стационарного на амбулаторный этап (85% пациентов, направляемых на госпитальное лечение, получают полное догоспитальное обследование), увеличился процент морфологической верификации диагноза на амбулаторном этапе, кроме того, экономический эффект от деятельности диагностического центра превышает расходы на его содержание в 2 раза (данные МЗ РФ). Ежегодно диагностические центры принимают более 5 млн. пациентов в год, в них проводится около 55 млн. исследований, что составляет по некоторым видам диагностики от 40 до 100% исследований, выполненных амбулаторно.
Таким образом, услуги диагностических центров жизненно необходимы, занимают определенное место на рынке услуг здравоохранения, а точнее на рынке медицинских услуг. Тем более актуально появление диагностического центра в условиях, когда требуется качественный скачок на рынке медицинских услуг, где в целом происходит превышение предложения медицинских услуг над спросом, растет конкуренция между учреждениями здравоохранения, и актуальной становится проблема конкурентоспособности медицинского учреждения.
Анализируя 10-летний опыт деятельности диагностических центров в России, Минздрав пришел к однозначному выводу - определить правовой статус диагностических центров как самостоятельных учреждений здравоохранения. Принятое решение соответствует номенклатуре учреждений здравоохранения, утвержденной МЗ РФ 48 от 1998 г. Те диагностические центры, которые создавались в составе крупных клиник или реорганизовывались в процессе работы в диагностические подразделения других больниц, утратили свои позиции и не выполняют возложенные на них функции.
Потребность в медицинской помощи всегда существовала, а в последнее время в связи с ухудшением состояния здоровья населения, с пропагандой здорового образа жизни и осознанием того, что здоровье также является капиталом (ресурсом) эта потребность возрастает. Кроме того, отмечается рост платежеспособности отдельных категорий населения. На фоне этого происходит развитие негосударственных медицинских учреждений, появляются новые источники финансирования со стороны независимых от государства покупателей медицинских услуг.
В Иркутске работает ряд крупных и довольно хорошо оснащенных учреждений здравоохранения (Областная больница, Железнодорожная больница, Факультетские клиники и др.). Потоки пациентов в них к 1999 году были сформированы и открытие Диагностического центра, естественно, нарушило сложившийся определенный баланс. Это вызвало негативную реакцию со стороны ряда поликлиник и больниц. Раздражение некоторых коллег вызывало более комфортное современное здание, сосредоточение уникального оборудования и сама команда, обладающая потрясающей энергетикой. Отбор персонала был неформальным, а требования настолько жесткими, что некоторые кандидаты отсеивались еще на предварительном собеседовании либо признавались в несоответствии ожидаемым квалификационным характеристикам. Трудности прослеживались и в плане координации работы с пациентами. У многих пациентов вызывал протест сам факт требования медрегистратором ИДЦ направления лечебного учреждения установленного образца. Приходилось проводить индивидуальную разъяснительную работу, практически по всем основным пунктам «Положения о направлении пациентов в ИОДЦ», предусматривающего не первичное обращение по собственному желанию, а направление врачом ЛПУ в диагностически неясных случаях, с целью уточнения диагноза и получения рекомендаций по дальнейшему ведению пациента. Такая система направления позволила с первого дня упорядочить потоки пациентов, проходящих обследование бесплатно, за счет средств бюджета и ОМС, обеспечить равномерное распределение всех высоковостребованных и дорогостоящих методик за счет справедливого квотирования для г. Иркутска и Иркутской области.
Для того, чтобы в такой сложной окружающей ситуации не создался отрицательный имидж, как всего Диагностического центра, так и его сотрудников, необходимо было выработать единую стратегию и тактику действий коллектива. В этой ситуации только конкретными делами и их результатами можно было завоевать авторитет среди пациентов и врачей. Это сделать было вдвойне сложно, так как в центр пришли работать специалисты из этих же больниц и поликлиник, и им сложно было быстро адаптироваться к требованиям и организационным подходам администрации, в первую очередь психологически.
Кто никуда не плывет – для тех не
бывает попутного ветра
М. Монтень
Видение будущего. Миссия. Стратегия. Цели.
Для удержания стабильной позиции на рынке медицинских услуг, ИДЦ должен иметь определенное видение, которое бы разделяли как руководство, так и сотрудники. И такое видение есть. Более того, следует заметить, что руководство и большая часть сотрудников имеют примерно одни и же взгляды на будущее Центра. Как показало анкетирование, ИДЦ видит себя в будущем как мобильную, развивающуюся организацию, занимающую лидирующую позицию на рынке медицинских услуг. В качестве ответов использовались такие предположения как “организация, познающая и разрабатывающая новые технологии и методы исследований”, “организация, полностью автоматизировавшая все процессы”, “процветающая, преуспевающая организация”.